Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43
При бассейнах должно быть
не менее двух раздевальных, оборудованных
вешалками для одежды и
К материальным условиям
Для передвижения по детскому
саду, до и после занятий необходимы
махровые или фланелевые халаты
(с капюшоном и длинными
Также детский сад обеспечивает детей мылом, мочалками, халатами и полотенцами, которые хранятся и обрабатываются в прачечной детского сада.
По мнению М. А. Руновой не
маловажную роль в обучении
детей плаванию играет
Таким образом, плавание это
специальная деятельность, которая
требует выполнения ряда
Здоровье как условие свободы
жизни является основным
Одной из главных задач оздоровление ребенка (по мнению Осокиной Т. И., Васильевой М. А.) физического воспитания и обучения дошкольников является работа по укреплению здоровья: закаливание организма, совершенствование основных видов движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения, повышать умственную и физическую работоспособность.
Для решения задач физического воспитания дошкольников, по мнению Т. И. Осокиной используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию:
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе соблюдать режим работы и отдыха;
Естественные силы природы (
В настоящее время в теории
физической культуры
- По историческому признаку сложивщихся систем физического воспитания (гимнастика, спортивная игра, туризм);
- По признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения; упражнения требующие проявления выносливости и т.п.);
- По значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);
- По признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища, шеи, ног, таза и т.д.).
Надо отметить, что классификация физических упражнений показала, что практически все виды упражнений можно использовать в сухом плавании.
Т. И. Осокина дает такое определение физическим упражнениям – основное средство физического воспитания, они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Этой же точки зрения
В.Г. Алямовская
- Обучение детей уходу за своим телом;
- Закаливание (сон без маек, ходьба босиком, обширное умывание);
- Дыхательная гимнастика;
- Упражнения по профилактике плоскостопия;
- Упражнения по профилактике нарушения осанки;
- Прогулки «плюс» динамический час;
-Оптимальный двигательный режим.
Существуют и другие средства укрепления здоровья как йога, дыхательная гимнастика, предложенные такими авторами как Р. А. Еремина, В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров, Горькова Л.Г .
Дыхательные упражнения способствуют повышению общего жизненного тонуса, идет сопротивляемость организма, устойчивость к заболеваниям верхних дыхательных систем, развитие дыхательной мускулатуры, подвижность грудной клетки. Йога в свою очередь расслабляет группы мышц при исполнении определенной позы, например позы «кошечки», что помогает ребенку чувствовать себя комфортно и непринужденно - именно в такой позе он находился в материнской утробе. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, тяжесть и т.д., на какое-то время «сжимается в комочек», что способствует оптимальному «проходу» и распределению энергетических потоков внутри тела.
Точечный массаж, на него обратила внимание Горькова Л.Г., как на средство лечебной физкультуры, использующие местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, кроме общих приемов массажа и их разновидностей, используют дополнительные специальные приемы в определенных сочетаниях и последовательности. Массаж используется на занятиях, на суше. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез (закаливающий эффект); в мышцах усиливается окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. Происходит укрепление мышц и восстановление их работоспособности. Следовательно, массаж – это великолепное закаливающее средство для детского организма.
Доскин В.А., Голубева Л.Т., дают рекомендации для выполнения массажа; прежде чем начать занятия с детьми, попробуйте приемы на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы на это затратили. Правило первое - никакой боли! Только приятные ощущения! В дальнейшем ребенок будет радоваться каждый раз, когда вы только будете готовиться к этой процедуре.
Оздоровительная гимнастика.
С
использованием простых упражнений
и элементов хатка-йога – это
средство укрепления здоровья улучшает
кровообращение, помогает нормализовать
работу внутренних органов, улучшает осанку,
способствует оздоровлению психики (уверенность
в себе, воспитывает все нравственно-
Эти упражнения доступны людям любого возраста, в том числе и детям. Гимнастика выполняется в спокойном темпе, спокойное дыхание и человек расслабляется. А для детей, чтобы у них повысился интерес нужно эту гимнастику проводить в игровой форме, можно как сказку или интересный рассказ.
К этим упражнениям относится: «Приветствие!», «Всадник», «гора», «Дерево», «Дельфин», «Кошечка» и т.д.
Эти упражнения могут быть использованы на суше.
Таким образом, оздоровительная гимнастика и точечный массаж – это разминка, которая выполняется на суше, то есть сухое плавание, непосредственно перед занятием на воде.
Сухое плавание помогает решать следующие задачи:
-
сохранять непрерывность
-
обучать имитационным
-
осуществлять силовую и общую
физическую подготовку детей
к занятиям в воде.
Благоприятное воздействие плавания на детский
организм является общепризнанным. В медико-физиологическом
аспекте это укрепление различных функциональных
систем детского организма (сердечно-сосудистой,
дыхательной, опорно-двигательной и др.),
в психологическом аспекте — формирование
произвольной регуляции движений и действий,
в педагогическом — это не только обучение
дошкольника сложноорганизованным действиям,
но и способ становления навыков саморегуляции.
В то же время акватория
бассейна — это, прежде всего, иная среда
обитания, которая предъявляет особые
требования к двигательным способностям
человека. Поэтому тренеры-педагоги единодушны
в том, что для избавления от детских страхов
и общего привыкания ребенка к воде необходим
адаптационный период.
Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Учет психологических закономерностей
развития ребенка при организации занятий
плаванием в детских дошкольных учреждениях
требует, чтобы эти занятия структурно
и функционально строились по принципам
«открытого обучения» в педагогике школьного
возраста. Открытое обучение не ограничивается
строго регламентированными рамками и допускает
модификации, как по воле педагога, так
и по воле ученика. Дидактическое пространство
при таком подходе оказывается «местом
встречи» разнонаправленной мотивированной
деятельности ребенка (который хочет купаться
и резвиться) и взрослого (цель которого
— научить ребенка плавать). Ребенок же
становится субъектом собственных плавательных
движений, а не объектом педагогических
требований инструктора.
Таким образом, к формированию плавательных
навыков у детей дошкольного возраста
должна вести не столько особая методика
обучения плаванию, сколько необходимость
освоения ребенком более широкого социального
опыта — акватории бассейна.