Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретические основы обучения дошкольников плаванию………..5
Возможности плавания в укреплении здоровья и всестороннего развития дошкольников……………………………………………………5
Условия организации обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Средства укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………….……17
Методика обучения плаванию дошкольников………………….………22
Вывод по 1 главе………………………………………………………….31
ГЛАВА 2 Пути укрепления здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию…………………………………………………………………………33
2.1. Выявление уровня сформированности двигательных умений и навыков плавания………………………………………………………………………….33
2.2. Укрепление здоровья дошкольников в процессе обучения плаванию….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовик хорошая (Автосохраненный).docx

— 99.90 Кб (Скачать)

          При бассейнах должно быть  не менее двух раздевальных, оборудованных  вешалками для одежды и полотенец,  диванчиками. Пол в раздевалках  застилается резиновыми ковриками  или деревянными решетками. Обязательны  душевые.

         К материальным условиям относиться  и одежда детей на занятии.  Дети занимаются плаванием в  плавках, которые хранятся в  детском саду, в резиновых шапочках и при необходимости в плавательных очках (маске), ластах.

         Для передвижения по детскому  саду, до и после занятий необходимы  махровые или фланелевые халаты (с капюшоном и длинными рукавами), обувь на резиновой подошве  (исключая шлепанцы типа «вьетнамки»).

          Также детский сад обеспечивает детей мылом, мочалками, халатами и полотенцами, которые хранятся и обрабатываются в прачечной детского сада.

           По мнению М. А. Руновой не  маловажную роль в обучении  детей плаванию играет биологическое  условие. Это условие основано  на потребности детей в движении, а также в совершенствовании  уже имеющихся умений и навыков,  развитие физических качеств,  что играет не маловажную роль.

             

            Таким образом, плавание это  специальная деятельность, которая  требует выполнения ряда условий:  материальных, педагогических, гигиенических,  биологических.  Соблюдение всех  этих условий, как отмечали  Осокина Т. И., Рунова М. А.  благоприятно действует на воспитание, обучение и оздоровление детей  в процессе обучения плаванию. Необходимо отметить, что все перечисленные условия взаимосвязаны друг с другом, в своей взаимосвязи и каждое условие отдельно воздействует на детский организм ребенка: оздоравливает, обучает и воспитывает.

          
 
 
 
 

    1. Средства  укрепления здоровья в процессе обучения плаванию детей дошкольного  возраста

    Здоровье как условие свободы  жизни является основным фактором  в системе важнейших человеческих  ценностей. Сегодня крайне важно  обеспечить здоровье человека  в реальных условиях его существования.  Образ жизни может быть здоровым  только тогда, когда он развивается,  дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется.

   Одной из главных задач оздоровление ребенка (по мнению Осокиной Т. И., Васильевой М. А.) физического воспитания и обучения дошкольников является работа по укреплению здоровья: закаливание организма, совершенствование основных видов движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения, повышать умственную и физическую работоспособность. 

      Для решения задач физического  воспитания дошкольников, по мнению Т. И. Осокиной используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы,  физические упражнения и др.  Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию:

        Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе соблюдать режим работы и отдыха;

     Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают силы функциональные  возможности и работоспособность  организма. Они имеют огромное  значение в закаливании организма,  тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов  в сочетании с физическими  упражнениями повышает обменные  процессы, приспособительные и защитные функции организма.  Рассмотрим  физические упражнения – это двигательное действие, созданное и применияемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчиненно педагогическим закономерностям (Рунова М. Н. 2002). Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а также способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

     В настоящее время  в теории  физической культуры существует  несколько классификаций физических  упражнений, рассмотрим классификацию Филипповой :

- По историческому признаку сложивщихся систем физического воспитания (гимнастика, спортивная игра, туризм);

- По признаку особенностей мышечной деятельности  (скоростно-силовые упражнения; упражнения требующие проявления выносливости и т.п.);

- По значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);

- По признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища, шеи, ног, таза и т.д.).

Надо  отметить, что классификация физических упражнений показала, что практически все виды упражнений можно использовать в сухом плавании.

      Т. И. Осокина  дает такое определение физическим упражнениям – основное средство физического воспитания, они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

      Этой же точки зрения придерживаются  и А. В. Запорожец, Ю. Ф.  Змановский. Также они отмечают, что успешное решение поставленных  задач возможно лишь при условии  комплексного использования всех  средств физического воспитания:  рациональный режим, питание,  закаливание (в повседневной жизни,  специальные меры закаливания)  и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

    В.Г. Алямовская придерживается  другой точки зрения, она говорит,  что реализация указанных задач  возможна лишь при условии  высокого уровня здоровья ребенка  старшего дошкольного возраста. В связи с этим возникает  потребность в привлечении различных  средств и методов физического  оздоровления детей старшего  дошкольного возраста, т. к. это  наиболее гибкий возраст для  формирования жизненно необходимых  двигательных умений и навыков  ребенка старшего дошкольного  возрастав соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, воспитание потребности в здоровом образе жизни. И предлагает систему общеоздоровительных мероприятий, которые в свою очередь включают в себя:

- Обучение детей уходу за своим телом;

- Закаливание (сон без маек, ходьба босиком, обширное умывание);

- Дыхательная гимнастика;

- Упражнения по профилактике плоскостопия;

- Упражнения по профилактике нарушения осанки;

- Прогулки  «плюс» динамический час;

-Оптимальный двигательный режим.

   Существуют и другие средства  укрепления здоровья как йога, дыхательная гимнастика, предложенные такими авторами как Р. А. Еремина, В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров, Горькова Л.Г .

     Дыхательные упражнения способствуют повышению  общего жизненного тонуса, идет сопротивляемость организма, устойчивость к заболеваниям верхних дыхательных систем, развитие дыхательной мускулатуры, подвижность  грудной клетки. Йога в свою очередь расслабляет группы мышц  при исполнении определенной позы, например позы «кошечки», что помогает ребенку чувствовать себя комфортно и непринужденно - именно в такой позе он находился в материнской утробе. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, тяжесть и т.д., на какое-то время «сжимается в комочек», что способствует оптимальному «проходу» и распределению энергетических потоков внутри тела.

     Точечный  массаж, на него обратила внимание Горькова Л.Г., как на средство лечебной физкультуры, использующие местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, кроме общих приемов массажа и их разновидностей, используют дополнительные специальные приемы в определенных сочетаниях и последовательности. Массаж используется на занятиях, на суше. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез (закаливающий эффект); в мышцах усиливается окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. Происходит укрепление мышц и восстановление их работоспособности. Следовательно, массаж – это великолепное закаливающее средство для детского организма.

     Доскин В.А., Голубева Л.Т., дают рекомендации для выполнения массажа; прежде чем начать занятия с детьми, попробуйте приемы на себе, запомните свои ощущения и силу, которую вы на это затратили. Правило первое - никакой боли! Только приятные ощущения! В дальнейшем ребенок будет радоваться каждый раз, когда вы только будете готовиться к этой процедуре.

     Оздоровительная гимнастика.

     С использованием простых упражнений и элементов хатка-йога – это  средство укрепления здоровья улучшает кровообращение, помогает нормализовать  работу внутренних органов, улучшает осанку, способствует оздоровлению психики (уверенность  в себе, воспитывает все нравственно-волевые  качества).

     Эти упражнения доступны людям любого возраста, в том числе и детям. Гимнастика выполняется в спокойном темпе, спокойное дыхание и человек  расслабляется. А для детей, чтобы  у них повысился интерес нужно  эту гимнастику проводить в игровой  форме, можно как сказку или интересный рассказ.

     К этим упражнениям относится: «Приветствие!», «Всадник», «гора», «Дерево», «Дельфин», «Кошечка» и т.д.

     Эти упражнения могут быть использованы на суше.

     Таким образом, оздоровительная гимнастика и точечный массаж – это разминка, которая выполняется на суше, то есть сухое плавание, непосредственно  перед занятием на воде.

     Сухое плавание помогает решать следующие  задачи:

     - сохранять непрерывность учебных  занятий плаванием;

     - обучать имитационным движениям  и совершенствовать их;

     - осуществлять силовую и общую  физическую подготовку детей  к занятиям в воде. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методика  обучения плаванию дошкольников

          Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции. 
       В то же время акватория бассейна — это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому тренеры-педагоги единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. 

         Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. 

         Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленной мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого — научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора. 
Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта — акватории бассейна.

Информация о работе Плавание как средство укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста