Педагогическое общение. Коммуникативная культура педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Общение – основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….2
Глава 1 ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………….…4
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ………………..………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА.
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27

Файлы: 1 файл

Курсовик Педагогическое общение.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
"justify">    Опять-таки характерное, в основном, для молодых  учителей и связанное с неумением  организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.18

    А.С.Макаренко  резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего  нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался  детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...

    Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...

    Пусть любовь придет незаметно, без ваших  усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..." 19

    Общение - заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:

    а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

    б) отсутствия навыков общения;

    в) боязни общения с классом и  одновременно желания наладить контакт  с учениками.20

    В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают  все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности. 

    ГЛАВА III.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.

    СРЕДСТВА  ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА. 

     3.1 Средства развития коммуникативности педагога-психолога. 

     От  стиля зависит психологическая  атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили  общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

     Наиболее  плодотворный процесс воспитания и  обучения обеспечивается именно надежно  выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

     - взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

     - наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

     - ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

     - отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

     - использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

     - единством делового и личностного общения;

     - включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п. 21

     В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и  педагоги советуют учителям следующие  средства для развития коммуникативных  способностей:

     1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

     2) Учитель не должен, открыто демонстрировать  педагогическую позицию. Для детей  слова и поступки педагога  должны восприниматься как проявление  его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

     3) Адекватная оценка собственной  личности. Познание себя, управление  собой должно стать постоянной  заботой каждого учителя. Особого  внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

     4) Педагогически целесообразные отношения  строятся на взаимоуважение ученика  и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

     5) Педагогу необходимо позаботиться  о благоприятной самопрезентации:  показать ребятам силу своей  личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

     6) Развитие наблюдательности, педагогического  воображения, умения понимать  эмоциональное состояние, верно  истолковывать поведение. Творческий  подход к анализу ситуации  и принятию решений основывается  на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

     7) Увеличение речевой деятельности  учеников за счет уменьшения  речевой деятельности учителя  - важный показатель мастерства  общения учителя. 

     8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

     9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

     10) Содержание бесед должно быть  интересно обеим сторонам.

     Если  педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем  и трудностей в общении.22

     Сознательное  формирование своего педагогического стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

     Постепенно  происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

     В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль  общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.23

     3.2 Технология общения

     Владение  технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации.

     Начинающий  педагог должен формировать у  себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.

     Одним из средств, подкрепляющих воздействие  общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного  поведения и звучания речи. В системе  педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:

     1) Педагог открыто выступает как  инициатор общения.

     2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.

     Следующей важной задачей является, с одной  стороны, удержание инициативы в  общении, придании ей необходимых ситуативных  форм и т.п.

     Для детей очень важен внешний  вид педагога: жесты, мимика, пантомимика  и т.д. Рассмотрим их более подробно.24

     Мускульная  мобилизированность - обязательное условие  начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

     Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она  помогает выделить главное, рисует образ.25

     Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

     Учителю необходимо выработать манеру правильно  стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания  взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

     Жест  педагога должен быть ограниченным и  сдержанным, без резких взмахов и  острых углов. Предпочтительны круглые  жесты и скупая жестикуляция.

     Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: "Будьте добры", мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

     Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают  ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

     Чтобы общение было активным, следует иметь  открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

     Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением  мускулов лица. Нередко выражение  лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем  слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.26

     Дети "читают" лицо учителя, угадывая его  отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс  маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Информация о работе Педагогическое общение. Коммуникативная культура педагога-психолога