Педагогическая и психологическая культура учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Краткое описание

Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура..

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой литерату

Файлы: 1 файл

реферат по Гавриловой.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Содержание

  Введение

1. Определение понятия «педагогическая культура»

2. Составляющие педагогической культуры

3. Психологические требования к личности педагога

4. Индивидуальный стиль деятельности педагога

  Заключение

  Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

Социальные  и экономические  изменения, сотрясающие  общество, не могли  не сказаться на образовании. Смена приоритетов  в общественно-государственном  обустройстве влечёт неизбежно смену  приоритетов в  подчинённых структурах, в том числе и в образовании.

Сегодня, когда меняется образовательная  парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная  работа по смене ориентиров авторитаризма в  школе на демократические  установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.

Человек, вставший за учительский  стол, ответственен за всё, что знает  и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого  ученика, подрастающего  поколения, общества и государства  характеризуется  учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Особые  профессиональные и  общественные функции  учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Меняющаяся  концепция образования, новые типы школ, определяющие новое  содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые  умения: быстро перестраиваться, осваивать новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века.

Поэтому сегодня можно  утверждать, что педагогическая культура сопряжена в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется в способности быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.

В связи с общественными изменениями вопрос о педагогической культуре каждого учителя, и учителя начальных классов в частности, звучит особенно актуально. 
 
 
 

   1. Определение понятия «педагогическая культура»

В психолого-педагогической литературе, посвященной  проблемам культуры педагогической деятельности, нет четкой и развернутой концепции понимания, что есть культура педагогической деятельности и самое главное - как ее формировать, взращивать. Это понятие ново. Его категориальная разработка началась лишь в наши дни. Тем не менее, мы имеем несколько определений этого понятия: 
     1. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.      

2. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. 
     3. Интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта. 

Эти определения не раскрывают специфическим образом  природу педагогической культуры. Так можно  определить и культуру врача, и геолога, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д. Сведение культуры педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик и заставляет говорить только о должном. Но даже малейшего соприкосновения педагогического должного с социальным сущим достаточно, чтобы разбить в прах благие намерения педагогов окультурить среду своими силами в пределах учебного заведения.       

Культура  педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога. 

В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую  ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и  коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие. 

Индикатором культуры педагогической деятельности является нравственное отношение  к деятельности и  ученику, в противном  случае она (деятельность) подменяется неадекватными формами. Именно нравственно-эстетические отношения в совместной деятельности выступают как основа культурной педагогической деятельности. 

Построение  педагогической деятельности как культурного  явления - это сознательно  организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников как системы магистральных смысложизненных целей личности. Целеполагающая деятельность обеспечивает избирательное освоение пространства человеческой культуры, участвует в механизме формирования индивидуального стиля жизнеосуществления.      

Отправной точкой формирования культуры педагогической деятельности логично  считать вопрос о  совокупности знаний, раскрывающих ее сущность и необходимых  для усвоения их субъектом деятельности.

Продуктом деятельности учителя  начальных классов  являются “люди” как  члены общества, т.е. индивиды, умеющие  осуществлять необходимую  социальную деятельность и устанавливать  между собой отношения, соответствующие  нормам социального  общения. Исходным материалом его деятельности служат необученные или недостаточно обученные индивиды, не умеющие делать все то, что они будут уметь делать после обучения и воспитания. Сама деятельность обучения и воспитания, во всяком случае в наши дни, заключается в том, что учителя все время целенаправленно воздействуют на учеников, преобразуют их, переводят из одного состояния в другое. При этом, подобно всем другим “практикам”, они пользуются средствами, различающимися в зависимости от того, какие именно преобразования индивидов должны быть произведены и производятся. 

Итак, первым и основным элементов в знаниях, необходимых для  организации обучения и воспитания, являются знания о тех способностях, которыми должны обладать полностью подготовленные индивиды, легко включающиеся в процесс деятельности. Можно сказать, что эти знания о целях обучения и воспитания в широком смысле. Вторым элементом их должны быть знания о той “траектории формирования, по которой надо вести детей от нулевого состояния полной неподготовленности к заданному уровню развития. В силу такого характера педагогические знания задают культуру деятельности. 

Критериями  сформированности культуры педагогической деятельности у выпускников  педуниверситета  могут служить:

  • наличие общественно и личностно значимых мотивов выбора деятельности учителя и педагогического идеала (ответственность за судьбу ребенка, понимание социальной роли и функций учителя, саморазвитие и самореализация в педагогической деятельности);
  • цели, направленные на формирование целостной личности ребенка, ориентированной на культуросообразные нормы и образцы деятельности, руководствующейся в жизни гуманными ценностями;
  • знание возрастных психологических особенностей ребенка;
  • умение быть самому деятелем и носителем нравственных отношений;
  • умение “педагогического” проектирования человека будущего;
  • знание и владение социально значимыми ценностями. умение привести ребенка к принятию этих социально значимых ценностей (воспитать положительное отношение к соблюдению общественных норм жизнедеятельности, активное отношение к решению социальных, политических проблем, ответственность за судьбу отечества, сохранение жизни, здоровья планеты и др.);
  • способность к самопроектированию собственной жизнедеятельности и передаче этих умений ребенку;
  • умения оценивать самого себя, применять эти умения к оценке ребенка и научить его этим приемам;
  • знания о построении и перестройке деятельности. Умения сформировать в ребенке способность к перестраиванию деятельности, способность соотносить последнюю с изменением в самом ребенке;
  • знания о средствах и способах педагогического воздействия. Знание механизмов запуска социально мотивированной деятельности. Умение “запустить” механизм социально мотивированной деятельности в ребенке (чтобы ребенок захотел делать, проявил интерес, желание и пр., прочувствовал на конкретном виде деятельности, что знание - механизм безошибочного действия и др.).
 
 
 
 
 
 
 

2. Составляющие педагогической культуры

Учительская работа относится  к очень сложным  видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием на внешние, видимые характеристики его деятельности.

Педагогическая  функция - предписанное педагогу направление  применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются воспитание, обучение, образование, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно.  Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не  учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван  учитель. И чем  он отчётливее понимает эту свою главную  функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела как бы остаётся за кадром, за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.

Функции педагога.

Первая  функция педагога, возникающая уже  на стадии замысла  проекта, - целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она  идеально предвосхищает  и направляет движение общего труда учителя  и его учеников к их общему результату. Управлении процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства для её достижения.

В неразрывной связи  с диагностированием  осуществляется прогнозирование. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Информация о работе Педагогическая и психологическая культура учителя