Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:07, реферат
Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура..
Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой литерату
Содержание
Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагога сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Меняющаяся концепция образования, новые типы школ, определяющие новое содержание образования, введение новых предметов, предполагают новые умения: быстро перестраиваться, осваивать новое содержание, подходы, методики обучения, создавать свои варианты организации и методики обучения, учитывающие социально-психологические, культурно-экономические изменения, характерные для учащихся XXI века.
Поэтому сегодня можно утверждать, что педагогическая культура сопряжена в меняющемся мире с педагогической мобильностью, которая проявляется в способности быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, подчиняя их решению перспективных педагогических задач развития личности учащихся.
В
связи с общественными
изменениями вопрос
о педагогической культуре
каждого учителя, и учителя
начальных классов в
частности, звучит особенно
актуально.
1. Определение понятия «педагогическая культура»
В
психолого-педагогической
литературе, посвященной
проблемам культуры
педагогической деятельности,
нет четкой и развернутой
концепции понимания,
что есть культура педагогической
деятельности и самое
главное - как ее формировать,
взращивать. Это понятие
ново. Его категориальная
разработка началась
лишь в наши дни. Тем
не менее, мы имеем несколько
определений этого понятия:
1. Педагогическая культура
представляет собой
интегративную характеристику
педагогического процесса
в единстве его объекта,
субъекта, содержания,
механизма, системы
и целей.
2.
Педагогическая культура
представляет собой
интегративную характеристику
педагогического процесса,
включающую единство
как непосредственной
деятельности людей
по передаче накопленного
социального опыта,
так и результаты этой
деятельности, закрепленные
в виде знаний, умений,
навыков и специфических
институтов такой передачи
от одного поколения
к другому.
3. Интегральное качество
личности учителя, проектирующее
его общую культуру
в сферу профессии. Это
синтез высокого профессионализма
и внутренних свойств
педагога, владение
методикой преподавания
и наличие культуротворческих
способностей. Это мера
творческого присвоения
и преобразования накопленного
человечеством опыта.
Учитель, обладающий
высокой педагогической
культурой, имеет хорошо
развитое педагогическое
мышление и сознание,
обладает творческим
потенциалом и является
средоточием всемирного
культурно-исторического
опыта.
Эти определения не раскрывают специфическим образом природу педагогической культуры. Так можно определить и культуру врача, и геолога, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д. Сведение культуры педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик и заставляет говорить только о должном. Но даже малейшего соприкосновения педагогического должного с социальным сущим достаточно, чтобы разбить в прах благие намерения педагогов окультурить среду своими силами в пределах учебного заведения.
Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога.
В культурной деятельности педагога ученик приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование, саморазвитие.
Индикатором культуры педагогической деятельности является нравственное отношение к деятельности и ученику, в противном случае она (деятельность) подменяется неадекватными формами. Именно нравственно-эстетические отношения в совместной деятельности выступают как основа культурной педагогической деятельности.
Построение педагогической деятельности как культурного явления - это сознательно организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников как системы магистральных смысложизненных целей личности. Целеполагающая деятельность обеспечивает избирательное освоение пространства человеческой культуры, участвует в механизме формирования индивидуального стиля жизнеосуществления.
Отправной точкой формирования культуры педагогической деятельности логично считать вопрос о совокупности знаний, раскрывающих ее сущность и необходимых для усвоения их субъектом деятельности.
Продуктом деятельности учителя начальных классов являются “люди” как члены общества, т.е. индивиды, умеющие осуществлять необходимую социальную деятельность и устанавливать между собой отношения, соответствующие нормам социального общения. Исходным материалом его деятельности служат необученные или недостаточно обученные индивиды, не умеющие делать все то, что они будут уметь делать после обучения и воспитания. Сама деятельность обучения и воспитания, во всяком случае в наши дни, заключается в том, что учителя все время целенаправленно воздействуют на учеников, преобразуют их, переводят из одного состояния в другое. При этом, подобно всем другим “практикам”, они пользуются средствами, различающимися в зависимости от того, какие именно преобразования индивидов должны быть произведены и производятся.
Итак, первым и основным элементов в знаниях, необходимых для организации обучения и воспитания, являются знания о тех способностях, которыми должны обладать полностью подготовленные индивиды, легко включающиеся в процесс деятельности. Можно сказать, что эти знания о целях обучения и воспитания в широком смысле. Вторым элементом их должны быть знания о той “траектории формирования, по которой надо вести детей от нулевого состояния полной неподготовленности к заданному уровню развития. В силу такого характера педагогические знания задают культуру деятельности.
Критериями сформированности культуры педагогической деятельности у выпускников педуниверситета могут служить:
2. Составляющие педагогической культуры
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей совсем не понимают, ограничиваясь указанием на внешние, видимые характеристики его деятельности.
Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются воспитание, обучение, образование, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела как бы остаётся за кадром, за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.
Функции педагога.
Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, - целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему результату. Управлении процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства для её достижения.
В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности.
Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
Информация о работе Педагогическая и психологическая культура учителя