Педагогическая и психологическая культура учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Краткое описание

Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура..

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой литерату

Файлы: 1 файл

реферат по Гавриловой.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование - педагогические функции, выполняемые учителями  на подготовительном этапе каждого  проекта учебно-воспитательной деятельности.

На  следующем этапе  реализации намерений  учитель выполняет  информационную, оценочную, контрольную и  корректирующую функции.

И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т.д.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций  учитель выполняет  функции общественные, гражданские, семейные.

В истории педагогики на протяжении веков  преобладала точка  зрения, согласно которой  умело готовит  к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена  на рациональной технологии. Другая половина её - искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей, составляющих основу педагогической культуры.

Экспрессивные способности

Экспрессивные способности - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.

Велика  сила человеческого  слова. Словесная  или вербальная коммуникация - основной вид общения, под которым имеется  в виду передача информации от человека группе людей или от человека человеку. Речь - универсальное средство коммуникации. Она позволяет наиболее точно и образно передавать информацию. Тем не менее существует и другой способ передачи знаний - невербальный. Он включает кинесику, помогающую передавать информацию с помощью жестов, мимики и пантомимики; проксемику, дающую рекомендации по учёту при передаче информации места и времени словесного общения; паралингвистику, использующую вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистику, рассматривающую громкость и темп речи, паузы, вкрапления в паузы - покашливания, смех, плаксивые нотки; визуальное общение, берущее на вооружение контакт глазами и такесику - прикосновение.

   «Я  твёрдо убеждён, писал В.А.Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность ученой работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшим возможностями родного языка.

Дидактические способности

Дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был  прочно усвоен, иными  словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Авторитарные  способности

Авторитарные  способности заключаются  в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников.

Существует  мнение, что должность  учителя, а тем  более учителя  начальных классов, сама по себе обеспечивает ему авторитет  в обществе и среди  учеников. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменён авторитетом личностным.

Если  в школе с уважением  относятся к любому преподавателю, даже не знакомому с  учащимися, не работающему  с ними, то можно  говорить о высокой  дисциплине в коллективе. Но в своём классе, с теми, кого он обучает и воспитывает, педагога будут уважать только за его глубокие знания, серьёзное отношение к работе, требовательность и уважение к детям, искреннюю заботу о них.

Научно-педагогические способности

Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег.

Необходимо  приучать себя не только внимательно следить за новинками литературы, за новыми педагогическими и психологическими исследованиями, но и непосредственно участвовать в научной педагогической жизни.

Педагогический  труд приносит моральное  удовлетворение только тогда, когда ежедневные занятия не становятся повинностью для учащихся, когда сам учитель анализирует учебные занятия и воспитательные мероприятия, строит всю свою работу, опираясь на научное предвидение.

Перцептивные  способности

Перцептивные  способности - это  умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к учителю.

Основа  перцепции - в аналитическом  подходе к поведению  обучаемого, в готовности учителя фиксировать  в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание.

Плохое  настроение младшего школьника, пропуски им занятий, грубость, могут быть следствием ненормальной обстановки в семье или  неблагополучных  отношений с товарищами в коллективе, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учёбе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьёзно учиться и правильно вести себя в коллективе. Одновременно следует попытаться устранить причины этих отрицательных влияний, используя оптимальные в данных условиях методы воспитания и обучения.

Коммуникативные способности

Коммуникативные способности - это  умение легко вступать в контакты с другими  людьми, прежде всего  с учащимися, и  в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Неверная  тактика общения  с учащимися затрудняет воспитание и обучение, разъединяет коллектив.

Эффективный педагог своим  демократичным отношением к учащимся создаёт  состояние спокойного удовлетворения и  радости в коллективе. В то же время учитель авторитарного типа вызывает состояние подавленности, растерянности, нежелания учиться. При этом учащиеся-отличники относительно спокойнее относятся к учителю-автократу, а отстающие школьники относятся к нему более дифференцированно.

Общаясь с людьми, не следует забывать, что ключевые объекты ситуации имеют неодинаковое значение для многих из них. Необходимо чувствовать настрой коллектива или человека, с которым общаешься.

Личностные  способности

Личностные  способности учителя  проявляются прежде всего в педагогическом такте.

Этот  такт заключается  в умении соблюдать  чувство меры в  отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая  всегда сочетается с  уважением к обучаемым, с заботой о  них.

Основа  такта - выдержка и  уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Доброе отношение и уважение к учащимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. При объяснении особенно трудного материала, решении ложных задач желательно проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному молодому человеку, но оно не должно быть приторным, навязчивым. Затрудняет контакты с учащимися малейшая неискренность педагога. Как видно, здесь личностные способности педагога совпадают с коммуникативными.

Организаторские способности

Организаторские способности предусматривают  умение чётко, без  потерь времени подготовить  и провести любое  занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.д.

Организаторские способности учителя  начальных классов  проявляются в  умении найти каждому  посильное и интересное для него дело, создать  дружескую обстановку в коллективе.

  В структуру организаторских  умений учителя начальных классов входят:

  • умение заряжать всех своей энергией;
  • умение найти каждому дело по способностям;
  • творческая и исполнительская инициативность;
  • склонность к организаторской деятельности;
  • требовательность к себе и к другим людям;
  • общительность, настойчивость и активность;
  • высокая работоспособность и личная организованность.

Мажорные  способности

Мажорные  способности - это  оптимизм и юмор учителя, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Подтянутость  и бодрость, готовность к полезному действию, оптимистический  тон и доброжелательность, добрая шутка - всё  это не менее важно, чем профессиональная квалификация, всё  это неотъемлемые составляющие педагогической культуры учителя.

Психомоторные способности

Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в  работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения  здесь необходимы. Рассматриваемые  способности предусматривают умение преподавателя подбирать индивидуальную технику движений учащихся во время физической работы, гимнастических занятий, сборки и разборки прибора, проведения эксперимента, учитывая при этом их рост, вес, длину конечностей, быстроту реакции и др.

Психомоторные способности учителя - это и умение, говоря словами А.С.Макаренко, «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с  учениками».

Способности к концентрации и  распределению внимания

Способности к концентрации  и распределению  внимания - готовность на занятиях и во  всех других случаях общения держать в поле зрения весь класс, видеть каждого в отдельности. В то же время, наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица.

Гностические  способности

Гностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отражёнными образами.

В структуру гностических способностей входят анализ своей собственной  педагогической деятельности, анализ положения  в коллективе, умение выявить неформальные группы, обнаружить и ликвидировать внутригрупповые конфликты, сплотить, настроить их на серьёзное отношение к учёбе и активное участие в общественной жизни, выявить лидеров коллектива и степень воспитанности и подготовленности каждого подопечного, умение дать ему положительную характеристику.

Конструктивные  способности

Конструктивные  способности, или  педагогическое воображение - это умение проектировать  будущее воспитанников, тщательнее планировать  предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.

Выработать  у себя эти способности  нелегко. Если у педагога  конструктивные способности не развиты и он не может более или менее уверенно прогнозировать будущее своих подопечных, необходимо приучить себя не делать необоснованных прогнозов, могущих осложнить будущую жизнь воспитанника. 
 
 
 
 

3. Психологические требования к личности педагога

В организации  учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического  фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый  характер и крепкая воля, большая  общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Информация о работе Педагогическая и психологическая культура учителя