Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:07, реферат
Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура..
Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой литерату
Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование - педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта учебно-воспитательной деятельности.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т.д.
Кроме своих непосредственных профессиональных функций учитель выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
В истории педагогики на протяжении веков преобладала точка зрения, согласно которой умело готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина её - искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей, составляющих основу педагогической культуры.
Экспрессивные способности
Экспрессивные способности - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.
Велика сила человеческого слова. Словесная или вербальная коммуникация - основной вид общения, под которым имеется в виду передача информации от человека группе людей или от человека человеку. Речь - универсальное средство коммуникации. Она позволяет наиболее точно и образно передавать информацию. Тем не менее существует и другой способ передачи знаний - невербальный. Он включает кинесику, помогающую передавать информацию с помощью жестов, мимики и пантомимики; проксемику, дающую рекомендации по учёту при передаче информации места и времени словесного общения; паралингвистику, использующую вокальные возможности голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистику, рассматривающую громкость и темп речи, паузы, вкрапления в паузы - покашливания, смех, плаксивые нотки; визуальное общение, берущее на вооружение контакт глазами и такесику - прикосновение.
«Я твёрдо убеждён, писал В.А.Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность ученой работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшим возможностями родного языка.
Дидактические способности
Дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс.
Авторитарные способности
Авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников.
Существует мнение, что должность учителя, а тем более учителя начальных классов, сама по себе обеспечивает ему авторитет в обществе и среди учеников. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменён авторитетом личностным.
Если в школе с уважением относятся к любому преподавателю, даже не знакомому с учащимися, не работающему с ними, то можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своём классе, с теми, кого он обучает и воспитывает, педагога будут уважать только за его глубокие знания, серьёзное отношение к работе, требовательность и уважение к детям, искреннюю заботу о них.
Научно-педагогические способности
Научно-педагогические способности подразумевают участие в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег.
Необходимо приучать себя не только внимательно следить за новинками литературы, за новыми педагогическими и психологическими исследованиями, но и непосредственно участвовать в научной педагогической жизни.
Педагогический труд приносит моральное удовлетворение только тогда, когда ежедневные занятия не становятся повинностью для учащихся, когда сам учитель анализирует учебные занятия и воспитательные мероприятия, строит всю свою работу, опираясь на научное предвидение.
Перцептивные способности
Перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к учителю.
Основа перцепции - в аналитическом подходе к поведению обучаемого, в готовности учителя фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание.
Плохое настроение младшего школьника, пропуски им занятий, грубость, могут быть следствием ненормальной обстановки в семье или неблагополучных отношений с товарищами в коллективе, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учёбе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьёзно учиться и правильно вести себя в коллективе. Одновременно следует попытаться устранить причины этих отрицательных влияний, используя оптимальные в данных условиях методы воспитания и обучения.
Коммуникативные способности
Коммуникативные способности - это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.
Неверная тактика общения с учащимися затрудняет воспитание и обучение, разъединяет коллектив.
Эффективный педагог своим демократичным отношением к учащимся создаёт состояние спокойного удовлетворения и радости в коллективе. В то же время учитель авторитарного типа вызывает состояние подавленности, растерянности, нежелания учиться. При этом учащиеся-отличники относительно спокойнее относятся к учителю-автократу, а отстающие школьники относятся к нему более дифференцированно.
Общаясь с людьми, не следует забывать, что ключевые объекты ситуации имеют неодинаковое значение для многих из них. Необходимо чувствовать настрой коллектива или человека, с которым общаешься.
Личностные способности
Личностные способности учителя проявляются прежде всего в педагогическом такте.
Этот такт заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, с заботой о них.
Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Доброе отношение и уважение к учащимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. При объяснении особенно трудного материала, решении ложных задач желательно проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному молодому человеку, но оно не должно быть приторным, навязчивым. Затрудняет контакты с учащимися малейшая неискренность педагога. Как видно, здесь личностные способности педагога совпадают с коммуникативными.
Организаторские способности
Организаторские способности предусматривают умение чётко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.д.
Организаторские способности учителя начальных классов проявляются в умении найти каждому посильное и интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе.
В структуру организаторских умений учителя начальных классов входят:
Мажорные способности
Мажорные способности - это оптимизм и юмор учителя, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.
Подтянутость и бодрость, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность, добрая шутка - всё это не менее важно, чем профессиональная квалификация, всё это неотъемлемые составляющие педагогической культуры учителя.
Психомоторные способности
Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Рассматриваемые способности предусматривают умение преподавателя подбирать индивидуальную технику движений учащихся во время физической работы, гимнастических занятий, сборки и разборки прибора, проведения эксперимента, учитывая при этом их рост, вес, длину конечностей, быстроту реакции и др.
Психомоторные способности учителя - это и умение, говоря словами А.С.Макаренко, «сидеть, ходить, стоять, разговаривать с учениками».
Способности к концентрации и распределению внимания
Способности к концентрации и распределению внимания - готовность на занятиях и во всех других случаях общения держать в поле зрения весь класс, видеть каждого в отдельности. В то же время, наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица.
Гностические способности
Гностические способности - это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отражёнными образами.
В структуру гностических способностей входят анализ своей собственной педагогической деятельности, анализ положения в коллективе, умение выявить неформальные группы, обнаружить и ликвидировать внутригрупповые конфликты, сплотить, настроить их на серьёзное отношение к учёбе и активное участие в общественной жизни, выявить лидеров коллектива и степень воспитанности и подготовленности каждого подопечного, умение дать ему положительную характеристику.
Конструктивные способности
Конструктивные способности, или педагогическое воображение - это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Выработать
у себя эти способности
нелегко. Если у педагога
конструктивные способности
не развиты и он не может
более или менее уверенно
прогнозировать будущее
своих подопечных, необходимо
приучить себя не делать
необоснованных прогнозов,
могущих осложнить будущую
жизнь воспитанника.
В организации
учебно-воспитательного
Информация о работе Педагогическая и психологическая культура учителя