Педагогическая и психологическая культура учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:07, реферат

Краткое описание

Социальные и экономические изменения, сотрясающие общество, не могли не сказаться на образовании. Смена приоритетов в общественно-государственном обустройстве влечёт неизбежно смену приоритетов в подчинённых структурах, в том числе и в образовании.
Сегодня, когда меняется образовательная парадигма - от технократической к гуманистической, когда идёт сложная работа по смене ориентиров авторитаризма в школе на демократические установки, особое значение приобретает личность учителя, его педагогическая культура..

Оглавление

Введение
1. Определение понятия «педагогическая культура»
2. Составляющие педагогической культуры
3. Психологические требования к личности педагога
4. Индивидуальный стиль деятельности педагога
Заключение
Список используемой литерату

Файлы: 1 файл

реферат по Гавриловой.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и  развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет»  буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия  возмещается прежде всего высокой  нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность  открыто обсуждать с детьми самые  острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных  условиях в целях завоевания педагогического  авторитета у детей воспитателю  необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории  нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных  взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополнять авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация  педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность  и убежденяость, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя. 
 
 

4. Индивидуальный стиль деятельности педагога

В современной  педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма.

На общем фоне одних только коллективных отношений  блекнет и нивелируется интимный мир каждого отдельного ребенка, его натура не находит выхода к  общению, самоутверждению, обогащению. Как ни парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребенка, противостоит действительной коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа.

Подлинный мастер, педагог-воспитатель, организуя жизнь  детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально-личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, классного руководителя. Его задача, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально-личностного, духовно-нравственного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в святая святых его внутреннего мира, помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.

Цель индивидуально-личностного  взаимодействия взрослых и детей  расслаивается на две одинаково  важные: внешнюю, очевидную для взрослых и детей - деловую, лежащую в основе общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную, педагогическую. Деловая, внешняя цель состоит в том, что наставник-воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Он учит работать на станке, машине, тракторе, комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить в походы, работать в лаборатории, на компьютере, рисовать, петь, играть на инструменте, печь хлеб, готовить еду, содержать дом, выбирать и читать книги, развлекаться, нести службу, общаться с людьми и служить их интересам, руководить группой помощи престарелым, играть в спортивные игры, овладевать актерским мастерством, ухаживать за животными.

Это своеобразная форма шефства, индивидуального  наставничества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодействия-овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с педагогами в совместном труде.

Внутренняя, собственно педагогическая цель состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализировать ход личной жизни, многообразные отношения с миром.

В таком индивидуально-личностном взаимодействии воспитателю легко  изыскать средства и способы утверждения  в ребенке нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, формирования оптимистической психологической установки. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуждать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, удержать от бурных эмоциональных порывов, необузданных страстей и необдуманных действий, стабилизировать психику. Конечно, очень важен подбор психологически совместимых людей, объекта и субъекта парного воспитательного взаимодействия с учетом их интересов и индивидуальных особенностей. Большое значение имеет и то обстоятельство, что мальчишки испытывают нужду в твердой и надежной мужской руке, а девочки - в чутком и отзывчивом сердце. В разные периоды своей жизни и экстраординарных ситуациях мальчишки и девчонки чувствуют потребность одновременно и в мужской требовательности, и в сдержанной женской ласке.

Какие же сферы  жизни ребенка, его духовного  мира естественно включаются в орбиту парного, детей и взрослых, педагогического  осмысления, что является содержанием  субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия? Область проявления детских потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, размышлений, перспективных устремлений широка и многообразна. Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспитания и жизни направлена прежде всего на утверждение и самоутверждение статуса ребенка в мире общественных отношений, явлений, предметов, и вещей. Вместе с юным другом педагог осмысливает и помогает ему обрести смысл существования, жизненную перспективу, понимание того, зачем жить и к чему стремиться, как добиться нормального положения в коллективе, защищенности, сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой ответственности. Воспитатель содействует школьнику в достижении успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осознание необходимости и желание отстаивать ее.

Парное общение  и взаимодействие становятся сегодня  едва ли не важнейшим каналом формирования отношения к событиям в обществе. Педагогу и любому гражданину как естественному воспитателю необходимо разбираться во всех актуальных проблемах общественной жизни не только с коллективом, на уровне массового восприятия, но и с каждым ребенком в отдельности. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Интимное парное общение охватывает и область  увлечений, интересов, проявления способностей, таланта в творческой деятельности. На почве индивидуально-личностного  творческого самопроявления сближение  между взрослыми и ребенком происходит особенно быстро, становится продуктивным, рождает сотворчество, остается длительным, выдерживает проверку временем. Дети, особенно мальчики и девочки подростки, высоко ценят людей увлеченных, талантливых, удачливых, оптимистичных, способных одарить и обогатить их. Они без раздумья вручают свою судьбу таким людям, верят им, смело идут за ними. Индивидуально-личностные творческие отношения между детьми и взрослыми возникают на почве совместного увлечения каким-либо ремесленным искусством (выжиганием, резьбой по дереву, вышиванием, рисованием, ваянием, ковкой металла, лепкой, гончарным делом, художественно-изобразительным промыслом, плетением из. прутьев и т. п.).

Реальную почву  для сближения подготавливают также  совместное коллекционирование, моделирование, туризм, благотворительность, увлечение шахматами; художественной самодеятельностью, общественной работой в самодеятельных общественных организациях. Все начинается с общих интересов, обсуждения деловых вопросов, совместной творческой деятельности, устройства выставок и соревнований. А порождается переплетение симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы.

Сближение воспитателя  и воспитанника на почве реальных деловых увлечений открывает  для взрослого детскую душу. Теперь ему позволено приподнять занавес, заглянуть и проникнуть в удивительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, иллюзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованности интимный мир ребенка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия.

Деловое сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется в форме ученичества, индивидуального  обучения какому-либо ремеслу, искусству, навыкам управления машиной, станком, приборами, аппаратами, производственными процессами. На селе добавляется еще и совместная работа на ферме, в поле, в саду, выпас стада или лошадей в ночном. Межличностное сближение осуществляется и в таких формах деятельности, как совместное участие в охоте, рыбалке, сборе грибов, ягод, лекарственных трав. Деловые и доверительные контакты легко налаживаются в совместных, вдвоем или небольшой группой, походах по родному краю, памятным местам, связанным с боями времен войны, с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. Парное взаимодействие обогащается в систематических разнообразных, особенно спортивных играх, в оздоровительных мероприятиях. Духовно-идейное единение ребенка и взрослого укрепляется в процессе активного участия в общественных собраниях, выборных кампаниях, митингах, манифестациях. Посещения кино, театра, выставок, спортивных зрелищ дают ребенку и взрослому богатую пищу для обсуждения и личных проблем. Особое многообразие и разнообразие форм индивидуального взаимодействия придумывается и используется родителями и детьми в семье. Здесь и совместные просмотры, прослушивания телепередач, радиопрограмм, звуковоспроизводящей аппаратуры; семейные чтения вслух; целевые прогулки по городу, в лес, в поле; совместная работа по уборке дома или квартир, уход за домашними животными, совместные творческие увлечения.

Информация о работе Педагогическая и психологическая культура учителя