Педагогические ценности учителя физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Рассмотрено и  утверждено                                                                      «Утверждено»

На заседании  ПЦК ГЕД и ФК                                        Зам.директора по учебной работе

Протокол № ___ от «___»_____20___г.                              ______________Т.В.Кулькова

      Зав.ПЦК _____________Федотова В.А.

 

 

 

 

 

Контрольная работа по методике и обучения предмету физическая культура

 для  студентов специальности 050141 Физическая  культура

 

4 курс 8 семестр

 

 

 

Тема 1: Педагогические ценности учителя физической культуры

 

            План:

  1. Понятие «педагогическая ценность».
  2. Педагогические ценности учителя физкультуры

 

Список использованных источников

1. Физическая  культура: Учебное пособие / Под  ред. В.В. Баранов.- 2009г.

2. Верхошанский Ю.В. Теория и практика физической культуры, 2007, с. 21-28.

3.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

4. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.

 6.  Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000г. –480с.

 7. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1979, №5, с. 13-15.

8. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Докт. дис. в форме науч. докл. М., 1997. - 92 с.

9. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, №8, с. 2-10.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и  спорт - общепризнанные материальные и  духовные ценности общества в целом  и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится  о физической культуре не только как  о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая  культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим  соединить социальное и биологическое  в развитии человека, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура может значительно влиять на состояние организма,  психики и статус человека.

Исторически, физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. 

Важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного  потенциала этого феномена.

Каждый педагог, в том числе и учитель физической культуры, просто обязан обладать педагогическими ценностями.

 

Понятие о педагогических ценностях

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения.

Каждый тип  культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей.

В этой связи, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный:

  • К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.
  • Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

 

В жизни педагогические ценности зависят от многих отношений в  обществе. Политические, социальные и  экономические отношения  влияют на развитие образовательной педагогики и практики в обществе. Познавательно-действующая система в педагогической деятельности представляет собой определённые нормы педагогических ценностей. Такие ценности формируются на всём протяжении истории, а в педагогической науке определяется как некая форма общественного сознания. Педагог в процессе деятельности овладевает этими ценностями и в соответствии с изменением социальных условий и потребностей в жизни, происходят изменения педагогических ценностей.

Овладение педагогическими  ценностями происходит в процессе осуществления  педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Особенности педагогических ценностей служат для социальной и профессиональной активности педагога и направлены на  достижение его гуманистических целей.

С изменением социальных условий  жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности.

 

Педагогические  ценности учителя физкультуры

 

 Особые профессиональные  и общественные функции учителя,  необходимость быть всегда на  виду самых беспристрастных судей  – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику.

Педагогические  ценности учителя физкультуры – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии, а другая половина ее – искусство.

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.

Педагог обязан овладевать и развивать специальные педагогические способности.

Педагогические  способности – это качество личности, интегрирование, выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п.

 

Выделены главные группы способностей:

 

  • Организаторские- это когда учитель умеет сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
  • Дидактические-конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
  • Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
  • Коммуникативные способности- умение учителя устанавливать педагогические целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  • Суггестивные способности – умение эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
  • Исследовательские способности, проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  • Научно-познавательные способности выражаются в усвоении научных знаний в избранной отрасли.

 Педагог – это всегда великий труженик.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного  овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства.

Важными профессиональными качествами педагога, выступающими в качестве педагогических ценностей, мы должны признать:

  • трудолюбие,
  • работоспособность,
  • дисциплинированность,
  • ответственность,
  • умение поставить цель.

 

Для достижения цели в развитии педагогических способностей избрать пути достижения:

  • организованность,
  • настойчивость,
  • систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня,
  • стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

  Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных  заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют  планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Человек, выбравший  осознано профессию педагога, просто обязан обладать такими качествами как:

  • человечность,
  • доброта,
  • терпеливость,
  • порядочность,
  • честность,
  • ответственность,
  • справедливость,
  • обязательность,
  • объективность,
  • щедрость,
  • уважение к людям,
  • высокая нравственность,
  • оптимизм,
  • эмоциональная уравновешенность,
  • потребность к общению,
  • интерес к жизни воспитанников,
  • доброжелательность,
  • самокритичность,
  • дружелюбие,
  • сдержанность,
  • достоинство,
  • патриотизм,
  • религиозность,
  • принципиальность,
  • отзывчивость, э
  • моциональная культура и многие другие.

  Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

 Учитель – это всегда  активная, творческая личность. Он  выступает организатором повседневной  жизни воспитанников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть.

Душевная чуткость в характере  учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать  состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности педагог  вынужден систематически оценивать  знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания.

Учитель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной.

Чувство юмора  у учителя  помогает нейтрализовать сильное напряжение. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Информация о работе Педагогические ценности учителя физической культуры