Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
Введение
“Между личностью и культурой прямая связь.
Личность есть развернутый во времени мир культуры”
Ю.П.Азаров
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей.
До недавнего времени рассмотрение связи культуры и педагогики ограничивалось тремя аспектами. Наиболее широкий - социологический - характеристика образования как всеобщей формы культурно-исторического развития личности и стержня системы распространения духовных ценностей. Узкопрофессиональный - педагогический - изучение личной культуры педагога, то есть фактический уход в проблему профессиональной культуры. Ни один из этих подходов не затрагивает собственно педагогической культуры, а значит, и методов ее формирования и развития.
У проблемы педагогической культуры есть явно выраженная практическая актуальность. В советское время в нашей стране сформировалась императивная педагогика. Она была рассчитана на “среднего” ученика (студента) и готовила из него агента производства, невзирая на личностные качества учащегося. Перемены в обществе повлекли за собой и перемены в системе образования. Как и все общество, школа потеряла свои ориентиры. Механическое введение в учебный процесс демократических начал принесло лишь хаос. Выход из него стали искать в массовом открытии лицеев и гимназий.
Педагогическая культура
представляет собой сложноорганизованную
систему, обладающую многоуровневой структурой
субъекта педагогического воздействия.
Она качественно характеризует
не только работу учителя-профессионала,
но и тип педагогического
Объектом исследования данной работы является педагогическая культура: история и нынешний этап её развития, влияние на общество. А также раскрытие и доказательство мысли: «Педагогическая культура нужна всем людям в обществе».
При изучении темы данной работы,
мы ставили перед собой следующие
1) построение системы
понятий, раскрывающей
2) определение роли семьи, уровня ее педагогической культуры, в выработке педагогических подходов как общества в целом, так и системы образования;
3) характеристика реального уровня педагогической культуры современного общества, в особенности таких его институтов, как семья и школа;
4) формирование педагогической культуры руководителя, как одного из аспектов успешной работы организации.
В работе были использованы методы сбора данных: анализ научной литературы, анкетирование, методы обработки данных (теоретический анализ, систематизация, синтез и обобщение).
Культура.
В научной литературе нет недостатка в различных подходах к феномену культуры. Еще в 1964 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно.
С тех пор эти цифры только росли и ныне достигли четырехзначных величин. Недостатка в определениях нет и в отечественной культурологии, где традиционно выделяются три трактовки культуры аксиологическая, этносоциологическая и духовная. Думается, на этом следует кратко остановиться, так как прежде чем вести речь о культуре, надо выяснить, что мы понимаем под культурой вообще.
Аксиологическая концепция рассматривает культуру как совокупность накопленных людьми материальных и духовных ценностей. Ее сторонники в любом элементе культуры видят не столько сам предмет, сколько его значение для человека, которым данный предмет обладает за пределами своего природного бытия. Культура, таким образом, рассматривается как предметный мир, наполненный значимыми для человека ценностями. В аксиологической концепции выделяется два подхода “бинарный” (когда в культуру включают как положительные, так и отрицательные ценности) и “прогрессистский” (культура только положительные ценности).
Этносоциологическая концепция рассматривает культуру как творение человека в противоположность тому, что порождено природой. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. “В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека”, утверждают авторы монографии “Проблемы философии культуры”. Сторонники этой концепции видят в культуре совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом “все” включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления. В.В. Сильвестров так выразил эту мысль: “Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе”. Культура это человеческое в людях, это “степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности”. Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ.
Духовная концепция ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества. Эта позиция отчетливо сформулирована М. П. Кимом, для которого содержание культурной жизни заключается в производстве и потреблении духовных ценностей, в процессе которых изменяется и совершенствуется и сам человек как субъект и как объект культуры. Однако эта позиция нам кажется чрезмерно узкой. Широко известное деление культуры на материальную и духовную скорее относительно, нежели абсолютно. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещи; а также культуру отношения человека к собственному телу культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Но противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ведь, как отмечал Н. С. Злобин, “так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна”.
Рассмотрев аспекты «культуры» мы можем перейти к понятию «педагогическая культура».
Педагогическая культура
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
В педагогике понятие Педагогическая культура определяется как:
Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения, Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.
В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.
Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.
Разумеется, педагогическая
культура невозможна без материально-технического
оснащения. Признаком низкой культуры
служат примеры того, как на уроках
информатики учитель
Педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы педагогику и культуру и требует определения ее положения как в системе педагогики, так и в системе культуры.
Среди факторов, серьезно влиявших на изменение норм педагогической культуры, можно выделить:
1) переход к моногамной
форме брака с передачей
2) выделение образования
в обособленную сферу
3) формирование средневекового
цехового производства и
4) появление книгопечатания;
5) секуляризацию духовной жизни общества и появление светской педагогики;
6) формирование классно-урочной системы;
7) выделение психологии
в самостоятельную область
8) выделение образования
в отрасль общественного
9) влияние на образование научно-технической революции, появление качественно новых форм хранения, переработки и передачи информации, порожденных ею.
Что же характеризует нормы педагогической культуры? Для педагогики они выступают в явной и письменно зафиксированной форме, определяя как подготовку учителя, так и его последующую деятельность. В современных условиях к ним можно отнести следующее.
1. Максимально способствовать
социализации детей и
2. Отказ от авторитарной педагогики, понимание диалогичности и субъектного характера отношений с учащимися (воспитуемыми) при одновременном учете асимметричности этих отношений. Признание за обучаемым права на субъектность не означает и не может означать полного отказа педагога от лидирующей роли. Было бы ошибочно оспаривать, что диалоговая симметричность общения, основанная на полном равенстве сторон, абсолютна только в ситуации самоцельного общения. В других же случаях она допускает известную асимметрию, хотя и в пределах принципиального равенства сторон. В общении учителя и ученика, как бы ни были они демократичны, не могут не сказаться различия в возрасте, опыте, объеме знаний, социальном положении. “Поэтому отношения учителя и ученика лишь относительно симметричны с функциональной точки зрения цель первого приобщить ученика к своим ценностям, а цель второго приобщиться к ценностям учителя”.
3. Обучая и воспитывая,
следует любить воспитуемого. При
всей видимой банальности этой
нормы, она сравнительно