Педагогическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 110.05 Кб (Скачать)

Кроме того, культура руководителя распространяется и на умение контролировать свои эмоции по отношению к конкретным людям. Если раздражение вызывают какие-нибудь личностные особенности сотрудника, следует подумать о том, что эти его черты так же объективны, как рост, цвет волос, форма головы и т. п. Одновременно старательно отмечайте положительные особенности этого человека: если акцентировать внимание только на том, что раздражает, отношение к сотруднику может стать резко отрицательным.

К числу способов управления своими чувствами относится имитация внешнего выражения положительных  эмоций. Некоторые исследователи рекомендуют воспроизводить движения, соответствующие положительному душевному настрою: расслабить мышцы лица, выпрямить спину, говорить в мажорном тоне, весело приветствовать окружающих и т. п. Через некоторое время хорошее настроение действительно появится - организм обязательно откликнется на такие действия.

Один из приемов подавления плохого настроения - умение поощрять себя. Оттого, можем ли мы самим себе сказать "спасибо", зависит многое.

Современная наука подтверждает необходимость самопоощрения как важного элемента обратной связи для успешного выполнения любой деятельности.

Вознаграждая себя за приложенные  усилия, мы закрепляем позитивную связь "усилие - полученный результат - поощрение", что, в конечном итоге, вызывает положительные эмоции, вдохновляющие на дальнейшие действия. Если же вместо благодарности "одаривать" себя упреками, изводить самокритикой, происходит закрепление негативной связи "усилие - игнорирование полученного результата - разочарование" и, как следствие, шквал негативных эмоций. Суть этого умения не в однозначных критериях "хорошо - плохо", а в способности разграничивать полученную пользу и неизбежные недоработки. Каждый маленький успех - это вклад в собственное развитие.

Управленческая компетентность

Управленческая компетентность руководителя подразумевает установление стратегических и оперативных целей функционирования учреждения, нахождение путей их достижения, организацию деятельности внутри коллектива и контроль за выполнением намеченного. Грамотный руководитель всегда ставит во главу угла принцип сотрудничества, т. е. стремится к тому, чтобы рядовые исполнители с полной отдачей физических и моральных сил выполняли порученное¶дело, чувствовали себя комфортно в коллективе, действительно являлись его основной движущей силой.

Эффективный подход к управленческой деятельности предполагает применение методов научной организации труда, к которым относятся следующие: к Разделение и кооперация труда. За каждым подразделением и исполнителем должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это повышает производительность и качество труда, позволяет накапливать конкретный практический опыт. Разделение и кооперация труда основываются на:

- делегировании полномочий  с вышестоящего уровня на нижестоящий;

- "экономии квалификации" (т. е. запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);

- документальном закреплении обязанностей в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

■ Повышение квалификации управленческих кадров. Это важное условие эффективного управления. Согласно современным требованиям, управленец должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно знакомиться с новейшей профессиональной литературой.

■    Нормирование труда. Речь идет о правильном распределении  работы между исполнителями. Существующие нормативы времени помогают рационализировать  труд с точки зрения оптимизации нагрузки на сотрудников учреждения.

■ Рационализация труда  в управлении. Предполагает совершенствование  документирования, системы контроля, качественную подготовку и проведение совещаний.

■    Внедрение прогрессивных  форм и методов материального и морального стимулирования труда. Руководителю необходимо регулярно изучать новейшие методы управленческой деятельности, подбирая оптимальный вариант для своего учреждения. Что касается стимулирования труда сотрудников - это один из эффективных способов "воспитывать" в работниках лояльность к организации.

■ Улучшение условий и  гигиены труда. Это, прежде всего, оснащение  рабочих мест мебелью, соответствующей  физиологическим особенностям работающих; расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций, учет психологического воздействия цвета и освещения при оформлении интерьеров, обеспечение рабочих мест оргтехникой, средствами механизации.

■    Развитие творческих основ труда. Предполагает создание условий, при которых труд считается  не только обязанностью, но и сферой самовыражения сотрудника.

Культура организации  труда

С управленческой компетентностью  тесно связана третья составляющая культуры руководителя - культура организации  труда. Каждый менеджер обязан планировать  свою работу по управлению и выполнению заданий, рационально использовать рабочее время, осуществлять контроль за своей деятельностью. Эффективному управлению мешают откладывание принятия решения, выполнение работы наполовину; стремление сделать все сразу, стремление сделать все самому, неумение разграничить функции.

Несколько рекомендаций по повышению производительности управленческой работы:

■    составляйте  на каждый день список дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;

■   распределяйте задания  по степени их важности;

■    поручайте выполнение рутинной работы подчиненным;

■    проверяйте источники  информации, чтобы избежать ошибок;

■    проанализируйте, насколько вы нетерпеливы, - это качество, как правило, способствует потерям  времени. Научитесь расслабляться, вырабатывайте у себя навык не торопиться;

■ не стремитесь быть специалистом во всем, советуйтесь с профессионалами, сосредоточьте свои усилия на управленческих задачах.

Выполнение этих рекомендаций поможет правильно распределить свое время и реалистично подойти  к составлению календаря реализации целей.

К организационной культуре также относится тщательная подготовка и оперативное проведение рабочих  совещаний. Проведение совещаний - важнейшая форма управленческой деятельности. Совещания бывают: информационными (для информирования персонала о состоянии дел) и рабочими (для принятия управленческих решений, требующих всестороннего анализа). Информационные совещания требуют, чтобы на них присутствовали представители всех подразделений организации. Рабочие совещания рекомендуется проводить с небольшим количеством людей (до 6-8 чел.).

Групповая работа повышает качественный уровень принимаемых  решений благодаря рассмотрению нескольких точек зрения, усиливает  мотивацию деятельности участников.

Эффективность совещаний  во многом зависит от их организации. Начинать работу совещания следует  точно в установленное время; рекомендуется создать непринужденную обстановку, вести учет нерешенных вопросов, определять ответственных  и устанавливать сроки выполнения заданий. Длительность совещания зависит  от количества рассматриваемых вопросов, однако нежелательно затягивать его  более чем на 1-,5 - 2 ч. Кроме того, не стоит проводить совещания  незадолго до обеда. Лучшее время - утро, спустя полчаса после начала рабочего дня, или же через полчаса после  обеда. Не рекомендуется проводить  рабочие совещания в пятницу.

Несколько советов по этике  ведения совещаний:

■ целесообразно предоставлять  возможность высказываться всем участникам совещания;

■ следует избегать критики  в ходе совещания, это лучше сделать  в самом конце;

■ стараться говорить спокойно, даже если чье-то поведение раздражает;

■ обращаться во время обсуждения не к оппоненту, а ко всем участникам совещания;

■  при высказывании критических  замечаний в чей-либо адрес следует сначала сказать о том, в чем совпадают точки зрения выступающего и оппонента.

Еще одна составляющая культуры организации труда - культура оформления документов. В современной деловой практике сложился общепринятый стандарт оформления делового письма. Такое письмо должно содержать следующие элементы: название и адрес отправителя, название и адрес получателя, дату и номер письма. Составляющие текста письма: приветствие, текст, концовка, подпись, имя и должность отправителя.

Приведем некоторые рекомендации по содержанию деловых писем:

■    текст должен быть четким, фразы легко читаться, нежелательно допускать большое  количество причастных и деепричастных оборотов, а также включать в текст назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и т. п.; следует использовать минимум прилагательных и почти полностью исключить местоимения;

■    если в письме затрагиваются несколько вопросов, по смыслу они должны быть отделены один от другого;

■    письмо должно быть предельно коротким - в этом случае оно лучше воспринимается;

■    грамматика, орфография и лексика должны быть безупречны. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо - знак уважения к адресату.

Культура внешнего облика

Многие специалисты считают, что внешний вид человека - главный компонент его имиджа, тем более это важно для работника сферы культуры.

Психологи утверждают, что  представление о партнере по общению  формируется в течение первых 3-5 секунд знакомства, и затем на его основе строятся тактика и  стратегия взаимоотношений.

Успех самопрезентации руководителя обусловлен в т. ч. выбором стиля одежды. Положительный образ руководителя оказывает воздействие на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата. Внешний облик руководителя - это часть имиджа учреждения, которое он представляет. Кроме того, это во многом часть его успеха при ведении переговоров со спонсорами и представителями общественных организаций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура представляет собой  нормативные требования, предъявляемые  к любому конкретному виду деятельности человека. Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые  к деятельности по обучению и воспитанию, и выступает интегративной характеристикой  педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. Тесно  связанная с понятием “профессиональная  культура педагога”, педагогическая культура, вместе с тем, им не исчерпывается, ибо  обучением и воспитанием в  той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но все члены общества. Поэтому педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Таким образом, с одной стороны, педагогическая культура это особая подсистема, особый вид культуры. С другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования.

Высокая педагогическая культура предполагает многое. Она невозможна без уважения общества к знаниям  и тем людям, которые их добывают и распространяют.

Моральная поддержка общества предполагает повышение педагогической культуры семьи. Семья всесторонне  формирует человека, определяя, вырабатывая  и закрепляя в его сознании поведенческие модели, применимые к  любой стороне жизнедеятельности. Сформированный в семье с авторитарной педагогической культурой человек скорее всего понесет ее дальше и будет реализовывать не только в воспитании собственных детей, но и во всех сферах своей жизнедеятельности. В большинстве случаев общая демократическая или авторитарная ориентация личности закладывается типом педагогической культуры семьи, в которой эта личность сформировалась. В условиях, когда значительная часть населения не владеет элементарными педагогическими знаниями, семья еще долго будет оставаться цитаделью авторитарного воспитания.

Это говорит о необходимости  широкой пропаганды педагогических знаний всеми имеющимися средствами. Формой такой пропаганды может быть создание в средствах массовой информации серии развлекательно-образовательных передач, в игровой форме несущих разнообразную информацию, направленную на повышение педагогической культуры семьи. На муниципальном уровне, с максимальной степенью учета региональной специфики, целесообразно разработать, апробировать и ввести систему педагогического просвещения родителей силами школы и институтов. Такая система должна быть синхронизирована со стадией подготовки дошкольников к поступлению в школу и рассматриваться как ее важная составляющая.

Наконец, большую роль в  повышении педагогической культуры семьи и через нее всего  общества, способно сыграть педагогическое просвещение школьников. Подготовка школьников к будущей семейной жизни  должна включать и их ознакомление с семейной педагогикой.

Повышение педагогической культуры современной школы предполагает комплекс мер, включающий следующие  основные моменты:

1.Высокая педагогическая  культура основывается на индивидуальном  подходе к каждому ребенку. 

2. Необходимы некоторые  изменения в ныне действующей  системе повышения квалификации  педагогических кадров. Прежде всего увеличение объема общекультурной подготовки.

3. Повышения профессиональной  культуры учителей, работающих в  школе и в университете, вряд ли можно добиться только за счет традиционной системы институтов повышения квалификации. Педагог должен иметь возможность постоянно работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

Информация о работе Педагогическая культура