Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
Одним из показателей низкого
уровня педагогической культуры нашего
общества выступает невысокая
Низкий общественный престиж, выражающийся в низкой оплате учительского труда, привел к ряду печальных последствий. Во-первых, в целом по стране многие годы конкурс абитуриентов в педагогических институтах был заметно ниже, чем в университетах и технических вузах, что уже само по себе снижало возможности формирования наиболее сильного контингента студентов. Та же причина, во-вторых, влекла за собой ситуацию, при которой в педагогические институты шли не самые лучшие абитуриенты. Хотя большинство периферийных университетов также работали на школу, хорошо подготовленные выпускники школ как правило предпочитали физматам и филфакам пединститутов университетские факультеты аналогичного профиля. Разумеется, на качестве тех, кто заполнял аудитории педагогических институтов, это сказывалось непосредственно и не лучшим образом. Наконец, в-третьих, низкая оплата учителя сделала его работу не той, которая в глазах многих подобает главе семьи и кормильцу.
Думается, проблему формирования высокой педагогической культуры студентов следует решать уже с момента вступительных экзаменов. Ныне набор в педагогические институты осуществляется по тем же принципам, что и во все другие вузы по баллам, полученным абитуриентом на вступительных экзаменах. При этом отборочный конкурс связан не с выявлением педагогической талантливости, а с выявлением уровня знаний претендующего по тем или иным предметам. Между тем, как уже подчеркивалось выше, педагогическая культура не сводима только к знаниям. Это умение найти “ключ без права передачи” к сердцу каждого ученика. Кроме рациональных знаний, она требует и иррационального, что не поддается точному описанию и выражается в понятиях “педагогическая интуиция”, “чувство аудитории”, “умение чувствовать ученика”. Элемент искусства в педагогической культуре присутствует столь же весомо, как и элемент науки, образуя неразрывный сплав рационального и иррационального, того, что можно описать, и того, что можно лишь чувствовать. Вот почему далеко не каждый человек может стать хорошим педагогом, даже если он очень хорошо учился и выказывал талант незаурядного ученого. Ведь талант ученого это талант рационального аналитика, способность “алгеброй гармонию поверить”. Для учителя этого недостаточно, ибо талант педагога состоит в том, чтобы чувствовать своего ученика, а не только знать его.
Решая проблему формирования педагогической культуры в процессе подготовки педагога, представляется целесообразным исходить из двух основных моментов:
а) из определения действительных связей педагогики с диалектикой. Работая с развивающейся, внутренне противоречивой личностью, педагог должен всегда подходить к учащемуся диалектически, не только воспринимая наличное, в настоящий момент данное, но и прогнозируя изменение личности, нацеливая свою деятельность на решение кардинальных проблем ее развития, исходя из общей цели воспитания. При этом воспитание выступает и как познавательный процесс, так как имеет свой ярко выраженный гносеологический аспект;
б) из системности подхода,
ибо познавательные возможности
остаются крайне ограниченными, если они
не поднимаются выше единичного и
непосредственного бытия
Система “учитель - ученик” по своей природе диалектична. В полном объеме она включает в себя четыре вида отношений: учитель ученик; ученик учитель; ученик ученик; учитель учитель. Единство названного “четырехугольника” реально обеспечивает учебно-воспитательный процесс. Однако существующий ныне курс вузовской педагогики практически полностью основан на рассмотрении лишь одной его грани, а именно “учитель ученик”. Вскользь упоминается о том, что эти отношения существуют на фоне двух других: “ученик ученик” и “ученик учитель”, при этом о втором говорится меньше, чем о первом, и совершенно не упоминается система отношений “учитель учитель”.
Взаимодействие в системе “учитель ученик” характерно тем, что обе стороны находятся в процессе непрерывного взаимообусловленного самоизменения. Вследствие этого, каждый их контакт осуществляется на несколько измененном уровне и обусловлен предшествующим взаимодействием в совместной деятельности.
Есть еще один крайне важный аспект рассматриваемой темы. Проблему повышения педагогической культуры нельзя решить, ограничив ее только институтскими стенами. Она из тех, которые решаются “всем миром”. Поэтому высшая школа не может оставаться вне деятельности по формированию педагогической культуры семьи.
В свое время для формирования педагогической культуры семьи А.С.Макаренко была написана многократно переиздававшаяся “Книга для родителей”. Сегодня она во многом устарела, но необходимость в подобной литературе весьма велика и, очевидно, одной книгой здесь не обойтись. Представляется целесообразным издание специальной серии книг для родителей, направленных на повышение педагогической культуры семьи. Образцом литературы подобного рода можно считать книгу И.С.Кона “Психология ранней юности”.
В современных условиях вряд
ли приемлем прошлый опыт педагогических
факультетов народных университетов.
Но появление многоканального
Педагогическая культура народа
Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.
С возникновением воспитательно-образовательных
учреждений и формированием науки
о воспитании педагогическая культура
включает в себя и государственную
систему народного образования,
включая подготовку учителей, и педагогическое
просвещение масс. В педагогической
культуре получила отражение эволюция
педагогических представлений народа
с древнейших времен до настоящего
времени. Она неоднородна, поскольку
наряду с величайшими достижениями
педагогики в ней сохранились
предубеждения, предвзятости, предрассудки
и суеверия, уходящие корнями в
седую патриархально-родовую
Пережитки и предрассудки
старых поколений сохраняют свое
влияние в обществе. Чаще всего
они находят почву среди
В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью - значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.
Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Эволюция чувства любви к детям, как одного из первых морально-педагогических чувств, могла бы быть прослежена на обширном историко-этнографическом материале и могла бы дать интереснейший материал о духовном прогрессе человечества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Внесение элемента сознательности в педагогический процесс предполагает разумную, осознанную, контролируемую любовь к своим детям, а также заботу о детях народа в целом. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.
Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.
Любовь к детям - важнейший
компонент педагогической культуры
человечества, одновременно элемент
педагогической культуры и человека.
Педагогическая культура отдельной
личности в цивилизованном мире не
может измеряться любовью только
к собственным детям. Эгоистическая
любовь исключительно к своим
детям как порождение семейного
эгоизма была чужда народному
воспитанию. Эволюция общественной жизни
расширяет общественный кругозор людей,
что влечет за собой повышение
уровня и педагогической культуры.
Высокий уровень педагогической
культуры непременно связан с общественными
интересами, предполагает беспокойство
за судьбы всего человечества, за его
будущее. Поэтому разумная любовь к
детям при высокой
В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками - с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Ирония Макаренко относительно профессора педагогики, не справляющегося с воспитанием собственного сына, имеет вполне реальные основания. Одно дело - знание педагогики, другое дело - умение влиять на детей. Нередко здравый смысл, интуиция, импровизация оказываются сильнее, чем наука. Редко кто решается сказать: «Я воспитываю своих детей, опираясь на высшие достижения педагогической науки». Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело - обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе. Зафиксирован целый ряд случаев, когда неграмотные и малограмотные родители проявляют больше благоразумия и здравого смысла в воспитании своих детей, чем те, у кого имеется, например, высшее педагогическое образование. Педагогическое благоразумие проявляет себя порою в сфере интуиции. Разумеется, это не означает, что педагогическая культура может существовать независимо от системы педагогических знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Есть и обратные примеры, когда педагогическая наука разрешает воспитательные и образовательные проблемы совершенно независимо от народных педагогических традиций. Например, даже высокоталантливые педагоги из народа были не в состоянии облегчить участь детей с дефектами, умственными или физическими.
Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Духовные ценности, накопленные в древности, Гегель сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой наука, как Антей, обновляет свои силы. Поэтому мы и считаем, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Гегель считал, что «...всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности». Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, по словам Энгельса, есть признак его истинной просвещенности. Совершенно в том же духе высказывался и А.С. Пушкин: по его мнению, прошлого нет только у дикарей.
Высокие результаты воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек - от хороших воспитателей - для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.
Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.
Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа - показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только к временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.