Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.
Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.
Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
Педагогическая культура учителя в системе личностно – ориентированного образования
Осуществление личностно-ориентированного
образования требует новых
При обосновании парадигмы личностно-ориентированного образования нами определены наиболее существенные качества учителя, необходимые ему для работы в новых условиях, в частности, такие как:
Происходящие в образовании инновационные процессы обострили проблемы повышения педагогической культуры учителя.
Учителя активно включились
в инновационную деятельность, связанную
с обновлением содержания образования,
освоением образовательных
В рамках деятельности лаборатории "педагогическая культура", были проведены исследования на базе гимназии и средней школы, исследовались некоторые аспекты проблемы "педагогическая культура учителя инновационной школы". (обозначим гимназию – 111, среднюю школу – 100)
В этой связи важно подчеркнуть, что инновационные процессы в данных образовательных учреждениях связаны с концептуализацией развития образования в школе, реализацией принципов гуманизации и гуманитаризации, личностного и культурологического подходов в содержании и технологиях образования и воспитания учащихся.
При определении наиболее существенных характеристик педагогической культуры учителя в процессе перехода школ к личностно-ориентированному образованию, ориентировались на концептуальные положения парадигмы личностно-ориентированного образования
Выделим главные из них.
Позиция первая.
Позиция вторая.
Чтобы стать строителем своей собственной жизни, обрести себя, человеку (ученику) необходимо:
Позиция третья.
Содержание образования обеспечивает учащихся знаниями о человеке, культуре, истории, природе, а учитель не просто вводит ученика в мир знаний и ценностей, а ставит его самого в ситуации поиска истины, критической оценки, столкновения различных взглядов, т.е. учитель обучает ученика способам существования в мире культуры, оказывает ему всемерную помощь и поддержку в самореализации как человека культуры.
Как видим, в личностно-ориентированном образовании существенным образом изменяются позиции и способы взаимодействия ученика и учителя в процессе учебно-познавательной и педагогической деятельности.
Ученик становится субъектом познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, он способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра.
Учитель же выполняет функции соучастника познавательной деятельности, консультанта, помощника детей в познании, творчестве, общении, он помогает ученику выстроить свой мир ценностей, усвоить систему знаний о мире, овладевать способами деятельности и жизнетворчества.
Как изменяется педагогическая культура учителя в связи с переходом к новому типу образования? Какие затруднения испытывают учителя, осваивая свои функции в системе личностно-ориентированного образования?
Принимая во внимание, что урок является наиболее типичной формой взаимодействия учителя и ученика, мы полагали, что изучение деятельности учителя на уроке позволит получить первоначальные ответы на эти вопросы.
Еще в 1993/94 учебном году в процессе самоаттестации и аттестации средней школы 100 было проведено углубленное изучение деятельности учителей на уроке. В течение полугодия эксперты (руководители школы, члены аттестационной комиссии) посетили более 250 уроков учителей и оценили их качество по специальной шкале.
Показатели оценки деятельности учителя были разработаны на основе педагогических требований к уроку. Каждый из 32 выделенных показателей урока оценивался по 3-х балльной шкале: высокий, средний, низкий уровни проявления.
Прежде чем перейти к анализу полученных данных отметим, что на описываемом этапе исследования урок был подвергнут анализу в первую очередь как познавательный процесс, как акт овладения особыми продуктами человеческой деятельности - знаниями, умениями, навыками. Такой подход соответствовал укоренившейся методической традиции в образовании.
Вместе с тем было учтено то обстоятельство, что анализ уроков осуществлялся в школе, которая уже в течение ряда лет развивалась как центр воспитания гуманитарной культуры учащихся. К началу исследования она уже имела соответствующую концепцию развития, большая часть учителей активно включилась в процессы гуманизации педагогического взаимодействия и гуманитаризации содержания образования, в школе решалась задача создания единого культурно-образовательного пространства, создавались условия для выращивания новой личностно ориентированной педагогической культуры.
В этих условиях традиционные
критерии могли лишь частично отразить
культуру урока как сложного процесса
личностно-педагогического
Для этого были использованы компоненты которые, согласно нашей концепции, обращают индивидуально-личностную педагогическую культуру. К ним относятся:
- педагогическая позиция и профессионально-личностные качества;
- профессиональные знания и культура педагогического мышления;
- профессиональные умения и творческий характер деятельности;
- саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Что же показало исследование?
Самые высокие баллы (4,8; 4,7) получили показатели урока, в которых отражается гуманистическая позиция учителя (гуманно-оптимистическое отношение к учащимся, культура общения, сотрудничество, стимулирование деятельности учащихся).
На уровне несколько выше среднего (баллы 4,2 - 4,5) проявляются профессионально-педагогические качества учителей, что отражено в содержательно-логических аспектах урока: четкости поставленных целей, содержательно-научной насыщенности урока, обеспечении его логического единства, внимании к формированию умений и навыков учащихся.
Несколько ниже по оценкам (на среднем уровне) находятся показатели, раскрывающие методические аспекты урока (оптимальность выбора методов, отношение видов деятельности, исследование, наглядности и др.).
Самые низкие оценки (4,6-4,8) получили развивающие аспекты урока: организация ситуаций творчества, обучение приемам самоконтроля, использование активных методов обучения.
Оценка позиции учителя
на уроке свидетельствует о том,
что учителя проявляют гуманно-
Только на среднем уровне проявления зафиксированы некоторые важные показатели, характеризующие позицию ученика: активность и интерес (4,1), владение способами самоконтроля (4,0), работоспособность на уроке (4,2).
Профессионально-педагогическая деятельность учителя становится предметом оценки со стороны учащихся. Зачастую это выражается в оценочных суждениях типа "хороший учитель", "хорошо объясняет", "справедливый" и др.
Мы считаем возможным использовать мнения, оценки учащихся при изучении педагогической культуры учителя.
Также, в исследовании учащимися было предложено 18 суждений о деятельности учителя. Оценочная шкала состояла из 5 оценок: согласен (балл 5), в целом согласен (4), не знаю (3), в целом не согласен (2), не согласен (1). Для обобщенного анализа были подсчитаны все суждения, получившие баллы "5 и "4", отражающие в определенной степени достаточный уровень развития педагогической культуры учителя.
Большинство учащихся, участвовавших
в исследовании, дали высокие оценки
таким профессионально-
Таким образом, изучение деятельности учителей школы с помощью разных методов (оценка качества урока и оценка содержания их деятельности учащимися) выявило общие тенденции в содержании уровнях развития педагогической культуры, а также в характере затруднений, которые испытывают учителя. Последние обусловлены недостаточной психолого-педагогической подготовкой учителя в области освоения современных педагогических идей и технологий личностно-развивающего образования. Этот вывод подтверждают и материалы исследования, которое было проведено в рамках деятельности лаборатории "педагогическая культура" в гимназии 111 в 1995/1996 учебном году в естественных условиях самоаттестации и аттестации образовательного учреждения.
Большинство учителей гимназии считает, что постоянно анализирует причины и следствия в поведении детей (75%), владеет методами диагностической работы с детьми (70%), интересуется научной литературой (80%), выбирает и использует новые технологии образования (80%). Безусловно, в целом это высокие показатели развития педагогической культуры учителей гимназии, характеризующие уровень их психолого-педагогической компетентности. Но насколько они объективны?