Педагогическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 110.05 Кб (Скачать)

работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей  жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.

 

 

Педагогическая  культура учителя в системе личностно – ориентированного образования

Осуществление личностно-ориентированного образования требует новых подходов школы и педагогической науки  к проблеме развития педагогической культуры учителя.

При обосновании парадигмы  личностно-ориентированного образования  нами определены наиболее существенные качества учителя, необходимые ему  для работы в новых условиях, в  частности, такие как:

  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка;
  • способность придавать личностно-смысловую направленность содержанию образования и др.

Происходящие в образовании  инновационные процессы обострили  проблемы повышения педагогической культуры учителя.

Учителя активно включились в инновационную деятельность, связанную  с обновлением содержания образования, освоением образовательных стандартов, современных педагогических технологий обучения и воспитания и т.д.

В рамках деятельности лаборатории "педагогическая культура", были проведены исследования на базе гимназии и средней школы, исследовались некоторые аспекты проблемы "педагогическая культура учителя инновационной школы". (обозначим гимназию – 111, среднюю школу – 100)

В этой связи важно подчеркнуть, что инновационные процессы в  данных образовательных учреждениях связаны с концептуализацией развития образования в школе, реализацией принципов гуманизации и гуманитаризации, личностного и культурологического подходов в содержании и технологиях образования и воспитания учащихся.

         При определении наиболее существенных характеристик педагогической культуры учителя в процессе перехода школ к личностно-ориентированному образованию, ориентировались на концептуальные положения парадигмы личностно-ориентированного образования

Выделим главные из них.

Позиция первая.

    • Назначение личностно-ориентированного образования, его цели состоят в том, чтобы помочь ребенку, человеку в осуществлении следующих жизненных задач:
    • понять себя, ценность жизни, свободы, духовности, нравственности;
    • войти в мир культуры, понять и принять ее ценности, осознать необходимость сохранять и приумножать их;
    • осознать свою роль и ответственность в обществе, культурной среде, обрести личностные смыслы в отношениях к миру, людям, самому себе.

Позиция вторая.

Чтобы стать строителем своей  собственной жизни, обрести себя, человеку (ученику) необходимо:

  • выбрать и выстроить собственный мир ценностей;
  • войти в мир знаний и овладеть ими;
  • овладеть способами решения жизненных проблем;
  • открыть в себе мир собственного "Я" и научиться управлять им.

Позиция третья.

Содержание образования  обеспечивает учащихся знаниями о человеке, культуре, истории, природе, а учитель  не просто вводит ученика в мир  знаний и ценностей, а ставит его  самого в ситуации поиска истины, критической  оценки, столкновения различных взглядов, т.е. учитель обучает ученика способам существования в мире культуры, оказывает ему всемерную помощь и поддержку в самореализации как человека культуры.

Как видим, в личностно-ориентированном  образовании существенным образом  изменяются позиции и способы  взаимодействия ученика и учителя  в процессе учебно-познавательной и  педагогической деятельности.

Ученик становится субъектом  познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, он способен мыслить  и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты  и добра.

Учитель же выполняет функции  соучастника познавательной деятельности, консультанта, помощника детей в  познании, творчестве, общении, он помогает ученику выстроить свой мир ценностей, усвоить систему знаний о мире, овладевать способами деятельности и жизнетворчества.

Как изменяется педагогическая культура учителя в связи с  переходом к новому типу образования? Какие затруднения испытывают учителя, осваивая свои функции в системе личностно-ориентированного образования?

Принимая во внимание, что  урок является наиболее типичной формой взаимодействия учителя и ученика, мы полагали, что изучение деятельности учителя на уроке позволит получить первоначальные ответы на эти вопросы.

Еще в 1993/94 учебном году в процессе самоаттестации и аттестации средней школы 100 было проведено углубленное изучение деятельности учителей на уроке. В течение полугодия эксперты (руководители школы, члены аттестационной комиссии) посетили более 250 уроков учителей и оценили их качество по специальной шкале.

Показатели оценки деятельности учителя были разработаны на основе педагогических требований к уроку. Каждый из 32 выделенных показателей урока оценивался по 3-х балльной шкале: высокий, средний, низкий уровни проявления.

Прежде чем перейти  к анализу полученных данных отметим, что на описываемом этапе исследования урок был подвергнут анализу в первую очередь как познавательный процесс, как акт овладения особыми продуктами человеческой деятельности - знаниями, умениями, навыками. Такой подход соответствовал укоренившейся методической традиции в образовании.

Вместе с тем было учтено то обстоятельство, что анализ уроков осуществлялся в школе, которая уже в течение ряда лет развивалась как центр воспитания гуманитарной культуры учащихся. К началу исследования она уже имела соответствующую концепцию развития, большая часть учителей активно включилась в процессы гуманизации педагогического взаимодействия и гуманитаризации содержания образования, в школе решалась задача создания единого культурно-образовательного пространства, создавались условия для выращивания новой личностно ориентированной педагогической культуры.

В этих условиях традиционные критерии могли лишь частично отразить культуру урока как сложного процесса личностно-педагогического взаимодействия, направленного на смыслообразование и развитие учащихся. Нужно было найти также показатели, которые были бы адекватны целям личностно ориентированного педагогического процесса.

Для этого были использованы компоненты которые, согласно нашей концепции, обращают индивидуально-личностную педагогическую культуру. К ним относятся:

- педагогическая позиция и профессионально-личностные качества;

- профессиональные знания и культура педагогического мышления;

- профессиональные умения и творческий характер деятельности;

- саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

Что же показало исследование?

Самые высокие баллы (4,8; 4,7) получили показатели урока, в которых отражается гуманистическая позиция учителя (гуманно-оптимистическое отношение к учащимся, культура общения, сотрудничество, стимулирование деятельности учащихся).

На уровне несколько выше среднего (баллы 4,2 - 4,5) проявляются профессионально-педагогические качества учителей, что отражено в содержательно-логических аспектах урока: четкости поставленных целей, содержательно-научной насыщенности урока, обеспечении его логического единства, внимании к формированию умений и навыков учащихся.

Несколько ниже по оценкам (на среднем уровне) находятся показатели, раскрывающие методические аспекты  урока (оптимальность выбора методов, отношение видов деятельности, исследование, наглядности и др.).

Самые низкие оценки (4,6-4,8) получили развивающие аспекты урока: организация ситуаций творчества, обучение приемам самоконтроля, использование активных методов обучения.

Оценка позиции учителя  на уроке свидетельствует о том, что учителя проявляют гуманно-личностное отношение к учащимся, организуют сотрудничество и поддержку (баллы  4,8, 4,7), но не всегда создают психологический настрой на работу (4,4), затрудняются в вопросах активизации познавательной деятельности учащихся (4,6).

Только на среднем уровне проявления зафиксированы некоторые  важные показатели, характеризующие  позицию ученика: активность и интерес (4,1), владение способами самоконтроля (4,0), работоспособность на уроке (4,2).

Профессионально-педагогическая деятельность учителя становится предметом  оценки со стороны учащихся. Зачастую это выражается в оценочных суждениях  типа "хороший учитель", "хорошо объясняет", "справедливый" и  др.

Мы считаем возможным  использовать мнения, оценки учащихся при изучении педагогической культуры учителя.

Также, в исследовании учащимися было предложено 18 суждений о деятельности учителя. Оценочная шкала состояла из 5 оценок: согласен (балл 5), в целом согласен (4), не знаю (3), в целом не согласен (2), не согласен (1). Для обобщенного анализа были подсчитаны все суждения, получившие баллы "5 и "4", отражающие в определенной степени достаточный уровень развития педагогической культуры учителя.

Большинство учащихся, участвовавших  в исследовании, дали высокие оценки таким профессионально-педагогическим качествам учителей как

  • знание своего предмета и высокая эрудиция (84%);
  • стремление добиваться глубоких и прочных знаний (75%);
  • доброжелательность и тактичность (71%);
  • требовательность и справедливость (60%).
  • Суждения о педагогической деятельности, не получившие высоких оценок (ниже 50%), можно отнести к психолого-педагогической и методической компетентности учителя:
  • развивает интересы и творческие способности (39%);
  • использует индивидуальные задания (46%);
  • к каждому ученику находит свой подход (47%);
  • применяет активные методы обучения (47%).

Таким образом, изучение деятельности учителей школы с помощью разных методов (оценка качества урока и  оценка содержания их деятельности учащимися) выявило общие тенденции в содержании уровнях развития педагогической культуры, а также в характере затруднений, которые испытывают учителя. Последние обусловлены недостаточной психолого-педагогической подготовкой учителя в области освоения современных педагогических идей и технологий личностно-развивающего образования. Этот вывод подтверждают и материалы исследования, которое было проведено в рамках деятельности лаборатории "педагогическая культура" в гимназии 111 в 1995/1996 учебном году в естественных условиях самоаттестации и аттестации образовательного учреждения.

Большинство учителей гимназии считает, что постоянно анализирует причины и следствия в поведении детей (75%), владеет методами диагностической работы с детьми (70%), интересуется научной литературой (80%), выбирает и использует новые технологии образования (80%). Безусловно, в целом это высокие показатели развития педагогической культуры учителей гимназии, характеризующие уровень их психолого-педагогической компетентности. Но насколько они объективны?

Информация о работе Педагогическая культура