Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
Сделаем некоторые общие выводы.
Материалы исследования убеждают, что современные тенденции в развитии системы образования - гуманизация, творчество, культура педагогического мышления - проявляются в практической деятельности учителей инновационных школ.
Внимание учителей обращено на проблемы личностного развития детей, их социальную защиту и поддержку, на усиление творческого начала в деятельности, освоение современных педагогических технологий обучения и воспитания.
Но вместе с тем, данные
исследования высвечивают проблемы,
которые требуют своего решения
в связи с переходом школ на
личностно-ориентированное
В число компонентов педагогической деятельности наряду с традиционными, привычными для учителей педагогическими действиями типа: определение целей и задач педагогической деятельности; подготовка в области своего предмета; тематическое планирование и разработка; подготовка индивидуальных образовательных программ; дифференцированный подход в обучении и т.д., мы включили и такие, которые определяют специфику личностно-ориентированного образования:
Результаты исследования показали следующее. Как мы и предполагали, в традиционных, наиболее типичных для школы и учителя видов деятельности учителя почти не затрудняются.
В заключение подчеркнем, что
психолого-педагогическая компетентность
учителя в системе личностно-
Реальными проблемами педагогической культуры становятся развитие способностей учителей к самопознанию, эмпатии, саморегуляции, рефлексии, эмоциональной отзывчивости, поддержке детской индивидуальности.
Педагогическая культура родителей
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки.
С. Михалков
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством семейный опыт воспитания детей. Педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании, находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Семья как институт педагогической культуры
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.
Социальный институт, отмечает Г.Е.Зборовский, характеризуется наличием пяти основных элементов:
1) определенной сферой деятельности и общественных отношений;
2) учреждениями для организации
совместной деятельности людей
и лицами в них, выполняющими
социальные, организационные и
3) нормами и принципами
отношений между членами
4) системой санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения;
5) материальными средствами.
Семья вполне соответствует
названным признакам и может
быть рассмотрена сообразно
1) рассмотрении ее во взаимодействии с экономическими, социальными и культурными сторонами общественной жизни;
2) учете исторической динамики данного социального института.
Хорошо известный
У современной семьи можно выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательно-образовательный аспект. При этом на различных культурно-исторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.
Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Она едина для всех стран и народов. Вместе с тем вопрос о том, сколько детей должно быть в нормальной семье, уже конкретно-историчен. Так, в Китае с древних времен и по сей день считается, что семья неполноценна, если в ней меньше пяти детей.
Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов. Она предполагает взаимопомощь внутри семьи, основанную на любви и дружбе. Эту функцию семья приобретает не сразу.
Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет (например, слушать рокмузыку) или как принуждение (скажем, учиться игре на фортепиано).
Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Ее реализация в огромной мере определялась сословноклассовым положением семьи.
В систему педагогической
культуры семьи человек включен
всю свою жизнь. С годами его роль
в этой системе меняется. Из воспитанника
он превращается в воспитателя, а
на склоне лет становится патриархом,
последовательно проходя все
ступени иерархической
В недавнем прошлом, говоря о формировании человеческой личности, педагоги и философы нашей страны главное внимание обращали на глобальные факторы социального влияния. Это вело к недооценке педагогической культуры семьи. Между тем, демократическая педагогическая культура семьи формирует человека демократической ориентации, даже если ему суждено жить в условиях тоталитарного общества. Авторитарная педагогическая культура тиражирует людей с авторитаристскими наклонностями и в стране с самой демократической конституцией. “Что посеешь, то и пожнешь”, так определяется значение семейного воспитания в фольклоре.
Каковы основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи? Думается, они те же, что и у иных субъектов воспитательного воздействия и включают в себя три показателя:
1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;
2) аксиологический, т.е. отношение к знаниям как к ценности;
3) дидактический, показывающий,
каковы принципы воспитания
Мы полагаем, что работа по повышению педагогической культуры семьи в современных условиях могла бы с определенной результативностью вестись по следующим основным направлениям.
1. Культурно-просветительное направление. Представляется целесообразным в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации, и прежде всего на телевидении, создание серии развлекательно-образовательных передач, в игровой форме (конкурсы, ток-шоу, телесериалы и т.д.), интересно и ненавязчиво несущих информацию по различным аспектам педагогической культуры семьи. Разумеется, в создании сценариев подобных передач профессиональные педагоги и психологи должны принимать самое непосредственное участие.
2. Педагогическое просвещение
родителей силами школы
3. Третьим направлением
выступает педагогическое
И последнее важное замечание. Думается, что работу по повышению педагогической культуры семьи невозможно уложить в рамки единовременной кампании уже в силу того, что она требует значительных социально-экономических изменений в масштабах всего общества. Она связана с местом и значением института образования в системе общественных ценностей и прежде всего школы, как самого массового из всех образовательных учреждений. К рассмотрению педагогической культуры отечественной школы мы и обращаемся в следующей главе.
Методологические аспекты формирования высокой педагогической культуры в процессе подготовки педагога
Профессиональное образование
вообще, и профессионально-
Поскольку профессиональное образование включает в себя ряд конкретных видов, отмечает Г.Е.Зборовский, следует учитывать, что каждому из них соответствует особый социальный институт с системой присущих только ему учреждений (учебных заведений) образования. Ниже мы остановимся на проблемах социального института высшего педагогического образования.
Формирование высокой
педагогической культуры выступает
необходимым компонентом
На страницах научной
и периодической печати последнего
времени много говорилось о том,
в каком затруднительном