Педагогическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 110.05 Кб (Скачать)

Сделаем некоторые общие  выводы.

Материалы исследования убеждают, что современные тенденции в  развитии системы образования - гуманизация, творчество, культура педагогического мышления - проявляются в практической деятельности учителей инновационных школ.

Внимание учителей обращено на проблемы личностного развития детей, их социальную защиту и поддержку, на усиление творческого начала в деятельности, освоение современных педагогических технологий обучения и воспитания.

Но вместе с тем, данные исследования высвечивают проблемы, которые требуют своего решения  в связи с переходом школ на личностно-ориентированное образование. Эти проблемы связаны с углублением, усилением психолого-педагогической компетентности учителей в процессе усвоения идей личностно-ориентированного образования, в центре которого ребенок, человек, личность, его психическое здоровье и духовный мир, ценностные системы и нравственные позиции, проблемы его саморазвития и самоопределения.

В число компонентов педагогической деятельности наряду с традиционными, привычными для учителей педагогическими действиями типа: определение целей и задач педагогической деятельности; подготовка в области своего предмета; тематическое планирование и разработка; подготовка индивидуальных образовательных программ; дифференцированный подход в обучении и т.д., мы включили и такие, которые определяют специфику личностно-ориентированного образования:

    • освоение современных концептуальных идей в области образования и воспитания;
    • выделение ценностных смыслов в содержании образования;
    • поддержка интересов и способностей детей;
    • обучение учащихся способам личностного развития;
    • обучение учащихся приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля;
    • поддержка активности, творчества в деятельности детей;
    • использование педагогических технологий на диалоговой, личностно-смысловой, проблемной основе и др.

Результаты исследования показали следующее. Как мы и предполагали, в традиционных, наиболее типичных для школы и учителя видов деятельности учителя почти не затрудняются.

В заключение подчеркнем, что  психолого-педагогическая компетентность учителя в системе личностно-ориентированного образования наполняется новым содержанием, что отражается в таких характеристиках педагогической деятельности как:

  • владение методами диагностики личностного развития;
  • владение способами личностного развития детей;
  • умение выделять личностные смыслы в содержании образования;
  • умение обучать детей педагогически мыслить и действовать: ставить задачи, проектировать и выполнять действия, изучать результаты;
  • владение технологиями личностно-ориентированного образования и др.

Реальными проблемами педагогической культуры становятся развитие способностей учителей к самопознанию, эмпатии, саморегуляции, рефлексии, эмоциональной отзывчивости, поддержке детской индивидуальности.

 

Педагогическая  культура родителей

Щенок, воспитанный  пинком,

Не будет преданным  щенком.

Ты после грубого  пинка

Попробуй подзови щенка.

Где раздают щенкам пинки,

Там воспитатели  – пеньки.

С. Михалков

Педагогическая  культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством семейный опыт воспитания детей. Педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании, находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Семья как институт педагогической культуры

Семья представляет собой  элемент социальной структуры общества, историческую форму организации  и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой  социальный институт, она удовлетворяет  определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность  людей.

Социальный институт, отмечает Г.Е.Зборовский, характеризуется наличием пяти основных элементов:

1) определенной сферой  деятельности и общественных  отношений; 

2) учреждениями для организации  совместной деятельности людей  и лицами в них, выполняющими  социальные, организационные и управленческие  функции и роли;

3) нормами и принципами  отношений между членами общества, включенными в орбиту действия  данного социального института; 

4) системой санкций за  невыполнение ролей, норм и  стандартов поведения; 

5) материальными средствами.

Семья вполне соответствует  названным признакам и может  быть рассмотрена сообразно принципам  институциональности. Это, в свою очередь, означает, что изучение педагогической культуры семьи должно основываться на:

1) рассмотрении ее во взаимодействии с экономическими, социальными и культурными сторонами общественной жизни;

2) учете исторической динамики данного социального института.

Хорошо известный педагогической общественности спор на тему о том, кто должен воспитывать ребенка  семья или школа, дискуссия чисто  советская. В прошлом ее быть не могло  за очевидностью ответа. Традиционно, из века в век ответственность  за воспитание возлагалась обществом  на семью и церковь. Воспитывала  семья, но на тех ценностях, которые  провозглашались в церкви, мечети, синагоге, костеле. В большинстве  стран мира подобный порядок существует и поныне. Школа США, например, не несет ответственности за поведение учащихся вне ее стен.

У современной семьи можно  выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательно-образовательный аспект. При этом на различных культурно-исторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.

Репродуктивная  функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Она едина для всех стран и народов. Вместе с тем вопрос о том, сколько детей должно быть в нормальной семье, уже конкретно-историчен. Так, в Китае с древних времен и по сей день считается, что семья неполноценна, если в ней меньше пяти детей.

Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов. Она предполагает взаимопомощь внутри семьи, основанную на любви и дружбе. Эту функцию семья приобретает не сразу.

Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет (например, слушать рокмузыку) или как принуждение (скажем, учиться игре на фортепиано).

Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Ее реализация в огромной мере определялась сословноклассовым положением семьи.

В систему педагогической культуры семьи человек включен  всю свою жизнь. С годами его роль в этой системе меняется. Из воспитанника он превращается в воспитателя, а  на склоне лет становится патриархом, последовательно проходя все  ступени иерархической лестницы. Вот почему семья дает уникальные, ни с чем не сравнимые возможности для овладения педагогической культурой. Но и это следует особо подчеркнуть именно своей педагогической культурой.

В недавнем прошлом, говоря о формировании человеческой личности, педагоги и философы нашей страны главное внимание обращали на глобальные факторы социального влияния. Это  вело к недооценке педагогической культуры семьи. Между тем, демократическая  педагогическая культура семьи формирует  человека демократической ориентации, даже если ему суждено жить в условиях тоталитарного общества. Авторитарная педагогическая культура тиражирует людей  с авторитаристскими наклонностями и в стране с самой демократической конституцией. “Что посеешь, то и пожнешь”, так определяется значение семейного воспитания в фольклоре.

Каковы основные критерии для выделения того или иного  типа педагогической культуры семьи? Думается, они те же, что и у иных субъектов  воспитательного воздействия и  включают в себя три показателя:

1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;

2) аксиологический, т.е.  отношение к знаниям как к  ценности;

3) дидактический, показывающий, каковы принципы воспитания принуждение  ребенка или умение заинтересовать  его.

Мы полагаем, что работа по повышению педагогической культуры семьи в современных условиях могла бы с определенной результативностью  вестись по следующим основным направлениям.

1. Культурно-просветительное направление. Представляется целесообразным в федеральных, региональных и местных средствах массовой информации, и прежде всего на телевидении, создание серии развлекательно-образовательных передач, в игровой форме (конкурсы, ток-шоу, телесериалы и т.д.), интересно и ненавязчиво несущих информацию по различным аспектам педагогической культуры семьи. Разумеется, в создании сценариев подобных передач профессиональные педагоги и психологи должны принимать самое непосредственное участие.

2. Педагогическое просвещение  родителей силами школы представляет  собой второе направление названной  работы. Ее следует проводить  на стадии подготовки дошкольников  к поступлению в школу, как  один из элементов такой подготовки. Хорошо осознавая распространенность в среде родителей негативного отношения к подобного рода занятиям, мы считаем целесообразным вводить их экспериментально в отдельных, пользующихся высоким престижем, специализированных школах и гимназиях, где должен быть накоплен и отработан необходимый опыт, в дальнейшем подлежащий широкому распространению.

3. Третьим направлением  выступает педагогическое просвещение  школьников. Подготовка школьников  к будущей семейной жизни должна  включать и их ознакомление  с семейной педагогикой. Это прежде всего требует соответствующей коррекции содержательной стороны курса “Человек и общество”, но им не ограничивается. Этическое воспитание школьников оказывает не только прямое воздействие на развитие ребенка, но и косвенно влияет на общую обстановку в семье. Наши эксперименты по различным аспектам семейного воспитания в средних классах (23) и опыт ведения уроков этики в младших классах (206;207) дают основания утверждать, что, воспитывая детей, школа тем самым через них способна весьма активно воздействовать на родителей. Поэтому общее этическое просвещение школьников и ознакомление их с основами семейной педагогики способно позитивно повлиять на развитие педагогической культуры современной семьи.

И последнее важное замечание. Думается, что работу по повышению  педагогической культуры семьи невозможно уложить в рамки единовременной кампании уже в силу того, что  она требует значительных социально-экономических изменений в масштабах всего общества. Она связана с местом и значением института образования в системе общественных ценностей и прежде всего школы, как самого массового из всех образовательных учреждений. К рассмотрению педагогической культуры отечественной школы мы и обращаемся в следующей главе.

 

Методологические  аспекты формирования высокой педагогической культуры в процессе подготовки педагога

Профессиональное образование  вообще, и профессионально-педагогическое образование в частности, является социальным институтом, на правах подсистемы входящим в систему образования общества, и выполняет социальные функции социализации, обучения, воспитания и развития личности. Но вместе с этими, общими для социального института образования функциями, профессиональное образование главным образом нацелено на овладение человеком определенными знаниями, умениями и навыками по конкретной профессии и специальности.

Поскольку профессиональное образование включает в себя ряд  конкретных видов, отмечает Г.Е.Зборовский, следует учитывать, что каждому из них соответствует особый социальный институт с системой присущих только ему учреждений (учебных заведений) образования. Ниже мы остановимся на проблемах социального института высшего педагогического образования.

Формирование высокой  педагогической культуры выступает  необходимым компонентом профессионального  становления педагога. В идеале оно  должно проходить в студенческие годы, параллельно с освоением  материала по тому конкретному предмету, который избрал для себя будущий  учитель. На практике же все обстоит  иначе. Получив диплом педагогического  института (университета), вчерашний  студент идет в школу, зачастую смутно представляя себе “что делать”  и “с чего начать”. Особенно в том, что касается воспитательной работы с учащимися. Проведенное И.Е.Видт исследование общей культуры учителя как фактора успешности его педагогической деятельности выявило прямую зависимость между общей культурой педагога и его профессиональной деятельностью (44,12). Одновременно тем же исследованием было установлено, что лишь 18% учителей отвечают требованиям творческого уровня педагогической культуры.

На страницах научной  и периодической печати последнего времени много говорилось о том, в каком затруднительном положении  находится отечественная школа. По данным всероссийских социологических  опросов, ее состояние оценивают  как кризисное 73% учителей. В различных  регионах России профессиональным уровнем  педагогов удовлетворены лишь 26-35% учащихся и 36-42% родителей. Грубость и жестокость по отношению к ученикам со стороны педагогов отмечают 15% родителей и более 30% школьников. Не в последнюю очередь вина за это лежит и на учительском корпусе, хотя во многом его можно назвать “без вины виноватым”. Почему многие наши педагоги не являются носителями действительно высокой педагогической культуры? В значительной степени это зависит от системы их подготовки, характерной для педагогических училищ и институтов, университетов и индустриально-педагогических вузов. Основная доля содержания обучения учителя в них нацелена на подготовку преподавателей, а не воспитателей. Подготовка к работе по формированию личности учащихся, требующей много времени и сил учителя, ограничивается незначительными теоретическими и методическими курсами. Получается парадоксальная вещь: никто не допускает мысли, что химию или физику может преподавать учитель без специальной подготовки. В воспитании же часто приходится сталкиваться с фактами, когда им занимаются люди, имеющие лишь смутное представление об этике, эстетике, мировой культуре, истории религий, без глубокого знания которых воспитателю не подняться выше уровня ремесленника.

Информация о работе Педагогическая культура