Педагогическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 110.05 Кб (Скачать)

4. Процесс обучения и  воспитания должен строиться  с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей человека. Еще И.Г.Песталоцци  подчеркивал: ”Мой первый принцип  заключается в том, что мы  лишь в той мере можем хорошо  воспитать ребенка, в какой  знаем, что он чувствует, к  чему способен, чего он хочет”. Нормативность его положения предполагает глубокие знания как общей, так и возрастной психологии.

5. Педагогическая деятельность  требует адекватного представления  о месте и воспитательных возможностях  образования в обществе. Поскольку  “образование это часть воспитания, которая протекает преимущественно в учебных заведениях в условиях четко программируемого обучения”, не следует переоценивать его воспитательные возможности. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания является семья. Отец, мать, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки являются воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу. Их воспитательное воздействие начинается раньше, ведется интенсивнее и потому, как правило, действеннее школьного. Что же касается ценностей каждой отдельной семьи, то они не всегда совпадают с ценностями, официально насаждаемыми школой. Из этого для педагога вытекает неизбежность некоторого рассогласования задач воспитания и его реальных результатов.

6. Косность свидетельство  профессиональной несостоятельности  педагога. Педагогический процесс  динамичен. Постоянно внутренне  меняются ученики, меняются их  взаимоотношения внутри класса, условия, в которых ведется  учебный процесс и т.д. Это  требует от педагога умения  постоянно разнообразить формы  и методы воздействия на воспитуемых.  Для него нормативный характер  носят выводы специалистов по  межличностным коммуникациям: ”При длительном профессиональном воздействии на других с целью их изменения человек (учитель, руководитель, врач и др.) всегда должен помнить, что ни его методы и способы воздействия, ни он сам не могут оставаться неизменными”.

7. Высокая личная нравственность. Все великие педагоги прошлого  не уставали его подчеркивать. Оно вытекает из того, что главным  “доводом”, при помощи которого  педагог осуществляет воспитательное  воздействие, является он сам,  его жизненная позиция, его  образ жизни. И если, как отмечал  Л.Фейербах, “положение, должность  имеют влияние на образ мыслей  человека, его внутреннюю жизнь,  его веру более, чем он сам сознает это”, то педагог уже в силу своего положения “обрекается” на высокую нравственность.

 В чем же заключена  специфика функций педагогической культуры? Они могут рассматриваться в двух аспектах:

1. Педагогическая культура  определяет основные характеристики  развития личности.

2. Ведет к совершенствованию  форм и методов как профессиональной, так и народной педагогической  деятельности, вырабатывает оптимальный  механизм трансляции социального  опыта.

Эти аспекты неразрывно связаны. Они взаимно дополняют и обусловливают  друг друга. С одной стороны, без  форм и методов трансляции социального  опыта невозможно формирование личности. С другой формируясь, усваивая социальный опыт, личность наследует и формы, и методы его дальнейшей трансляции.

Поскольку человеко-формирующая функция является главной функцией культуры, при функциональном анализе педагогической культуры следует выяснить, какие роли играет она в решении этой основной задачи.

Первой функцией педагогической культуры выступает функция трансляции социального опыта. Уже не только философы и культурологи, но и теоретики педагогической науки согласны с тем, что “процесс обучения непосредственно направлен на освоение учащимися опыта. Воспитание же и развитие осуществляются опосредованно”. Hо характер усвоения социального опыта исторически изменчив, его традиции с высокой степенью эффективности “срабатывают” только в условиях общественной стабильности. И.С.Кон отмечал, что традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективными в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм прежде всего потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой.

Вторая функция  педагогической культуры регулятивная. В ней можно выделить две стороны: 1) регуляция поведения обучающего в процессе трансляции социального опыта; 2) регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования.

Первая сторона предполагает определенные ограничения деятельности педагога при выборе им средств и  границ допустимого педагогического  воздействия.

Вторая сторона регулятивной функции педагогической культуры связана  с управлением процессом формирования у воспитуемого опредленного набора личностных качеств, аналогичного нормативному в данном обществе.

Важной функцией педагогической культуры выступает семиотическая или знаковая функция. Мир культуры - это мир символов и знаков, несущих информацию. По мере усвоения системы подобных знаков каждый человек приобщается к культуре своего времени. Высокая педагогическая культура невозможна при игнорировании ее семиотической функции, о какой бы области педагогической деятельности ни шла речь.

Следующей функцией педагогической культуры является аксиологическая, или ценностная функция. Для стабильности функционирования любое педагогическое воздействие нуждается в системе ценностей, лежащей в его основании, определяющей основные направления этого воздействия. Как правило, педагогические ценности вторичны по отношению к ценностям, господствующим в обществе, и, определяясь последними, редуцируют их. Так, например, если система ценностей древней Спарты основывалась на признании военной службы единственным занятием, достойным спартиатов, то и ее воспитательно-образовательная система исходила из того же и транслировала аналогичные ценности.

Еще одной важной функцией педагогической культуры выступает функция креативная, или творческая. Ее проявление двояко. Во-первых, она предполагает развитие творческих способностей у тех, с кем работает педагог. Во-вторых, ею определяется творческий характер работы самого педагога. Творчество как интегративная характеристика человеческой деятельности, специфический вид социального действия является одним из родовых признаков человека. В общественном процессе жизнедеятельности ассоциированный человек постоянно сталкивается с противоречием между старым накопленным опытом и невозможностью их решения при помощи традиционных методов. Поэтому творчество является внутренней неотъемлемой чертой деятельности человека.

Что касается второй стороны  креативной функции педагогической культуры творчества в работе самого педагога, то учителя-практики отмечают большие сложности в ее реализации. “Учитель общеобразовательной школы ограничен в возможности творить, пишет известный педагог М.П.Щетинин. Основную часть своей работы он делает не как подсказывает ему опыт, конкретная обстановка, возможности учеников, его совесть, наконец, а как “подсказано” сверху. Учебный материал расписан по полочкам, количество часов строго определено по темам, жестко регламентирован каждый урок”.

Все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и  не могут быть “закрыты” только в школьных стенах.

 

Компоненты педагогической  культуры

Основные компоненты педагогической культуры это:

1) Педагогическая направленность – система педагогических взглядов, отношений, убеждений, склонности и интересы к педагогической деятельности;

2) Психолого-педагогическая эрудиция;

3) Интеллигентность – гармоничное развитие интеллектуальных и нравственных качеств;

4) Современное педагогическое мышление (высокое развитие способностей к научной обработке педагогических явлений и фактов);

5) Педагогическое мастерство:

- гуманистическая направленность;

- педагогические способности (личностные, организаторские, дидактическая, коммуникативные);

- педагогическая техника (умение управлять собой, техникой речи, мимикой, пантомимика);

- знание психологии и  педагогики;

6) Совокупность педагогических качеств (оптимизм, открытость, дружественность, готовность к совместной работе…);

7) педагогическое общение  и поведение.

8) воспитания;

  1. выделение ценностных смыслов в содержании образования;
  2. поддержка интересов и способностей детей;
  3. обучение учащихся способам личностного развития;
  4. обучение учащихся приемам самоанализа, самооценки, самоконтроля;
  5. поддержка активности, творчества в деятельности детей;

использование педагогических технологий на диалоговой, личностно-смысловой, проблемной основе и др

Педагогическая  направленность

Педагогическая  направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте общей психологической проблемы — направленности личности. Направленность личности определяют по-разному. С. Л. Рубинштейн размах ее как некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.  А. Н. Леонтьев, развивая идеи С. Л. Рубинштейн, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархических мотивов. Л. И. Божович и ее коллеги направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.

Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Направленность на профессиональную деятельность проявляется  на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием.

Профессиональная направленность проявляется в сферах различных профессий в зависимости от особенностей профессии имеет соответствующие характеристики. Е. А. Климовым разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схемы объектом педагогической профессии является человек, а предметом — деятельность ее развития, воспитания, обучения.

Профессиональная направленность — это профессионально-значимая черта, которая занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типологическое своеобразие. В более широком смысле (в плане интегральной характеристики труда) — это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих педагога к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Иерархическая структура  педагогической направленности учителя (а значит и мотивации профессионального  самоопределения) может быть представлена следующим образом:

1) направленность на ребенка  (и других людей), связанная с  заботой, интересом, содействием  развитию его личности и максимальной  самоактуализации его индивидуальности;

2) направленность на себя, связана с потребностью в самосовершенствовании  и самореализации в сфере педагогического  труда;

3) направленность на предметную  сторону профессии учителя (содержание  учебного предмета).

Педагогическое  мышление

Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и  направлено на решение специфических  для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса. Объект познания учителя — педагогическая реальность, включающая личность и коллектив, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации и явления.

Педагогическое мышление существует как процесс решения  педагогических задач. Его характеризуют  полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность.

В настоящее время обозначилось несколько путей развития мышления учителя:

  • функционально-операциональный, суть которого состоит в том, что студентам предлагаются для решения отдельные педагогические задачи, выделенные в соответствии с основными структурными компонентами профессионально-педагогической деятельности (гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, проектировочные);
  • конструктивно-методический — будущие учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется так называемое методическое мышление ;
  • проблемно-методический — студенты ищут ответ на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной работы, развивают свои способности творчески разрабатывать решения, оптимальные для конкретных условий практической деятельности.

По мнению других авторов, наиболее эффективен путь, в основе которого — идея моделирования педагогических ситуаций, решения конструктивных задач, проведения педагогических игр.

Информация о работе Педагогическая культура