Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
4. Процесс обучения и
воспитания должен строиться
с учетом возрастных и
5. Педагогическая деятельность
требует адекватного
6. Косность свидетельство
профессиональной
7. Высокая личная нравственность.
Все великие педагоги прошлого
не уставали его подчеркивать.
Оно вытекает из того, что главным
“доводом”, при помощи
В чем же заключена специфика функций педагогической культуры? Они могут рассматриваться в двух аспектах:
1. Педагогическая культура
определяет основные
2. Ведет к совершенствованию
форм и методов как
Эти аспекты неразрывно связаны.
Они взаимно дополняют и
Поскольку человеко-формирующая функция является главной функцией культуры, при функциональном анализе педагогической культуры следует выяснить, какие роли играет она в решении этой основной задачи.
Первой функцией педагогической культуры выступает функция трансляции социального опыта. Уже не только философы и культурологи, но и теоретики педагогической науки согласны с тем, что “процесс обучения непосредственно направлен на освоение учащимися опыта. Воспитание же и развитие осуществляются опосредованно”. Hо характер усвоения социального опыта исторически изменчив, его традиции с высокой степенью эффективности “срабатывают” только в условиях общественной стабильности. И.С.Кон отмечал, что традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективными в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм прежде всего потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой.
Вторая функция педагогической культуры регулятивная. В ней можно выделить две стороны: 1) регуляция поведения обучающего в процессе трансляции социального опыта; 2) регуляция качественных характеристик личности обучаемого в процессе их формирования.
Первая сторона предполагает определенные ограничения деятельности педагога при выборе им средств и границ допустимого педагогического воздействия.
Вторая сторона регулятивной
функции педагогической культуры связана
с управлением процессом
Важной функцией педагогической культуры выступает семиотическая или знаковая функция. Мир культуры - это мир символов и знаков, несущих информацию. По мере усвоения системы подобных знаков каждый человек приобщается к культуре своего времени. Высокая педагогическая культура невозможна при игнорировании ее семиотической функции, о какой бы области педагогической деятельности ни шла речь.
Следующей функцией педагогической культуры является аксиологическая, или ценностная функция. Для стабильности функционирования любое педагогическое воздействие нуждается в системе ценностей, лежащей в его основании, определяющей основные направления этого воздействия. Как правило, педагогические ценности вторичны по отношению к ценностям, господствующим в обществе, и, определяясь последними, редуцируют их. Так, например, если система ценностей древней Спарты основывалась на признании военной службы единственным занятием, достойным спартиатов, то и ее воспитательно-образовательная система исходила из того же и транслировала аналогичные ценности.
Еще одной важной функцией педагогической культуры выступает функция креативная, или творческая. Ее проявление двояко. Во-первых, она предполагает развитие творческих способностей у тех, с кем работает педагог. Во-вторых, ею определяется творческий характер работы самого педагога. Творчество как интегративная характеристика человеческой деятельности, специфический вид социального действия является одним из родовых признаков человека. В общественном процессе жизнедеятельности ассоциированный человек постоянно сталкивается с противоречием между старым накопленным опытом и невозможностью их решения при помощи традиционных методов. Поэтому творчество является внутренней неотъемлемой чертой деятельности человека.
Что касается второй стороны креативной функции педагогической культуры творчества в работе самого педагога, то учителя-практики отмечают большие сложности в ее реализации. “Учитель общеобразовательной школы ограничен в возможности творить, пишет известный педагог М.П.Щетинин. Основную часть своей работы он делает не как подсказывает ему опыт, конкретная обстановка, возможности учеников, его совесть, наконец, а как “подсказано” сверху. Учебный материал расписан по полочкам, количество часов строго определено по темам, жестко регламентирован каждый урок”.
Все функции педагогической культуры реализуются во всех формах трансляции социального опыта и не могут быть “закрыты” только в школьных стенах.
Компоненты педагогической культуры
Основные компоненты педагогической культуры это:
1) Педагогическая направленность – система педагогических взглядов, отношений, убеждений, склонности и интересы к педагогической деятельности;
2) Психолого-педагогическая эрудиция;
3) Интеллигентность – гармоничное развитие интеллектуальных и нравственных качеств;
4) Современное педагогическое мышление (высокое развитие способностей к научной обработке педагогических явлений и фактов);
5) Педагогическое мастерство:
- гуманистическая
- педагогические способности (личностные, организаторские, дидактическая, коммуникативные);
- педагогическая техника (умение управлять собой, техникой речи, мимикой, пантомимика);
- знание психологии и педагогики;
6) Совокупность педагогических качеств (оптимизм, открытость, дружественность, готовность к совместной работе…);
7) педагогическое общение и поведение.
8) воспитания;
использование педагогических технологий на диалоговой, личностно-смысловой, проблемной основе и др
Педагогическая направленность
Педагогическая направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте общей психологической проблемы — направленности личности. Направленность личности определяют по-разному. С. Л. Рубинштейн размах ее как некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. А. Н. Леонтьев, развивая идеи С. Л. Рубинштейн, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархических мотивов. Л. И. Божович и ее коллеги направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.
Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Направленность на профессиональную деятельность проявляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием.
Профессиональная
Профессиональная
Иерархическая структура педагогической направленности учителя (а значит и мотивации профессионального самоопределения) может быть представлена следующим образом:
1) направленность на ребенка
(и других людей), связанная с
заботой, интересом,
2) направленность на себя,
связана с потребностью в
3) направленность на предметную
сторону профессии учителя (
Педагогическое мышление
Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса. Объект познания учителя — педагогическая реальность, включающая личность и коллектив, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации и явления.
Педагогическое мышление существует как процесс решения педагогических задач. Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность.
В настоящее время обозначилось несколько путей развития мышления учителя:
По мнению других авторов, наиболее эффективен путь, в основе которого — идея моделирования педагогических ситуаций, решения конструктивных задач, проведения педагогических игр.