Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа
Среди множества публикаций, посвященных тем или иным аспектам педагогической деятельности, осмысление педагогической культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии эта культура все еще имеет неопределенный, интуитивно постигаемый характер, в то время как назрела потребность перейти к ее серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей
Педагогическое общение
Педагогическое общение
- специфическое межличностное
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива".
И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.
Основная цель педагогического
общения состоит как в передаче
общественного и
Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.
Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
Педагогическое мастерство
Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
Нет единого мнения, что
такое педагогическое мастерство. Одни
считают, что это свойство, особенности
личности, другие - что это знания,
умения, навыки, третьи объединяют и
то и другое вместе, четвертые - что
это уровень осуществления
Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: "Мастерство - это высокое искусство в какой - либо области".
Далее авторские определения:
А.И. Щербаков: "Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
Н.Н. Тарасевич: "Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности".
Л.А. Байкова: "Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка".
Педагогическое мастерство
с технологической точки зрения
- это система, основными компонентами
которой являются высокая общая
культура, гуманистическая
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя - профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Следующий компонент педагогического мастерства - это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае - педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.
Гуманистическая направленность
личности педагога - это его интересы,
ценности, идеалы. Каждый учитель должен
стать гуманистом, признавать человека
как высшую ценность на земле, а, следовательно,
в своей педагогической деятельности
осознавать значимость личности каждого
ребенка, строить взаимоотношения
с детьми на основе любви и уважения.
Проявления гуманистического стиля
взаимоотношения учителя и
Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:
Компоненты педагогического мастерства
Высокий уровень общей и педагогической культуры |
Гуманистическая направленность |
Профессиональные качества |
Система профессиональных знаний, умений |
Творчество и педагогические способности |
Основа педагогического мастерства. Условие педагогического творчества. Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Средство успешной самореализации педагога. |
Человек- абсолютная ценность. Идеалы. Интересы. Система ценностей. Гуманистический стиль. Гуманистические отношения. |
Гражданственность. Патриотизм. Интеллигентность. Духовно - нравственная культура. Любовь к детям. Трудолюбие и работоспособность. Ответственность. Технологическая компетентность. |
Знания: Философские. Социальные. Психолого-педагогические. Дополнительные. Умения: Диагностические. Коммуникативные. Организаторские. Исследовательские. Проектировочные. |
Дидактические. Коммуникативные Перцептивные. Экспрессивные. Организаторские. Творческие. Эмоционально - ценностные и т.д. |
Московский педагог-
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать все компоненты педагогического мастерства. Для того чтобы их лучше запомнить, сделайте "опорные сигналы", т.е. все компоненты педагогического мастерства, выбранной вами структуры, необходимо изобразить с помощью рисунков, схем, символов. (2, стр.49).
Народ как творец педагогической культуры
Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.
Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа и носит он имя Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлинский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов и многие другие великие педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных сокровищ.
До возникновения письменности
педагогические идеи передавались из
поколения в поколение с
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс.