Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:07, реферат
Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но и касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.
В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Красноярский государственный педагогический университет
Им. В.П.Астафьева
Институт специальной педагогики
Кафедра
коррекционной педагогики
Контрольная работа
По «Педагогике»
На тему:
«Педагогическая
культура»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Федоренко Зинаида
Вячеславовна
Проверила:
Красноярск 2012
Содержание
Что такое педагогическая культура Стили педагогического общения Инновационная деятельность и педагогический опыт Самопознание и самооценка
Последовательность проектирования педагогического исследования
Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание
Список
используемой литературы
Что
такое педагогическая
культура
Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но и касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.
В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.
Таким образом, педагогическая культура включает в себя всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.
Разумеется,
педагогическая культура невозможна без
материально-технического оснащения.
Признаком низкой культуры служат примеры
того, как на уроках информатики
учитель рассказывает теоретически
все о компьютере, не имея возможности
ничего показать на практике. Уровень
компьютеризации России на несколько
порядков отстает от уровня США и Японии.
Стили
педагогического
общения
Известный
психолог В. А. Кан-Калик выделял
следующие стили
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2.
Общение на основе дружеского
расположения. Оно предполагает
увлеченность общим делом.
3.
Общение-дистанция относится к
самым распространенным типам
педагогического общения. В
4.
Общение-устрашение - негативная форма
общения, антигуманная, вскрывающая
педагогическую
5.
Общение-заигрывание,
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Из
числа разработанных в
Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М.
Тален специально указывает на основание,
заложенное в типологизацию: выбор
роли педагогом, исходя из собственных
потребностей, а не потребностей учащихся.
Инновационная
деятельность и педагогический
опыт
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики.
Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях.
Ведущей
формой инновационной деятельности
выступает опытно-
Нельзя забывать, что существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Целеобразование осуществляется только с опорой на диагностику личностного развития ребенка.
Другой особенностью инновационной педагогической деятельности является при наличии доминирующего, выражающего ценностные ориентации как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми.
Рассмотрение инновационной педагогической деятельности свыше обозначенных позиций требует обращения к вопросу о готовности учителя к данному виду деятельности.
Такими характеристиками, по мнению ряда исследователей, могут быть:
При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность обусловлен рядом противоречий:
Готовность к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в контексте целостности ее основных структурных компонентов - мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного. Данная проблема требует решения двуединой задачи - формирования у педагога готовности к восприятию нового и развития умений действовать по-новому.
Инновационная деятельность во многом обусловлена неповторимостью личности учителя и ученика, особенностями класса, школы и т.д.
Задача
руководителя, учителя в данных условиях
состоит в использовании
Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным, можно выделить критерии готовности педагога к инновационной деятельности.
Это: