Педагогическая культура учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:07, реферат

Краткое описание

Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но и касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.
В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.

Файлы: 1 файл

контр педагогика.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

     Итак, основой модернизации образования  является инновационная деятельность. Исходя из положения, что современная  школа - это развивающаяся школа, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, существуют основные требования к осуществлению педагогически целесообразных перемен, а именно:

  • любые крупные преобразования в школе необходимо заранее подготавливать, создавая в коллективе определенный психологический настрой, способствующий формированию чувства необходимости и безотлагательности перемен;
  • преобразования должны быть основаны на детальном плане и расчете, который обязательно приведет к успеху. Если уверенности в успехе нет, «реформы» лучше не проводить;

     Надо всегда помнить, что процесс перемен в школе - это процесс перемен в учителе, в его взглядах, методах, подходах к решению организационных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер.

     Итак, прежде чем приступить к созданию инновационных учебных программм, надо начать целенаправленную систематическую работу по освоению в педагогических коллективах новых технологий обучения и воспитания, по использованию опыта педагогов-экспериментаторов.  

     Надо  сказать, что становление и развитие инновационных процессов напрямую связано с новым, более качественным уровнем деятельности как педагогов-воспитателей, так и руководителей школы, с  повышением уровня их технологичности, владения педагогической техникой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Самопознание  и самооценка 

     Самопознание  связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

    • Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
    • Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
    • Самопроверка (соотнесение собственных знаний себе с оценками своей значимости окружающими).

     Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искажают самооценку.

     Повысить  самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Последовательность  проектирования педагогического исследования 

     Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью  которого является получение новых  знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах. 
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

     1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

     2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

     3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

     Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими  этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества. 
Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

     1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение  проблемы.

     2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.

     Важные  научно-педагогические исследования позволяют  сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

     Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание

     Основными этапами педагогического исследования являются: определение проблемы, цели, выбор темы, объекта и предмета исследования, определение задач, гипотезы и защищаемых положений. 
Определение проблемы влияет на выбор объекта изучения, которым может стать и сам педагогический процесс или какая-либо сфера педагогической деятельности, непременно имеющая в себе противоречие. 
Предметом исследования является отдельная сторона объекта. Иначе говоря, предметом исследования являются стороны объекта, наиболее важные с практической и теоретической точки зрения, которые следует исследовать. 
Исследовательские задачи всегда нацелены на изучение гипотезы, которая являет собой сочетание теоретически обоснованных положений, правдивость которых необходимо подтвердить.

     Логическое  и динамическое развитие педагогического исследования считает необходимым реализацию следующих этапов педагогического исследования: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического.

     Эмпирический  этап характеризуется следующими показателями.

     1. Получение информации о функциональном описании объекта изучения.

     2. Выявление противоречий между существующей педагогической практикой и потребностью узнать суть педагогического явления.

     3. Формулирование научной проблемы.

     Основным  результатом эмпирического этапа педагогического исследования является предположение исследования, представленное в качестве системы ведущих положений, истинность которых нуждается в изучении и подтверждении достоверности.

     Гипотетический  этап представляет собой этап разрешения противоречия между положениями об объекте изучения и задачей изучить суть данного объекта.

     Прогностический этап предполагает наличие сформированной теоретической направленности исследования. Прогностический этап дает возможность  разрешить данные установленные противоречия. 
Таким образом, в результате можно определить теоретическую и практическую значимость педагогического исследования. Теоретическая значимость педагогического исследования состоит в формировании направления педагогической мысли, получении закономерности, метода, модели, понятия, принципа педагогических процессов. Практическим значением педагогического исследования является формирование и подготовка практических предложений и рекомендаций развития педагогического процесса в частности и педагогической науки вообще.

 

Список  используемой литературы 

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.
  2. Педагогика. Под ред.П.И. Пидкасистого. М., 1998.
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2008.
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2006.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2009.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2005.

Информация о работе Педагогическая культура учителя