Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 05:28, реферат
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
- Введение
- Педагогическое общение
- Стили педагогического общения
-Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
-Профессионально-важные качества педагогического общения
- Значение индивидуального стиля
- Список литературы
Казанский Государственный Архитектурно-строительный Университет
Реферат на тему :
" Стили педагогического общения "
Выполнил: ст. гр. 2ДП-101, Дюбо
А. В.
Преподаватель: Яруллина Л. Р.
Казань 2013
Содержание
- Введение
- Педагогическое общение
- Стили педагогического общения
-Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
-Профессионально-важные качества педагогического общения
- Значение индивидуального стиля
- Список литературы
Введение.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Важную роль здесь играет стиль общения.
Общение - то, что обеспечивает коллективную деятельность. Но оно обеспечивает ее непрямо. Вообразим такую деятельность (скажем, уборку школьной территории на субботнике). Она толь ко в том случае будет эффективной, если в ней будут четко рас пределены обязанности, поставлены конкретные задачи, если в самом процессе работы каждый участник субботника будет вза имодействовать с другими. Такое взаимодействие еще не обще ние, но оно невозможно без общения. Тот факт, что можно сна чала сесть и пообщаться по поводу наилучшего взаимодействия, а потом его осуществить, как раз и показывает, что это не одно и то же: общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уже это последнее - коллективную деятельность.
Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
От стиля зависит
Педагогическое общение
Необходимость педагогического
общения сегодня не отрицается. Оно
в обязательном порядке должно присутствовать
в образовательном процессе, т.к.
именно при помощи общения и решаются
задачи воспитания и обучения в образовательном
учреждении любого типа.
К сожалению, пока в рамках профессиональной
подготовки учителей необходимость и
обоснованность общения доводится весьма
поверхностно и в педагогической практике
по большей части применяются чисто интуитивные
методы нахождения способов общения с
учениками, основанные на собственном
личном опыте и диктуемые здравым смыслом.
Между тем, современная педагогическая
наука уже предлагает методики повышения
квалификации, позволяющие использовать
в практике обучения реальные достижения
психологии и педагогики. В ходе их изучения
до преподавателя доводится двойственность
восприятия педагогического общения.
С одной стороны, оно должно вестись на
принципах педагогического воздействия,
когда обучаемые обязаны полностью усвоить
предлагаемый им преподавателем учебный
материал. С другой стороны, педагогическое
общение подразумевает установление своеобразной
формы равноправного сотрудничества преподавателя
и обучающихся. Наиболее же рациональным
видится третья форма педагогического
общения, когда присутствуют признаки
его двух первых типов.
Стили педагогического общения
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.
Общепринятой классификацией
стилей педагогического общения
является их деление на авторитарный,
демократический и
При авторитарном стиле общения педагог
единолично решает все вопросы, касающиеся
жизнедеятельности как классного коллектива,
так и каждого учащегося. Исходя из собственных
установок, он определяет положение и
цели взаимодействия, субъективно оценивает
результаты деятельности. В наиболее ярко
выраженной форме этот стиль проявляется
при автократическом подходе к воспитанию,
когда учащиеся не участвуют в обсуждении
проблем, имеющих к ним прямое отношение,
а их инициатива оценивается отрицательно
и отвергается. Авторитарный стиль общения
реализуется с помощью тактики диктата
и опеки. Противодействие школьников властному
давлению педагога чаще всего приводит
к возникновению устойчивых конфликтных
ситуаций.
Как показали исследования, педагоги,
придерживающиеся этого стиля общения,
не позволяют учащимся проявлять самостоятельность
и инициативу. Их отличает непонимание
детей, неадекватность оценок, основанных
лишь на показателях успеваемости. Авторитарный
педагог акцентирует внимание на негативных
поступках школьника, но при этом не принимает
во внимание его мотивы. Внешние показатели
успешности деятельности авторитарных
педагогов (успеваемость, дисциплина на
уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая
атмосфера в таких классах, как правило,
неблагополучная. Ролевая позиция этих
педагогов объектна. Личность и индивидуальность
учащегося оказываются вне стратегии
взаимодействия. В этой связи взаимная
позитивная персонализация педагога и
учащегося оказывается маловероятной.
Авторитарный стиль общения, по данным
Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную
самооценку учащихся, прививает культ
силы, формирует невротиков, вызывает
неадекватный уровень притязаний в общении
с окружающими людьми. Более того, доминирование
авторитарных методов в общении с учащимися
приводит к искаженному пониманию ценностей,
к высокой оценке таких качеств личности,
как "умение выходить сухим из воды",
"умение использовать других для выполнения
того, что должен сделать сам", "умение
заставить других беспрекословно подчиняться",
"внешняя привлекательность и физическая
сила" и т.п. (В. В. Шпалинский).
Попустительский (анархический, игнорирующий)
стиль общения характеризуется стремлением
педагога минимально включаться в деятельность,
что объясняется снятием с себя ответственности
за ее результаты. Такие педагоги формально
выполняют свои функциональные обязанности,
ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский
стиль общения реализирует тактику невмешательства,
основу которой составляют равнодушие
и незаинтересованность проблемами как
школы, так и учащихся. Следствием подобной
тактики является отсутствие контроля
за деятельностью школьников и динамикой
развития их личности. Успеваемость и
дисциплина в классах таких педагогов,
как правило, неудовлетворительны.
Общими особенностями попустительского
и авторитарного стилей общения, несмотря
на кажущуюся противоположность, являются
дистантные отношения, отсутствие доверия,
явная обособленность, отчужденность,
демонстративное подчеркивание своего
доминирующего положения.
Альтернативой этим стилям общения является
стиль сотрудничества участников педагогического
взаимодействия, чаще называемый демократическим.
При таком стиле общения педагог ориентирован
на повышение субъектной роли учащегося
во взаимодействии, на привлечение каждого
к решению общих дел. Основная особенность
этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация.
В результате открытого и свободного обсуждения
возникающих проблем учащиеся совместно
с педагогом приходят к тому или иному
решению. Демократический стиль общения
педагога с учащимися - единственный реальный
способ организации их сотрудничества.
Для педагогов, придерживающихся этого
стиля, характерны активно-положительное
отношение к учащимся, адекватная оценка
их возможностей, успехов и неудач. Им
свойственны глубокое понимание школьника,
целей и мотивов его поведения, умение
прогнозировать развитие его личности.
По внешним показателям своей деятельности
педагоги демократического стиля общения
уступают своим авторитарным коллегам,
но социально-психологический климат
в их классах всегда более благополучен.
Межличностные отношения в них отличаются
доверием и высокой требовательностью
к себе и другим. При демократическом стиле
общения педагог стимулирует учащихся
к творчеству, инициативе, организует
условия для самореализации, что создает
возможности для взаимной персонализации
педагога и школьников.
Характеристика приведенных выше стилей
педагогического общения дана в "чистом"
виде, вместе с тем в реальной педагогической
практике чаще всего имеют место смешанные
стили общения. Педагог не может абсолютно
исключить из своего арсенала некоторые
частные приемы авторитарного стиля общения.
Как показали исследования, они оказываются
иногда достаточно эффективными, особенно
при работе с классами и отдельными учащимися
относительно низкого уровня социально-психологического
и личностного развития. Но и в этом случае
педагог должен быть в целом ориентирован
на демократический стиль общения, диалог
и сотрудничество с учащимися, так как
этот стиль общения позволяет максимально
реализовать личностно-развивающую стратегию
педагогического взаимодействия.
Наряду с вышерассмотренными стилями
педагогического общения есть и иные подходы
к их описанию. Так, Л.Б.Ительсон, положив
в основу классификации стилей общения
те воспитательные силы, на которые в своей
деятельности опирается педагог, выделил
между авторитарным и демократическим
стилями целый ряд промежуточных: эмоциональный,
основанный на взаимной любви и симпатиях;
деловой, опирающийся на полезность деятельности
и достижение задач, которые стоят перед
учащимися; направляющий, предполагающий
незаметное управление поведением и деятельностью;
требовательный, когда задачи ставятся
прямо перед воспитанниками; побуждающий,
опирающийся на привлечение, специальное
создание ситуаций; принуждающий, основанный
на давлении. Если в отношении авторитарного
и демократического стилей общения их
оценка однозначна, то в отношении промежуточных
следует исходить из того, что воспитательные
силы всегда порождаются личностными
отношениями, т.е. всецело зависят от личности
педагога.
Предельно мягкий и добрый Песталоцци,
строго организованный, требовательный
и деловитый Макаренко, сторонник свободного
воспитания либерал Л. Н. Толстой и жесткий
в своих требованиях Дистервег - все они
добивались больших успехов в деле обучения
и воспитания, придерживаясь, естественно,
разных стилей педагогического общения.
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал
такие стили педагогического общения:
1. Общение на основе
2. Общение на основе дружеского
расположения. Это тоже продуктивный
стиль педагогического общения.
3. Общение-дистанция. Это
4. Общение-устрашение. Это негативная
форма общения. Чаще всего к
ней прибегают начинающие
5. Общение-заигрывание. Играет в
работе с детьми не менее
отрицательную роль, характерно
для молодых учителей, стремящихся
к популярности. Такое общение
обеспечивает лишь ложный, дешевый
авторитет, что противоречит
Наиболее продуктивным является общение
на основе увлеченности совместной творческой
деятельностью. В основе этого стиля
лежит единство высокого профессионализма
педагога и его отношения к
педагогической деятельности в целом.
Театральный педагог М.О.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.