Стили педагогического общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 05:28, реферат

Краткое описание

Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

Оглавление

- Введение
- Педагогическое общение
- Стили педагогического общения
-Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении
-Профессионально-важные качества педагогического общения
- Значение индивидуального стиля
- Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология контрольный реферат2.docx

— 41.61 Кб (Скачать)

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении

В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного  обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого  потенциала студента. А этого можно  добиться только при условии демократичности  методов обучения, раскрепощения  студентов, разрушения искусственных  барьеров между преподавателем и  студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного  обучения схемы "услышал - запомнил - пересказал" к схеме "познал путем  поиска вместе с преподавателем и  товарищами

- осмыслил - запомнил - способен  оформить свою мысль словами

- умею применить полученные  знания в жизни".

Существует шесть  основных функций взаимодействия субъектов  педагогического процесса при оптимальном  педагогическом общении:

• конструктивная - педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

• организационная - организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

• коммуникативно-стимулирующая - сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

• информационно-обучающая - показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

• эмоционально-корригирующая - реализация в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;

• контрольно-оценочная - организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.

Наиболее распространенными  являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического  общения между преподавателем и  обучаемыми:

- педагог не считается  с индивидуальными особенностями  студента, не понимает его и  не стремится к этому;

- студент не понимает  своего преподавателя и потому  не принимает его как наставника;

- действия преподавателя  не соответствуют причинам и  мотивам поведения студента или  сложившейся ситуации;

- преподаватель высокомерен,  задевает самолюбие студента, унижает  его достоинство;

- студент сознательно  и упорно не принимает требований  преподавателя или, что еще  серьезнее, - всего коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и  работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной  ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения,  быстро изменять речевое воздействие  э зависимости от ситуации  общения, индивидуальных особенностей  студентов;

4) умение ощущать и  поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ  в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ,  управлять своими психическими  состояниями, своим телом, голосом,  мимикой, умение управлять настроением,  мыслями, чувствами, умение снимать  мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ: культура, развитость  речи, богатый лексический запас,  правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые  представляют сплав жизненных,  естественных переживаний педагога  и педагогически целесообразных  переживаний, способных повлиять  на студентов в требуемом направлении;

10)способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять  все разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение, заражение,  применением различных приемов  воздействия, "приспособлений" и  "пристроек").

 

 

 

 

 

 

Значение  индивидуального стиля

От стиля зависит психологическая  атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили  общения, как устрашение, заигрывание  и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при  отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться  и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс  и снижающими его эффективность.  Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно  выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
  • единством делового и личностного общения;
  • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т.п.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи  и педагоги советуют учителям для  развития коммуникативных способностей следующее:

  1. Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
  2. Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
  3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
  7. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
  9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
  10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет  следовать этим советам, то избежит  многих проблем и трудностей в  общении.

Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу  профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального  взаимодействия с детьми целенаправленно  ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное  удовлетворение, приводит к переживанию  психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления  коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная  структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля  педагог также использует известные  средства и способы общения, которые  кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет  должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог  осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать  процесс становления его как  профессионала.

 

 

 

 

 

Список  литературы

- Леонтьев А.А. "Педагогическое  общение"

-  Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М., 1976

- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987.

- Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

- Столяренко Л.Д. " Педагогическое  общение". Ростов на Дону: "Феникс", 2004

- Столяренко Л.Д. " Педагогическая  психология для студентов вузов".  Ростов на Дону: "Феникс", 2004

 

 


Информация о работе Стили педагогического общения