Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Оглавление

§1 Введение
§2 Из истории вопроса
§3 Педагогическое общение
§4 Стили общения
§5 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 29.90 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

§1 Введение

§2 Из истории вопроса

§3 Педагогическое общение 

§4 Стили общения 

§5 Значение индивидуального  стиля общения и средства повышения  коммуникативности педагога.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Введение

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль  деятельности — одна из важных характеристик  процесса индивидуализации профессионального  труда. Наличие своего стиля у  профессионала свидетельствует, с  одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре  профессиональной деятельности, а с  другой — о максимально возможном  раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов  Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как  инструмент воздействия, и обычные  условия и функции общения  получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

 

 

 

 

 

§2 Из истории вопроса

На определяющую роль и  большое значение педагогического  общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал  необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном  курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим  лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который  не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной  ремень, который должен соединять  с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

Несмотря на общеизвестную  истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его  голоса», многие, с позволения сказать  «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью  и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте  осмотрительны, чтобы слово не стало  кнутом, который, прикасаясь к нежному  телу, обжигает, оставляя на всю жизнь  грубые рубцы. Именно от этих прикосновений  отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно  правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово  педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение  подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться  его конца. В. А. Сухомлинский по этому  поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала».

Общение (в частности, педагогическое) — одно из самых модных тем современной  психологии. С конца 60-х годов  и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в  США, ФРГ и Италии. Время от времени  появляются очень солидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских  работ по проблемам общения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются «субъективности» общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Педагогическое общение

На сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная  система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию  взаимоотношений с помощью коммуникативных  средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения  порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений  педагога с воспитуемыми и выступает  как средство решения учебных  задач.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь  играет стиль общения.

 

 

 

 

 

§4 Стили общения

Что же такое стиль педагогического  общения, в чем его своеобразие, как он формируется?

Об этом следует поговорить подробно.

Для продуктивной коммуникативной  деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю  систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического  общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными  позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель  прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом  обучения и воспитания. Стиль общения  и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности  развития личности и формирования межличностных  отношений в учебной группе.

На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные  методы педагогического воздействия  с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя  умения одновременно решать две проблемы:

конструировать особенности  своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений  с учащимися, т. е. стиль общения;

конструировать выразительные  средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных  задач. В выборе системы выразительных  средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений  педагога с учащимися.

Можно выделить следующие  характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

общая сложившаяся система  общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);

система общения, характерная  для конкретного этапа педагогической деятельности;

ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной  задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности  социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных  возможностей учителя;

сложившийся характер взаимоотношений  педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;

особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что  стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно  насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Первое экспериментальное  исследование стилей общения было проведено  в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

В наши дни выделяют много  стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный 

При авторитарном стиле характерная  тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно  чаще своих коллег прибегает к  приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных  выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление  других. Авторитарный преподаватель  не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с  кем будет работать, и т. д. Задания  и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский 

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного  процесса, снятие с себя ответственности  за происходящее. Попустительский стиль  оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический 

При демократическом стиле  руководства учитель опирается  на коллектив, стимулирует самостоятельность  учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают  проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение  формулирует учитель.

4. Общение на основе  увлеченности совместной творческой  деятельностью. 

В основе этого стиля –  единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися  творческим поиском – результат  не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени  его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный  педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”

Такой стиль общения отличал  деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении  с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль  общения можно рассматривать  как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Информация о работе Педагогическое общение