Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:55, реферат

Краткое описание

Я в своей работе постараюсь ответить на следующие вопросы моей темы:
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение.

Оглавление

Введение
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение
- виды педагогического общения
- этапы педагогического общения
- стили педагогического общения
- формирование педагогического общения учителя.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  педагогический университет  
 
 
 

Реферат 
 
 

По  дисциплине: педагогическая психология 

Тема: педагогическое общение  
 

                                                                      Специальность: Социальный педагог

                                                                                           Студент: Гаряинова Любовь Ивановна                

                                                                                          Шифр зачетной книжки: 60сп08

                                                                                                  Преподаватель: Дахин Александр Николаевич 
                   
                   
                   

Новосибирск

                  2010год

                  Содержание

                  Ведение

  1. Понятие общение
  2. Виды общения
  3. Педагогическое общение

    - виды  педагогического общения

    - этапы  педагогического общения

    - стили  педагогического общения

    - формирование  педагогического общения учителя.

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

    Мной была выбрана тема реферата «Педагогическое общение».

 В данной работе, я, постараюсь понять и раскрыть всю сущность данной темы. В соответствии с содержанием моей работы.

 Перед тем  как я стану отвечать на основную мою тему реферата «педагогическое  общение». Я сначала попытаюсь  определить, что такое общение, понятие  общения, виды общения.

 Проблема  общения традиционно находится  в центре внимания отечественных  социальных психологов в связи с  ее значимостью во всех сферах  жизнедеятельности  человека и социальных групп. Человек  без общения не может жить среди  людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение предоставляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми.

 Моя тема «педагогическое общение» – это специфическое форма общения между учителем и учеником  в условиях совместной деятельности в системе современного образования. К педагогическому общению относится любое общение между обучающими и обучаемыми, будь это родители и дети, воспитатели детского сада и их воспитанники, школьные учителя и ученики, преподаватели вуза и студенты и т.д.

 Я в своей  работе постараюсь ответить на следующие  вопросы моей темы:

  1. Понятие общение
  2. Виды общения
  3. Педагогическое общение.
 
 

    Понятие общение

  Понятие общения, как любое понятие социальной психологии, разрабатывалась многими исследователями и имеет разнообразные понятия. На мой взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а  также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

  А также  в более узком психологическом  смысле общение понимается – как  процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Также общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание людьми друг друга1.  Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимания и познания людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

  Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействия, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначение общения как социально-педагогического феномена, является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется по средством языка и речи. Речь является основным средством общения. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания  и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека.  Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение – с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействия определяется влиянием речи на другого или других.  Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, насколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.

   Речи  осуществляется посредством языка  – знаковой системы, которая  кодирует  информацию в том  или ином виде. Язык столь социален  по своей функциональной сущности, что профессионалы – языковеды  не однажды оказывались в рядах  социальных психологов, начиная  с момента возникновения социальной  психологии как науки. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, темп, особенности произнесение звуков, тембр голоса, жесты мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл связанного, либо, наоборот, опровергать его.

  Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человек случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне не только паралингвистических средств. Например, когда два не знакомых человека с интересом рассматривают друг друга. 
 
 
 

  Виды  общения

 Выделяются  различные виды общения. Общение  может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

 Непосредственное  общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда  субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стемится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информацию невербальными средствами.

 Непосредственное  общение может быть формальным и  межличностным. Оно может также  осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими  субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой  группы, т.е. такой, в которой все  субъекты взаимодействия лично знают  друг друга. В любом случае прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется  полной и оперативной обратной связью.

 Опосредованное  или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например,  если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. Опосредованное общение предоставляет собой неполный психологический контакт.  Обратная связь здесь затруднена или отдалена. В полнее очевидно, что при таком взаимодействии человек не получает полной информации. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.

 К особому  виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные  процессы. Массовые общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей,  а также коммуникацию, опосредованную  различными видами массовой информации. Массовое общение  может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому  общению.

 Опосредованное  массовое общение чаще всего носит  односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей, рассредоточенных на огромных территориях, в одно время, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки. Обратная связь при массовом общении очень сложна и практически не существует в непосредственном виде.

 Развитие  общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Общение меняется не только из-за постоянного совершенствования технических средств связи между людьми, но также и из-за изменений некоторых социальных функций человека как индивида, личности и субъекта.  
 
 

Педагогическое  общение

  Педагогическое общение выделяется психологией и педагогикой как  специфическая форма общения между учителем и учеником в условиях совместной деятельности в системе современного образования. В широком смысле к педагогическому общению относится любое общение между обучающими (воспитывающими) и обучаемыми (воспитываемыми), будь это родители и дети, воспитатели детского сада и их воспитанники, школьные учителя и ученики, преподаватели вуза и студенты… Список может быть продолжен, поскольку любая образовательная и воспитательная система содержит в себе такое общение. В данной главе анализ педагогического общения будет ограничен рамками педагогической деятельности учителя. Мы посмотрим на педагогическое общение с точки зрения учителя, работающего в обычной средней школе.

  В современной  педагогике педагогическое общение  рассматривается как многоплановый  процесс организации, установления и развития коммуникаций, взаимопонимания  и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Действительно, почти вся специфика  данного общения обусловлена  содержанием и целью совместной деятельности обучающего и обучаемых. Само содержание и формы педагогического  общения отн6осительно строго регламентированы, а ролевые позиции его участников четко обозначены.

  Актуализация  личностного подхода в современном образовании повлияла и на изменение специфики педагогического общения, поскольку данный подход предусматривает отношение   педагога к воспитанникам как самостоятельным ответственным субъектам собственного развития и как субъектам воспитательного взаимодействия. Таким образом, с одной стороны, педагог управляет педагогическим общением и отве6счает за его качество как профессионал, и в этом смысле его партнеры по  взаимодействию – ученики все же выступают в качестве объекта его влияний. С другой стороны, педагог заинтересован в том, чтобы общение с учениками было диалогическим, т.е. соблюдался принцип равноправия партнеров. Реализация личностного подхода предполагает общение между учителем и учеником на уровне субъект-субъектных отношений. Ученик, таким образом, является и объектом, и субъектом взаимодействия.

  Объективно  позиции учителя и ученика  не являются равноправными из-за возрастных и социальных различий. Но субъективно обе стороны  заинтересованы в выравнивании позиций. Эти особые отношения между обучаемым и обучающим несут в себе ключевое противоречие педагогического общения, которое одновременно является источником его развития.

   Модель  субъект-субъективных  отношений  между учителем и учеником  предоставлена  в рамках гуманистической  психологии и описана  А.  Маслоу на примере отношения  старшего брата: « Старший брат  – этот любящий человек, который  берет на себя ответственность  за младших. Он конечно, знает  больше, он жил дольше, но  он не есть нечто качественно отличное, относящееся к другому миру. Мудрый и любящий старший брат пытается совершенствовать младшего, пытается сделать его лучше, чем он есть, но в рамках собственного стиля младшего. Смотрите насколько это отличается от модели <<учить кого-то, кто ничего не знает!>>». Именно учитель выводит ученика на уровень субъект-субъктных отношений и отвечает за этот процесс, что и является наиболее трудным в педагогической деятельности. Субъектная позиция ученика определяется его ответственность и  активность. Единство уважения и требовательности по отношению к ученику выступают значимыми факторами достижения такой позиции. 
 

Информация о работе Педагогическое общение