Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:55, реферат
Я в своей работе постараюсь ответить на следующие вопросы моей темы:
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение.
Введение
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение
- виды педагогического общения
- этапы педагогического общения
- стили педагогического общения
- формирование педагогического общения учителя.
Заключение
Список литературы
Виды педагогического общения.
Педагогическое общение является особым видом педагогической деятельности учителя, в которой преобладающим является речевое общение, причем речь, связанная с формированием понятий. Я выделила пять видов речевого общения, которые я думаю должны быть использованы в педагогической деятельности: интеллектуальной, эмоциональное, образное, ассоциативное, и волюнтаристское.
Интеллектуальное словесное общение реализуется посредством обмена понятиями, которое более-менее точно отражают явление окружающего мира. Это очень сложный вид речевого педагогического общения, поскольку сами понятия все время развиваются и уточняются в процессе развития науки (уровень постижения сущности явления практически не органичен, и за понятием одного уровня всегда следует разработка понятий другого уровня). Кроме того, учителю необходимо не только раскрыть основные понятия в ходе изложения материала, но и способствовать процессу их усвоения в интеллектуальной деятельности учащихся. Поэтому интеллектуальное словесное общение обычно сопровождается другими видами, такими как эмоциональное, образное, ассоциативное.
Эмоциональное, образное и ассоциативное общение позволяет облегчить восприятие и усвоение информации благодаря возбуждению интереса к наукам и занимательности самого процесса обучения. При эмоциональном общении учитель выражает свое отношение к обсуждаемым вопросам и оценочные суждения. Если учитель равнодушен к предмету, который он преподает, вряд ли он сможет заинтересовать учеников. Образное общение используется обычно для объяснения материала и в обыденной речи. Благодаря ассоциативному слове5сному общению учащиеся осознают существование причинно-следственных связей между различными явлениями. Данные виды словесного общения используются в педагогике весьма часто, однако они являются вспомогательными, «обслуживающими» основной вид - интеллектуальное общение.
В то же время есть немало интересных психолого-педагогических концепций обучения детей, в которых данные виды общения используются «на равных». Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Гербарт предложил идею воспитывающего обучения, в процессе которого развивается многосторонний интерес к явлениям окружающего мира и интеллектуальной деятельности, нацеленный на постижение сущности этих явлений. Единство интеллектуального, эмоционального, образного и ассоциативного словесного общения педагога является здесь одним из основных психологических принципов эффективности обучения. Сначала учащиеся знакомятся с новым материалом на основе простой наглядности и ясности изложения, устанавливая связи между новым материалом и уже изученным (ассоциация). Затем они выделяют главное и обосновывают закономерности (систему), чтобы научится использовать новые знания – применять их на практике (метод). Несмотря на более чем столетнюю давность разработки этой концепции, многие ее положения могут быть использованы для обучения в условиях классно-урочной системы, которая остается преобладающей в большинстве школ мира.
Особенность
волюнтаристического
словесного общения
заключается в том, что оно предполагает
обязательное усвоение учениками информации,
которую учитель передает в монологическом
общении, используя преимущественно глаголы
повелительного наклонения. Такое
общение обычно связано с выдвижениями
требований со стороны учителя и чаще
всего свойственно первому этапу взаимодействия
учителя с учениками. Кроме того, волюнтаристическое
общение используется в экстремальных
ситуациях, когда необходимо быстро принимать
решения и реализовать их в короткие сроки.
Частично такое общение необходимо во
время объяснения нового материала, когда
учитель стремится мобилизовать произвольные
психические процессы учащихся на восприятие
и усвоение того или иного вопроса.
Этапы педагогического общения
Педагогическое общение – это процесс, поэтому при его изучении выделяют стадии развития. Первый этап он обозначил как этап моделирования, когда учитель предвосхищает будущею деятельность и общение с учетом содержания работы, ее целей и особенностей класса. Речь идет о своеобразной модификации содержания деятельности и общения (точнее – формы их организации) применительно к конкретным социальным условиям. Основными социально-психологическими характеристиками этой стадии можно считать апперцепцию, установки и мобилизацию. Апперцепция учителя в данном случае представляет собой зависимость восприятия будущей ситуации от общего педагогического опыта и профессиональной направленности учителя. Установка нацелена на формировании соответствующей готовности к тем или иным поступкам, а так же стилю общения. Мобилизация определяет специфику опоры на свои индивидуальные и личностные качества.
На первом этапе реального педагогического общения не происходит, но осуществляется своеобразная сознательная и подсознательная подготовка к нему в различных условиях. Учитель не может точно предвосхитить те условия, которые будут сопровождать реальный процесс общения. Но он знает содержание деятельности и имеет представление о тех учащихся, с которыми будет работать. Этого уже достаточно для моделирования. Таким образом, если, например, учитель собирается провести урок по одной и той же теме в трех различных классах, то и моделирование будет осуществляться по трем направлениям, поскольку условия в каждом случае будут различны. Длительность самого процесса моделирования зависит от опыта учителя и его профессиональной подготовки. Для некоторых учителей этот процесс является сложным и продолжительным, для других осуществляется в течение нескольких секунд и с максимальной эффективностью.
Второй этап педагогического общения – организационный. Это, по сути, первый этап реального взаимодействия с классом, поэтому здесь важна инициатива учителя и его умения быстро включить класс в работу. Эффективность организационного этапа определяется количеством времени, которое педагогу необходимо для того, чтобы все учащиеся включились в учебную деятельность. Чем быстрее начнет работать класс, тем лучше. Оперативность организации совместной деятельности имеет столь большое значение на этой стадии, что еще определяют и как «коммуникативную атаку». Однако этот этап не терпит суеты и спешки. Сочетание оперативности и плавности, мягкости включения – оптимальный вариант начала учебной деятельности. Основное социально-психологическое содержания этого этапа педагогического общения – ориентировочная деятельность. Опираясь на реальные внешние стимулы среды, учитель уточняет ситуацию конкретной деятельности и общения. На основе уточненной ситуации и с учетом предстоящей деятельности учитель подбирает оптимальные способы привлечения внимания учащихся и их мобилизации к предстоящей работе.
На третьем этапе происходит управление общением. Особенность этого этапа в том, что общение становится инструментом совместной деятельности. Если первый и второй этапы были на целины, в первую очередь, на определение специфики общения, то на третьем она уже определена и как бы отдвигается на второй план. Основным становится содержание деятельности. Если первый и второй этапы не реализованы, то учителю придется заниматься в большей степени проблемами общения с классом, чем учебной деятельностью. На данной стадии педагог уже не задумывается над спецификой продуктивного общения, которое должно быть уже установлено, чтобы служить благоприятным социально-психологическим фоном для работы учителя с классом.
Четвертый этап педагогического общения – аналитический. Учителю необходимо провести общий анализ хода и результатов общения и совместной деятельности. Основная функция данного этапа – коррекция учителем своего поведения на основании соотнесения целей, средств и результата общения. Кан-Калик выделил всего четыре этапа педагогического общения, из которых только второй и третий связан с реальным процессом взаимодействия. Между управленческим и аналитическим этапами можно было бы выделить еще один этап – свертывания общения, когда учитель, подводя итоги совместной деятельности непосредственно в классе, обращает внимание учащихся на ключевые проблемы, изученные во время урока, дает домашнее задание, подводит общие итоги. Социально-психологический смысл данного этапа заключается в фиксации внимания учащихся на основных вопросах с целью их закрепления и формирования социальных установок относительно собственной учебной деятельности.
Многие
современные учителя испытывают
трудности в общение с
Педагогическое
общение, будучи сложным социально-
В структуру речевого общения входят:
1. Значение
и смысл слов, фраз («Разум человека
проявляется в ясности его
речи»). Играет важную роль точность
употребления слова, его
2. Речевые
звуковые явления: темп речи (быстрый,
средний, замедленный), модуляция
высоты голоса (плавная, резкая),
тональность голоса (высокая, низкая),
ритм (равномерный, прерывистый), тембр
(раскатистый, хриплый,
3. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(«говорим голосом, беседуем всем телом»).
Педагогическое
общение станет действительно творческим
процессом, если высокая информативная
речевая культура и техника в
сочетании с легкостью
Стили педагогического общения.
Выделяют следующие виды педагогического общения:
Авторитарный
стиль. При авторитарный стиле характерна
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль. Это
выражается в том, что преподаватель
часто прибегает к приказному
тону, делает резкие замечания. Бросается
в глаза обилие нетактичных выпадов
в адрес одних членов группы и
неаргументированное
При
таком стиле руководства
Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки, а в случае противодействия школьников властному давлению учителя неизбежно ведет к конфронтации.
Попустительский,
или игнорирующий стиль. Попустительский
стиль руководства