Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:55, реферат

Краткое описание

Я в своей работе постараюсь ответить на следующие вопросы моей темы:
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение.

Оглавление

Введение
1. Понятие общение
2. Виды общения
3. Педагогическое общение
- виды педагогического общения
- этапы педагогического общения
- стили педагогического общения
- формирование педагогического общения учителя.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

  Виды  педагогического общения.

  Педагогическое  общение является особым видом педагогической деятельности учителя, в которой  преобладающим является речевое  общение, причем речь, связанная с формированием понятий. Я выделила пять видов речевого общения, которые я думаю должны быть использованы в педагогической деятельности: интеллектуальной, эмоциональное,  образное, ассоциативное, и волюнтаристское.

  Интеллектуальное  словесное общение  реализуется посредством обмена понятиями, которое более-менее  точно отражают явление окружающего мира. Это очень сложный вид речевого  педагогического общения, поскольку сами понятия все время развиваются и  уточняются в процессе развития науки (уровень постижения сущности явления практически не органичен, и за понятием одного уровня всегда следует разработка понятий другого уровня). Кроме того, учителю необходимо не только раскрыть основные понятия в ходе изложения материала, но и способствовать процессу их усвоения в интеллектуальной деятельности учащихся. Поэтому интеллектуальное словесное общение обычно сопровождается другими видами, такими как эмоциональное, образное, ассоциативное.

  Эмоциональное, образное и ассоциативное  общение позволяет облегчить восприятие и усвоение информации благодаря возбуждению интереса к наукам и занимательности самого процесса обучения. При эмоциональном общении учитель выражает  свое отношение к обсуждаемым вопросам и оценочные суждения. Если учитель равнодушен к предмету, который он преподает, вряд ли он сможет заинтересовать учеников. Образное общение используется обычно для объяснения материала и в обыденной речи. Благодаря ассоциативному слове5сному общению учащиеся осознают существование причинно-следственных связей между различными явлениями. Данные виды словесного общения используются в педагогике весьма часто, однако они являются вспомогательными, «обслуживающими» основной вид -  интеллектуальное общение.

  В то же время есть немало интересных  психолого-педагогических концепций обучения детей, в которых данные виды общения используются «на равных». Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Гербарт предложил идею воспитывающего обучения, в процессе которого  развивается многосторонний интерес к явлениям окружающего мира и интеллектуальной деятельности, нацеленный на постижение сущности этих явлений. Единство интеллектуального, эмоционального, образного и ассоциативного словесного общения педагога является здесь одним из основных психологических принципов эффективности обучения. Сначала учащиеся знакомятся с новым материалом  на основе простой наглядности и ясности изложения, устанавливая связи между новым материалом и уже изученным (ассоциация). Затем они выделяют главное и обосновывают закономерности (систему), чтобы научится использовать новые знания – применять их на практике (метод). Несмотря на более чем столетнюю давность разработки этой концепции, многие ее положения могут быть использованы для обучения в условиях классно-урочной системы, которая остается преобладающей в большинстве школ мира.

  Особенность волюнтаристического словесного общения заключается в том, что оно предполагает обязательное усвоение учениками информации, которую учитель передает в монологическом общении, используя преимущественно глаголы повелительного  наклонения. Такое общение обычно связано с выдвижениями требований со стороны учителя и чаще всего свойственно первому этапу взаимодействия учителя с учениками. Кроме того, волюнтаристическое общение используется в экстремальных ситуациях, когда необходимо быстро принимать решения и реализовать их в короткие сроки. Частично такое общение необходимо во время объяснения нового материала, когда учитель стремится мобилизовать произвольные психические процессы учащихся на восприятие и усвоение того или иного вопроса. 

  Этапы педагогического общения

  Педагогическое  общение – это процесс, поэтому  при его изучении выделяют стадии развития. Первый  этап он обозначил как этап моделирования, когда учитель предвосхищает будущею деятельность и общение с учетом содержания работы, ее целей и особенностей  класса. Речь идет о своеобразной модификации содержания деятельности и общения (точнее – формы их организации) применительно к конкретным социальным условиям. Основными социально-психологическими характеристиками этой стадии можно считать апперцепцию, установки и мобилизацию.  Апперцепция учителя в данном случае представляет собой зависимость восприятия будущей ситуации от общего педагогического опыта и профессиональной направленности учителя. Установка нацелена на формировании соответствующей готовности к тем или иным поступкам, а так же стилю общения. Мобилизация определяет специфику опоры на свои индивидуальные и личностные качества.

  На первом этапе реального педагогического общения не происходит, но осуществляется  своеобразная сознательная и подсознательная подготовка к нему в различных условиях. Учитель не может точно предвосхитить те условия, которые будут сопровождать реальный процесс общения. Но он знает содержание  деятельности и имеет представление о тех учащихся, с которыми будет работать. Этого уже достаточно для моделирования. Таким образом, если, например, учитель собирается провести урок по одной и той же теме в трех различных классах,  то и моделирование будет осуществляться по трем направлениям, поскольку условия в каждом случае будут различны. Длительность самого процесса моделирования зависит от опыта учителя и его профессиональной подготовки. Для некоторых учителей этот процесс является сложным и продолжительным, для других осуществляется в течение нескольких секунд и с максимальной эффективностью.

  Второй  этап педагогического общения –  организационный. Это, по сути, первый этап реального взаимодействия с классом, поэтому здесь важна инициатива  учителя и его умения  быстро включить класс в работу. Эффективность организационного этапа определяется количеством времени, которое педагогу необходимо для того, чтобы все учащиеся включились в учебную деятельность. Чем быстрее начнет работать класс, тем лучше. Оперативность организации совместной деятельности имеет столь большое значение на этой стадии, что еще определяют и как «коммуникативную атаку». Однако этот этап не терпит суеты и спешки. Сочетание оперативности и плавности, мягкости включения – оптимальный вариант начала учебной деятельности. Основное социально-психологическое содержания этого этапа педагогического общения – ориентировочная деятельность. Опираясь на реальные внешние стимулы среды, учитель уточняет ситуацию конкретной деятельности и общения. На основе уточненной ситуации и с учетом предстоящей деятельности учитель подбирает оптимальные способы привлечения внимания учащихся и их мобилизации к предстоящей работе.

  На  третьем этапе происходит управление общением. Особенность этого этапа  в том, что общение становится инструментом совместной деятельности. Если первый и второй этапы были на целины, в первую очередь, на определение  специфики общения, то  на третьем она уже определена и как бы  отдвигается на второй план. Основным становится содержание деятельности. Если первый и второй этапы не реализованы, то учителю придется заниматься в большей степени проблемами общения с классом, чем учебной деятельностью. На данной стадии педагог уже не задумывается над спецификой продуктивного общения, которое должно быть уже установлено, чтобы служить благоприятным социально-психологическим фоном  для работы учителя с классом.

  Четвертый этап педагогического общения – аналитический. Учителю необходимо провести общий анализ хода  и результатов общения и совместной деятельности. Основная функция данного этапа – коррекция учителем своего поведения на основании соотнесения целей, средств и результата общения. Кан-Калик выделил всего четыре этапа педагогического общения, из которых только второй и третий связан с реальным процессом взаимодействия. Между управленческим и аналитическим этапами можно было бы выделить еще один этап – свертывания общения,  когда учитель, подводя итоги совместной деятельности непосредственно в классе, обращает внимание учащихся на ключевые проблемы, изученные во время урока, дает домашнее задание, подводит общие итоги. Социально-психологический смысл данного этапа заключается в фиксации внимания учащихся на основных вопросах с целью их закрепления и формирования социальных установок относительно собственной учебной деятельности.

  Многие  современные учителя испытывают трудности в общение с учащимися, но не меньшей сложностей вызывает и взаимодействие с родителями. Иногда эти проблемы объективны и чтобы  преодолеть их, необходимо приложить  не мало усилий, но нередко они возникают  из-за незнания элементарных психолого-педагогических условий такого взаимодействия. Начинающим учителям следует иметь в виду, что, прежде чем начинать разговор с  родителями, необходимо, в первую очередь  продемонстрировать им собственную  положительную оценку образа ребенка. В этом – залог доброжелательных отношений с родителями, направленных на сотрудничество и взаимопомощь. Учитель  может рассказать родителям  о ребенке то, о чем они никогда  не узнают в семье, но что очень  важно для формирования его как  личности; например, об его отношениях в среде сверстников, социометрическом статусе и т.д. Наиболее  сложно учителю общаться с виктимогенными  семьями. Но и здесь необходимо выстраивать свое взаимодействие таким образом, чтобы постепенно вовлекать родителей в процесс воспитания и помощи своим детям. Для решения этих проблем необходимы время и знания некоторых социально-психологических феноменов общения как процесса познания людьми друг друга (социальная перцепция), взаимодействия (интеракция) и обмена информацией (коммуникаций). Понимание сущности данных феноменов поможет учителю устанавливать контакты со своими коллегами, учениками и их  родителями и преодолевать многочисленные субъективные и объективные трудности.

  Педагогическое  общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный - от лат. слова устный, словесный) и  неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

  В структуру  речевого общения входят:

  1. Значение  и смысл слов, фраз («Разум человека  проявляется в ясности его  речи»). Играет важную роль точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения  фразы и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации.

  2. Речевые  звуковые явления: темп речи (быстрый,  средний, замедленный), модуляция  высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр  (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

  3. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

  1. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», »э-э-э» и др.

  Исследования  показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое  взаимодействие-53%(«говорим голосом, беседуем всем телом»).

  Педагогическое  общение станет действительно творческим процессом, если высокая информативная  речевая культура и техника в  сочетании с легкостью вступления в контакт, активно-положительным  отношением учителя к ученикам, развитой эмпатией, рефлексией, перцептивными  и другими способностями будут  согреты теплотой человеческого  чувства и любви к детям.

  Стили педагогического общения.

  Выделяют  следующие виды педагогического  общения:

  Авторитарный  стиль. При авторитарный стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это  выражается в том, что преподаватель  часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается  в глаза обилие нетактичных выпадов  в адрес одних членов группы и  неаргументированное восхваление  других.

  При таком стиле руководства педагог  единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности классного коллектива, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает достигнутые  результаты. Любая инициатива школьников воспринимается таким педагогом  как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство.

  Этот  стиль руководства является средством  реализации тактик диктата и опеки, а в случае противодействия школьников властному давлению учителя неизбежно  ведет к конфронтации.

  Попустительский, или игнорирующий стиль. Попустительский  стиль руководства характеризуется  стремлением педагога максимально  облегчить свою задачу и не брать  на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой учитель на деле пытается самоустраниться  от руководства коллективом школьников, во что бы то ни стало избежать роли воспитателя, ограничившись выполнением  сугубо преподавательской функции.

Информация о работе Педагогическое общение