Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:28, реферат
Психолого-педагогические исследования, а также беседы с детьми и их родителями показали, что качественное обучение и приобретение знаний зависит не только от программы учебной, но и от общения школьника с учителем и сверстниками. Трудности в общении угнетают ребят сильнее, нежели трудности познания. Успехи в учении часто зависят от умения общаться, таким образом каждый учитель должен уметь находить особый подход педагогического общения со своими учениками.
Введение……………………………………………………………………………………….….3
Глава 1 Немного о вопросе……………………………………………………………..4
Глава 2 Педагогическое общение…………………………………………………..5
2.1 Понятие………………………………………………………………………………6
2.2 Стили общения………………………………………………………………….7
Глава 3 Коммуникативные стили общения……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………………………….11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Коми государственный
Географо-биологический
Кафедра Общая психология
Реферат
Дисциплина: Педагогическая психология
Тема: Педагогическое общение
Выполнил студент 225 группы
Королев А.Е.
Преподаватель:
Старцева С.В.
Сыктывкар
2012
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Немного о вопросе……………………………………………………………
Глава 2 Педагогическое общение…………………………………………………..5
2.1 Понятие……………………………………………………………
2.2 Стили общения……………………………………………
Глава
3 Коммуникативные стили общения…
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Психолого-педагогические исследования, а также беседы с детьми и их родителями показали, что качественное обучение и приобретение знаний зависит не только от программы учебной, но и от общения школьника с учителем и сверстниками. Трудности в общении угнетают ребят сильнее, нежели трудности познания. Успехи в учении часто зависят от умения общаться, таким образом каждый учитель должен уметь находить особый подход педагогического общения со своими учениками. Гумманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности. Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
Немного о вопросе
Выдающийся педагог Макаренко А.С. подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".[7;]
"Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать".[1; 20 с.] Эти слова выдающегося педагога Сухомлинского посвящены «учительскому крику». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".[1; 34 с.]
Педагогическое общение
Понятие
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.[4;] Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев). Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных высших стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива, но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Стиль общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, впоследствии, с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
Как же они формируются? На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1. конструировать особенности
своего поведения (свою
2. конструировать выразительные
средства коммуникативного
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
* общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
* система общения, характерная
для конкретного этапа
* ситуативная система
общения, возникающая при
Стиль общения существенно влияет на общение. И так авторитарный стиль общения. Он предполагает такой стиль общения, как «власть» одного из собеседника, в нашем же случае преподавателя. Он прилагает грубому общению с учениками, вместо просьб - приказы. Пери совместных практических работах, такой педагог сам распределяет работы и делит класс на группы, определяя, кто с кем будет выполнять ту или иную работу.
Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей. Кроме того, можно сказать, что в социально-перцептивном плане и в плане межличностных установок ориентация на поэтапное разграничение деятельности и поэтапный же контроль свидетельствуют о недоверии преподавателя к самостоятельности и ответственности собственных учеников. Авторитарный учитель всегда жестко реагирует на инициативу со стороны, при возможности пресекает их. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". [1;21 с.] Он субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Попустительский стиль. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
Демократический стиль общения. В данном стиле общения оцениваются в большей степени факты, а не личность. Педагог уделяет внимание ученикам в любой деятельности, принимает и анализирует предложения от учеников, прислушивается к их мнениям. Диалектическое общение на одном уровне, вместо приказов предпочитает направлять, убеждать учеников. Они в свою очередь активно принимают участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправленческий характер. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях, что нельзя заметить в авторитарном стиле. В авторитарном стиле общения существует вражда между учениками и учителем, что существенно снижает работоспособность членов группы.
При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.[5; 460]
Коммуникативные стили общения.
Эти способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения обычно выделяют 10 стилей:
1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);
2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);
3) спорный (агрессивный или доказывающий);
4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);
5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);
6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);
7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);
8) воодушевленный (частое
использование невербального
9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);
10) открытый (представляющий
стремление безбоязненно
Заключение
Возможно то, что стиль педагогического общения можно формировать при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. В педагогической деятельности наиболее комфортабельным считается учитель демократ, но по моему мнению в педагоге должны существовать и авторитарный и попустительский стили, которые нужно применять в определенных ситуациях воспитания и обучения. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала. Уметь воспитывать и обучать - важнейшее свойство, дар педагога. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.[4]