Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 23:18, курсовая работа
Общение – основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….2
Глава 1 ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………….…4
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ………………..………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА.
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
СПб ГУКИ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
КАФЕДРА
РЕЖЕССУРЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПРАЗДНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ
Тема: «Педагогическое
общение. Коммуникативная культура педагога-психолога»
Санкт-Петербург
2010 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……….2
Глава 1 ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………….…4
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ………………..………….…...... .6
2.1 Понятия
педагогического общения…………………
2.2 Стили
общения …..…………………………………………………
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.
СРЕДСТВА
ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ
3.1 Средства
развития коммуникативности ………
3.2 Планирование
педагогического общения и
3.3 Технология
общения ……………………………………………………….
3.4 Техника
речи ……………………………………………………………..
Заключение
………………………………………………………….…….…….
Список литературы ………………………………………………..………… …27
ВВЕДЕНИЕ
Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.
К. Маркс и Ф.Энгельс
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
Общение – основная форма человеческого бытия, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры. Количество людей, не умеющих общаться, с каждым годом увеличивается. Уровень человеческого невежества возрос в несколько раз, и поэтому необходимо вводить в начальных классах специальный курс, обучающий детей общению.
В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни, именно в начальных классах начинается развитие и совершенствование человека, как общающейся личности. Этим процессом руководит учитель.
Особенно
плохо, когда руководитель лишен
способности к нормальному
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.
Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Цели:
использование современных
Задачи:
- проанализировать психолого – педагогическую литературу;
-
разработать рекомендации для
проведения занятий на
-
определить стили
-
выявить значение
Объект исследования: процесс общения.
Предмет исследования: стили общения между педагогом и учащимися в современной школе.
Методы:
- анализ литературы по теме исследования;
-
наблюдение за учебной
ГЛАВА I.
ОБЩЕНИЕ КАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных задач говорящего: «что сказать, где сказать, и как сказать». В то же время общение – совсем молодая проблема ХХ столетия. Если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни проблема речевого общения, в частности педагогического, изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной и общей психологии, педагогики и педагогической психологии.
До сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм и механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению.
Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. В Новом Завете христианская доктрина изложена по большей части в виде общения Христа с учениками. Дзэн-буддизм, религиозная философия, почти не знавшая трактатов, складывается из историй о монахах-учителях и их учениках.
Категории «общения» и «деятельность» - совершенно самостоятельны и описывают различные реалии, однако между ними существует взаимосвязь. Можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность – одна из них.
На
определяющую роль и большое значение
педагогического общения в
Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса", многие, с позволения сказать "педагоги" используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать". Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".3
Общение
(в частности, педагогическое) - одно
из самых модных тем современной
психологии. С конца 60-х годов
и по настоящее время этой тематике
посвящены сотни работ. Особенно
много таких работ вышло в
США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются
очень солидные труды, обобщающие целые
пласты исследовательских работ по проблемам
общения. Одну из таких обобщающих работ
американских психологов Дж. Брофи и Т.
Гудда "Отношения учителя и ученика"
анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает
внимание на собранные авторами данные,
которые касаются "субъективности"
общения учителя, проявляющейся, прежде
всего в избирательном отношении. 4
ГЛАВА II.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1 Понятия педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Информация о работе Педагогическое общение. Коммуникативная культура педагога-психолога