Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:13, реферат
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Введение. 2
1. Особенности педагогического общения. 4
2. Направленность педагогического процесса. 6
3. Модели педагогического общения. 7
4. Основные стороны педагогического общения. 9
5. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе 11
6. Барьеры педагогического общения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
Содержание
Введение. 2
1. Особенности педагогического общения. 4
2. Направленность
3. Модели педагогического общения. 7
4. Основные стороны
5. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе 11
6. Барьеры педагогического общения. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 19
Введение
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Человеческое общение
может рассматриваться не только
как акт осознанного, рационально
оформленного речевого обмена информацией,
но и в качестве непосредственного
эмоционального контакта между людьми.
Оно многообразно как по содержанию,
так и по форме проявления. Общение
может варьировать от высоких
уровней духовного
Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.
Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению.
В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств.
Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения.
Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению.
Собственно психологический
анализ общения начинается там, где
используются психологические методы
исследования, а наблюдаемые факты
фиксируются терминами
В практике научного анализа
широкое распространение
Многие из комплексно-сочетательных
подходов к общению разрабатываются
в рамках традиционных прикладных отраслей
психологии (социальная психология, педагогическая
психология, психология труда, судебная
психология, патопсихология, зоопсихология
и др.). Некоторые из подходов носят
относительно самостоятельный характер.
В каждом из этих подходов есть своя
специфика, свои проблемы. Но в целом
эти проблемы опираются на общепсихологический
анализ общения как явления
1. Особенности педагогического общения
Педагогическое общение -
специфическое межличностное
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся».
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения.
Основная цель педагогического
общения состоит как в передаче
общественного и
Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
· контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
· побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
· амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.
Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.
В связи с этим ведущим
принципом педагогического
Педагогическое общение
должно ориентироваться не только на
достоинство человека как важнейшую
ценность общения. Большое значение
для продуктивного общения
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Качество педагогического
общения определяется, прежде всего,
тем, что оно реализует
Педагогическое общение
отражает специфику характера
Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
1. Умение руководить, учить,
воспитывать, «осуществлять
2. Умение слушать и выслушивать.
3. Широкий кругозор.
4. Речевая (коммуникативная) культура.
5. «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту».
6. «Проектировочный подход
к человеку, основанный на уверенности,
что человек всегда может
7. Способность сопереживать.
8. Наблюдательность и др.
3. Модели педагогического общения
Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
1. учебно-дисциплинарную;
2. личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная
модель общения. Она
· Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
· Тактика общения: диктат или опека.
· Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
Традиционно обучение и воспитание
рассматривались как
2. Личностно-ориентированная
модель общения. Цель
Данная модель общения
характеризуется тем, что взрослый
взаимодействует с ребенком в
процесс общения. Он не подгоняет
развитие детей, а предупреждает
возникновение возможных