Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Оглавление

Введение. 2

1. Особенности педагогического общения. 4


2. Направленность педагогического процесса. 6


3. Модели педагогического общения. 7


4. Основные стороны педагогического общения. 9


5. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе 11


6. Барьеры педагогического общения. 14


Заключение. 17


Список использованной литературы.. 19

Файлы: 1 файл

пп.docx

— 32.21 Кб (Скачать)

 

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

 

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

 

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и  перспектив его дальнейшего развития.

 

В связи с этим, в современной  науке и практике все большее  признание приобретает концепция  педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также  методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает  как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания. 4. Основные стороны педагогического общения

 

 

В социальной психологии принято  выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М., 1996):

 

·        взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения);

 

·        обмен  информацией (коммуникативный аспект);

 

·        осуществление  совместной деятельности (интерактивный  аспект).

 

Каждый из названных компонентов  в условиях педагогического процесса и педагогического общения приобретает  свои особенности.

 

Перцептивный компонент  педагогического общения опосредован  своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое  проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого  сознания и мировоззрения. На ранних этапах этого процесса педагог обладает рядом изначальных преимуществ, т.к. он является носителем сформировавшейся личности, а также обладает сложившимися представлениями о целях и  механизмах формирования личности воспитанников. Особенности личности педагога, его  индивидуально-психологические и  профессиональные качества выступают  важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым профессиональным качествам педагога относится его  умение отмечать и адекватно оценивать  индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения. Лишь выстраиваемый с учётом этих особенностей педагогический процесс может быть эффективным.

 

Коммуникативный компонент  педагогического общения также  во многом обусловлен характером взаимоотношения  ролей участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым  потенциалом равноправного участника  обмена информацией, т.к. не имеет достаточных  для этого знаний. Педагог выступает  носителем человеческого опыта, который воплощён в заложенных в  образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных  условиях оказывается недостаточным  простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные  усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие самостоятельное  нахождение учащимися необходимой  информации и её последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в коммуникативный обмен.

 

 

5. Механизмы  межличностного  восприятия  в  педагогическом  процессе

 

 

Механизмами межличностного восприятия являются:

 

·        проецирование (неосознанная склонность приписывать  другим свои собственные мотивы, переживания, качества);

 

·        децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);

 

·        идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);

 

·        эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);

 

·        Стереотипизация (механизм межличностного познания).

 

Рассмотрим стереотипизацию подробнее. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны-стереотипы, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности.

 

Можно выделить шесть групп  социально-перцептивных стереотипов:

 

1. антропологические;

 

2. этнонациональные;

 

3. социально-статусные;

 

4. социально-ролевые;

 

5. экспрессивно-эстетические;

 

6. вербально-поведенческие. 

 

Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о  нем вынуждены судить по первому  впечатлению.

 

1. Антропологические стереотипы  проявляются в том, что оценка  внутренних, психологических качеств  человека, оценка его личности  зависит от особенностей его  физического облика.

 

2. Этнонацнональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, «немец-педант», «темпераментный южанин» и т.п.).

 

3. Социально-статусные стереотипы  состоят в зависимости оценки  личностных качеств человека  от его социального статуса  (в экспериментах выяснилось, что  даже рост незнакомого человека  оценивается по-разному, в зависимости  от того, кем по статусу он  является: чем более высоким был  социальный статус, тем более  высокого роста казался человек).

 

4. Социально-ролевые стереотипы  проявляются в зависимости оценки  личностных качеств человека  от его социальной роли, ролевых  функций (например, стереотип военного  как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип  профессора как умного, рассеянного  и т.п.).

 

5. Экспрессивно-эстетические  стереотипы определяются зависимостью  оценки личности от внешней  привлекательности человека («эффект  красоты»: чем более привлекательной  кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными  качествами он наделяется).

 

6. Вербально-поведенческие  стереотипы связаны с зависимостью  оценки личности от внешних  особенностей (экспрессивные особенности,  особенности речи, мимики, пантомимики  и т.п.).

 

В процессе познания педагогом  личности учащегося механизм «стереотипизации» действует во всех направлениях: «работают» и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. У педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств. Среди преподавателей чрезвычайно распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с характеристиками его личности: успешно учится - значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо - значит, бесталанный, ленивый, несобранный и т.п. Распространен и такой стереотип у педагогов, что «неблагополучными» детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как «благополучные».

 

Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического  общения: оценивая свое отношение к  незнакомым ученикам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговидных  поступков), педагоги оказались более  снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность.

 

В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Использование стереотипов может быть частично приемлемо: если педагог, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности учащегося («Возможно, он доставит мне много хлопот»); если педагог «знает себя» и отдает себе отчет в существовании субъективных оценочных стереотипов; если опора на стереотипы используется лишь в условиях дефицита информации, впоследствии уступая место целенаправленному, профессиональному изучению личности.

 

 

6. Барьеры педагогического  общения

 

 

В процессе общения между  учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного  понимания последним. То есть в межличностной  коммуникации как особая проблема выступает  интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения  существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

 

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно  назвать ряд причин, важнейшей  из которых является наличие или  отсутствие в процессе коммуникативных  барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое  препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками  педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная  информация искажается или теряет изначальный  смысл.

 

В общем можно выделить три группы барьеров педагогического  общения:

 

·        личностные;

 

·        социально-психологические;

 

·        физические.

 

Некоторые из них мы рассмотрим.

 

Среди личностных барьеров большую  группу составляют так называемые барьеры  неправильной установки сознания:

 

·        стереотипы мышления;

 

·        предвзятость;

 

·        неправильное отношение друг к другу;

 

·        отсутствие внимания и интереса к другому;

 

·        пренебрежение  фактами (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 «Личностные барьеры  педагогического общения»

Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл  информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

 

Предвзятые представления  между учителем и учеником возникают  в результате снижения уровня самокритичности  и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется  в следующем:

 

1. Ложные стереотипы, относящиеся  к восприятию человека по внешним  данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием учеников, но часто приводит к заблуждениям, которые в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.

 

2. Приписывание достоинств  или недостатков человеку исходя  только из его социального  статуса. В этом случае ученик  или студент оказываются не  в лучшем положении: их социальный  статус ниже статуса педагога.

 

3. Субъективизм, штампы, трафареты,  предварительная информация, которую  педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя  им, педагог встает на ложный  путь педагогического общения  или оказывается вообще вне  его. Необходимо проверять всякую  информацию и проводить переоценку  предварительных установок, чтобы  познать истинного человека, его  плюсы и минусы и строить  общение с ним с опорой на  плюсы, осознавая, что каждый  человек в чем-то лучше другого.

 

Общение - это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности. Оно  предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет  определенную роль в обществе. Множественность  ролевых позиций нередко порождает  их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие  взаимоисключающих ценностей, задач  и целей, что иногда приводит к  межличностным конфликтам.

 

 

 

Заключение

 

 

Общение - это сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

 

Общение является предметом  изучения многих наук. Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.

 

Общение - это процесс развития и становления отношений между  субъектами, которые активно участвуют  в диалоге. Если рассматривать общение  как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

 

В социальной психологии принято  выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и  понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление  совместной деятельности (интерактивный  компонент).

 

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление  личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического  общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная.

Информация о работе Педагогическое общение