Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать общение как условие педагогической деятельности.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................................
1 Теоретическая часть…………………………………………………………………………..
1.1 Понятие педагогического общения......................................................................................
1.2 Функции и стили педагогического общения………………………………………………….
1.3 Качества личности педагога, важные для общения……………………………………...
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения………………………
1.5 Барьеры педагогического общения………………………………………………………..

2 Практическая часть…………………………………………………………………………..
2.1 Модели педагогического общения………………………………………………………..
2.2 Особенности педагогического общения в вузе…………………………………………..
2.3 Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................................

1 Теоретическая часть…………………………………………………………………………..

1.1 Понятие педагогического общения......................................................................................

1.2 Функции и стили педагогического общения………………………………………………….

1.3 Качества личности педагога, важные для общения……………………………………...

1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения………………………

1.5 Барьеры педагогического  общения………………………………………………………..

 

2 Практическая часть…………………………………………………………………………..

2.1 Модели педагогического общения………………………………………………………..

2.2 Особенности педагогического общения в вузе…………………………………………..

2.3 Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.

Сегодня педагогическая наука доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать  положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать в нем. А то или иное отношение формируется  через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и общении.

 

Общение является чрезвычайно сложным и емким  понятием. Часто оно трактуется как  взаимодействие двух и более людей  с целью установления и поддержания  межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

 
Человеческое  общение может рассматриваться  не только как акт осознанного, рационально  оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного  эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение  может варьировать от высоких  уровней духовного взаимопроникновения  партнеров до самых свернутых  и фрагментарных контактов.

Общение является достаточно многогранным явлением . Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Педагогическая система  может успешно функционировать  и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической  чертой понятия «педагогические  условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

В. И. Андреев считает, что  педагогические условия — это  «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного  отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а  также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических  целей».

Поэтому актуальна тема исследования «Общение как условие педагогической деятельности».

Объект исследования - педагогическое общение.

Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.

Цель исследования: проанализировать общение как условие педагогической деятельности.

Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы  педагогического общения;

2. Осуществить анализ применения  моделей педагогического общения;

3. Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.

Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы.

Методологическую основу составляют психолого-педагогические положения о взаимосвязи педагога и обучающихся; работы о аспектах педагогического общения Аверина В.А., Андреевой Г.М., Белухина Д.А., Бодалева А.А., Ерастова Н.П., Ершова П.М., Золотняковой А.С., Кагана М.С., Кан-Калик В.А., Курганова С. Ю, Леонтьева А.А, Макаренко А. С., Митиной Л.М., Реан А.А, Коломинского Я.Л., Изарда К.Е., Кона И.С., Немова Р.С., Спиноза Б.О., Кондратьева С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1.1 Понятие педагогического  общения

 
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная  система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию  взаимоотношений с помощью коммуникативных  средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения  порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений  педагога с воспитуемыми и выступает  как средство решения учебных  задач.

Исследования в  области педагогической психологии показывают, что значительная часть  педагогических трудностей обусловлена  не столько недостатками научной  и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического  общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического  мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

У педагогов с  центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано  с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит  от уровня развития коммуникативных  умений педагога, его способности  к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Один  из критериев продуктивного педагогического  общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения в учебной группе действительно должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных — высших — стадиях основным их источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель — садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Проблема  эффективности общения приобрела  в последнее время большое  значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействия, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначение общения как социально-педагогического феномена, является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется по средством языка и речи. Речь является основным средством общения. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания  и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека.  Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение – с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействия определяется влиянием речи на другого или других.  Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, насколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.

Речи  осуществляется посредством языка знаковой системы, которая  кодирует  информацию в том  или ином виде. Язык столь социален  по своей функциональной сущности, что профессионалы языковеды  не однажды оказывались в рядах  социальных психологов, начиная  с момента возникновения социальной  психологии как науки. Важнейшим

фактором речи являются паралингвистические  средства передачи информации. К ним  относятся: громкость речи, темп, особенности  произнесение звуков, тембр голоса, жесты мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические  средства могут подтверждать смысл  связанного, либо, наоборот, опровергать  его.

Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два знакомых человек случайно встретились, то общение произошло, даже если они только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт может быть и на уровне не только паралингвистических средств. Например, когда два не знакомых человека с интересом рассматривают друг друга. 

 

В современной  педагогике педагогическое общение  рассматривается как многоплановый  процесс организации, установления и развития коммуникаций, взаимопонимания  и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Действительно,почти вся специфика  данного общения обусловлена  содержанием и целью совместной деятельности обучающего и обучаемых. Само содержание и формы педагогического  общения отн6осительно строго регламентированы, а ролевые позиции его участников четко обозначены.

Актуализация  личностного подхода в современном образовании повлияла и на изменение специфики педагогического общения, поскольку данный подход предусматривает отношение   педагога к воспитанникам как самостоятельным ответственным субъектам собственного развития и как субъектам воспитательного взаимодействия. Таким образом, с одной стороны, педагог управляет педагогическим общением и отве6счает за его качество как профессионал, и в этом смысле его партнеры по  взаимодействию – ученики все же выступают в качестве объекта его влияний. С другой стороны, педагог заинтересован в том, чтобы общение с учениками было диалогическим, т.е. соблюдался принцип равноправия партнеров. Реализация личностного подхода предполагает общение между учителем и учеником на уровне субъект-субъектных отношений. Ученик, таким образом, является и объектом, и субъектом взаимодействия.

Объективно  позиции учителя и ученика  не являются равноправными из-за возрастных и социальных различий. Но субъективно обе стороны  заинтересованы в выравнивании позиций. Эти особые отношения между обучаемым и обучающим несут в себе ключевое противоречие педагогического общения, которое одновременно является источником его развития.

Искусство общения с детьми среди важнейших умений, слагающих педагогическую технику, поставим на первое место. С детьми надо разговаривать так же, как и с другими людьми, независимо от их возраста, стараясь всегда быть простым, естественным и понятным. Верный стиль и тон общения определяется положением воспитателя в коллективе. Он является старшим товарищем, который, по словам А.С.Макаренко, всегда рядом и чуть-чуть впереди.

Информация о работе Педагогическое общение