Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать общение как условие педагогической деятельности.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий.
Введение.......................................................................................................................................
1 Теоретическая часть…………………………………………………………………………..
1.1 Понятие педагогического общения......................................................................................
1.2 Функции и стили педагогического общения………………………………………………….
1.3 Качества личности педагога, важные для общения……………………………………...
1.4 Социально-психологические аспекты педагогического общения………………………
1.5 Барьеры педагогического общения………………………………………………………..
2 Практическая часть…………………………………………………………………………..
2.1 Модели педагогического общения………………………………………………………..
2.2 Особенности педагогического общения в вузе…………………………………………..
2.3 Анализ взаимосвязи между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение - устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в
основном, для молодых учителей и
связанное с неумением
А.С. Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. не должно быть в нашей жизни.
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред. ."
Общение-заигрывание, как
показывают наблюдения, возникает в
результате: а) непонимания педагогом
стоящих перед ним
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
1.3 Качества личности педагога, важные для общения.
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
-показатели коммуникативного плана;
-показатели индивидуально-личностного плана;
-показатели общего социально-психологического плана;
-показатели морально-этического плана
Среди показателей личностного
плана наибольшее значение имеют
коммуникативные склонности, способности,
знания, умения, навыки общения и
др. Безусловно, на результативность педагогического
общения оказывают влияние
В некоторых исследованиях
отмечается связь эффективного познания
личности учащегося с индивидуально-
-фасцинация (основа обаяния);
-прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
-импровизационный ум;
-эмпатия (способность поставить себя на место другого);
-доброжелательность;
-аутентичность (умение быть собой);
-инициативность в общении;
-непосредственность;
-принятие своих и чужих без страха;
-стремление к самопознанию.
Каждый из
названных компонентов в
Перцептивный
компонент педагогического
общения опосредован своеобразием ролей
участников диалога. В педагогическом
процессе осуществляется формирование
личности учащегося, которое проходит
ряд последовательных этапов, предшествующих
оформлению зрелого сознания и мировоззрения. На ранних этапах
этого процесса педагог обладает рядом
изначальных преимуществ, т.к. он является
носителем сформировавшейся личности,
а также обладает сложившимися представлениями
о целях и механизмах формирования личности
воспитанников. Особенности личности
педагога, его индивидуально-психологические
и профессиональные качества выступают
важным условием, определяющим характер
диалога. К необходимым профессиональным
качествам педагога относится его умение
отмечать и адекватно оценивать индивидуальные
особенности детей, их интересы, склонности,
настроения. Лишь выстраиваемый с учётом
этих особенностей педагогический процесс
может быть эффективным.
Коммуникативный
компонент педагогического
общения также во многом обусловлен характером
взаимоотношения ролей участников диалога.
На ранних этапах педагогического взаимодействия
ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом
равноправного участника обмена информацией,
т.к. не имеет достаточных для этого знаний.
Педагог выступает носителем человеческого
опыта, который воплощён в заложенных
в образовательную программу знаниях.
Это, однако, не означает, что педагогическая
коммуникация даже на ранних этапах является
односторонним процессом. В современных
условиях оказывается недостаточным простое
сообщение ученикам информации. Необходимо
активизировать их собственные усилия
по усвоению знаний. Особую важность при
этом приобретают т.н. активные методы
обучения, стимулирующие самостоятельное
нахождение учащимися необходимой информации
и её последующее использование применительно
к разнообразным условиям. По мере овладения
всё большим массивом данных и формирования
способности оперировать ими, учащийся
становится равноправным участником учебного
диалога, вносящим значительный вклад
в коммуникативный обмен.
1.5 Барьеры педагогического общения.
В процессе общения между учителем
и учащимся стоит задача не только и не
столько передать информацию, сколько
добиться ее адекватного понимания
последним. То есть в межличностной коммуникации как
особая проблема выступает интерпретация
сообщения, поступившего от учителя ученику
и наоборот. Во-первых, форма и содержание
сообщения существенно зависят от личностных
особенностей как учителя, так и ученика,
их представлений друг о друге и отношений
между ними, всей ситуации, в которой происходит
общение. Во-вторых, переданное учителем
учебное сообщение не остается неизменным:
оно трансформируется, изменяется под
влиянием индвидуально-типологических
особенностей ученика, отношения его к
учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность
восприятия учебной информации? Можно
назвать ряд причин, важнейшей из которых
является наличие или отсутствие в процессе
коммуникативных барьеров. В самом общем
смысле коммуникативный барьер -
это психологическое препятствие на пути
адекватной передачи учебной информации
между участниками педагогического процесса.
В случае возникновения барьера учебная
информация искажается или теряет изначальный
смысл.
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
-личностные;
-социально-психологические;
-физические
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
-стереотипы мышления;
-предвзятость;
-неправильное отношение друг к другу;
-отсутствие внимания и интереса к другому;
-пренебрежение фактами.
Стереотипы
представляют собой устойчивое, упрощенное
мнение о людях (учителях, учениках)
и ситуациях. Они возникают в
педагогическом процессе двояким образом:
смысл информации может быть искажен
а) стереотипом говорящего; б) стереотипным
мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления
между учителем и учеником возникают в
результате снижения уровня самокритичности
и подъема самооценки (как правило, не
всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом
общении проявляется в следующем:
1. Ложные стереотипы,
относящиеся к восприятию человека по
внешним данным. (Этот - в очках, значит,
умный, этот - спортивный на вид, значит,
неумный и т.д.) Установка на внешность
экономит педагогические усилия, связанные
с познанием учеников, но часто приводит
к заблуждениям, которые в конечном счете
выливаются в педагогические просчеты.
2. Приписывание
достоинств или недостатков человеку
исходя только из его социального статуса.
В этом случае ученик или студент оказываются
не в лучшем положении: их социальный статус
ниже статуса педагога.
3. Субъективизм,
штампы, трафареты, предварительная информация,
которую педагог получает об учащемся
(или другом педагоге). Следуя им, педагог
встает на ложный путь педагогического
общения или оказывается вообще вне его.
Необходимо проверять всякую информацию
и проводить переоценку предварительных
установок, чтобы познать истинного человека,
его плюсы и минусы и строить общение с
ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый
человек в чем-то лучше другого.
Общение - это совокупность
связей и взаимовлияния людей, складывающаяся
в их совместной деятельности. Оно предполагает
некоторый результат - изменение поведения
и деятельности других людей. Каждый человек
выполняет определенную роль в обществе.
Множественность ролевых позиций нередко
порождает их столкновение - ролевые конфликты.
В некоторых ситуациях обнаруживается
антагонизм позиций, отражающий наличие
взаимоисключающих ценностей, задач и
целей, что иногда приводит к межличностным
конфликтам.
Практическая часть
2.1 Модели педагогического общения.
1. Модель диктаторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой - либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
3. Модель дифференцированного
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.