Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 18:59, отчет по практике
Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15
Каждое проведенное занятие заканчивалось подведением итогов совместно с куратором практики, на которых обсуждались наилучшие стороны и неудачные моменты построения педагогического процесса непосредственно на практике.
В период практики заполнялся дневник педагогической практики. В дневнике были сделаны записи, касающиеся общих сведений о непосредственной деятельности, в определенный момент практики.
В итоге, за период практики я выступил в роли преподавателя педагогической психологии. Мною были проведены 3 семинарских занятия по 2 академических часа, в процессе которых я полностью прочувствовал тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе со студентами, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния на обучение будущих клинических психологов.
Попробовав себя в роли преподавателя, я в который раз убедился, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в теории легко проходит на практике. Моя работа со студентами заставила меня увидеть свои недостатки в общении с данной возрастной группой и не только. Очень часто, в случае, когда я терял контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса с помощью познавательной информации, подкрепленной примерами из жизни, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать семинар не только информативным, но и максимально интересным. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа.
Адаптация в группе, у которой были проведены все три семинарских занятия, прошла достаточно незаметно для меня, т.к. никаких затруднений не было испытано, несмотря на небольшую разницу в возрасте.
В процессе выполнения подготовки, проведения семинарских занятий я не только освоил педагогические навыки, присущие психологу-преподавателю, но и закрепил теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовал профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с людьми, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.
Заключение
В ходе приобщения к профессиональной деятельности клинического психолога путём педагогической деятельности на кафедре (университет) с 07.02.2011 по 31.05.2011 г. произошло изучение педагогического процесса, в который включен психолог-преподаватель.
Основная цель педагогической практики - освоение основных механизмов преподавания психологии – была достигнута. Также был отработан теоретический и практический материал, на основе которого и были изучены необходимые практические навыки, методы психолога-преподавателя.
Данный вид практики достаточно точно отразил и помог достичь всех поставленных целей и задач, непосредственно стоящих перед студентом.
Приложение 1
Дневник
по
педагогической практике
Выполнил:
студент
Проверил:
преподаватель
ОТРАЖЕНИЕ ХОДА ПРАКТИКИ
(ХРОНОМЕТРАЖ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дата | Вид практической деятельности | Содержание практической деятельности (задания), ход и результаты выполнения поручений |
11.02.11 |
Исследовательская Методическая |
Вводная лекция по педагогической практике; распределение практикантов по базам прохождения практики и распределение дисциплин. Место прохождения практики – кафедра; Преподаваемая дисциплина – педагогическая психология; Куратор педагогической практики – преподаватель |
11.02.11 |
Исследовательская Методическая |
Обсуждение с куратором целей, задач, плана практики; ознакомление с инструктажем по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации, с этическими основами профессиональной деятельности психолога-преподавателя; ознакомление с государственными стандартами по специальности «Педагогическая психология» и т.п.. |
11.02.11- 22.02.11 |
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ», составление плана семинара. |
22.02.11 |
Проведение семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ».Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | |
22.02.11- 25.02.11 |
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА», составление плана семинара. |
25.02.11 |
Проведение семинарского занятия на тему «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА».Проведение контрольной работы по пройденным трем темам: 1. «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»; 2. «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ»; 3. «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА». Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | |
25.02.11- 11.03.11 |
Исследовательская Методическая Аналитическая |
Подготовительный этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», составление плана семинара. |
11.03.11 |
Проведение семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором. Самоанализ проведенного занятия. | |
14.03.11 |
Аналитическая |
Совместное анализирование с куратором проведенных занятий, итоговое подведение итогов практики. |
14.03.11- 30.05.11 |
Методическая Аналитическая |
Составление отчетно-реферативной работы по педагогической практике. |
30.05.11 |
Проверка куратором отчетно-реферативной работы по педагогической практике. |
Приложение 2
Конспекты проведенных занятий
Занятие №1
Тема:
Общий анализ знаний и умений как результата
процесса учения.
Цели:
Тип
занятия: комбинированный урок
Оборудование:
Ход занятия:
Приветствие, знакомство,
проверка готовности к занятию
Устный опрос
3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)
Мы
продолжаем изучать новый для Вас предмет
«Педагогическая психология». Тема
сегодняшнего занятия: «Общий анализ знаний
и умений как результата процесса учения».
Исходя из темы семинарского занятия,
цель занятия – изучить и сформировать
представление о процессе учения и его
результатах.
4. Изучение нового материала (55 мин)
Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.
Усвоение знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях. Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления. Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы интериоризации и экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно).
В процессе обучения не только приобретаются знания, но совершенствуются и те умственные операции, при помощи которых учащиеся добывают и применяют знания, происходит формирование приемов умственной деятельности, включающее как овладение операциями, так и возникновение мотивов, потребностей в использовании данных операций как способов деятельности.
Постановка и достаточно широкое использование приемов умственной деятельности приводит к формированию у учащихся определенных качеств ума: активности и самостоятельности, продуктивности, гибкости и т.п.
Устный опрос по следующим вопросам:
1. Общее понятие о знании и его составе.
2. Свойства, качества и характеристики знаний.
3.
Анализ умений и навыков как
способности осуществлять
4.
Свойства процесса учения: результативность,
длительность, напряженность.
5. Заслушивание докладов и совместное обсуждение (30 мин)
Темы докладов:
6. Итог урока (10 мин)
Учение
представляет собой развивающийся процесс,
включающий переход от элементарных ситуаций,
где оно осуществляется на основе подражания
образцу при минимальной активности самого
ученика, к высшим ступеням, опирающимся
на «самоуправление» ученика, который
самостоятельно добывает новые знания
или применяет приобретенные ранее знания
к решению новых задач.
Задание к следующему семинарскому занятию:
Вопросы к семинару по теме «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала» :
1. Природа процесса усвоения
2.
Подходы к определению
3.
Основные характеристики
4.
Структурная организация
5. Структурный и функциональный анализ действий
6. Свойства действия
7. Этапы процесса усвоения
8. Типы ориентировочной основы действий
Подготовиться к контрольной работе по темам:
1. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;
2. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;
3. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».
Подготовить доклад, по желанию, на тему:
Репродуктивные
и продуктивные варианты осуществления
процессов познания в учении (на
примерах).