Отчет по педагогической практике в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 18:59, отчет по практике

Краткое описание

Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

отпр на .ру.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    Каждое  проведенное занятие заканчивалось подведением итогов совместно с куратором практики, на которых обсуждались наилучшие стороны и неудачные моменты построения педагогического процесса непосредственно на практике.

    В период практики заполнялся дневник  педагогической практики. В дневнике были сделаны записи, касающиеся общих сведений о непосредственной деятельности, в определенный момент практики.

     В итоге, за период практики я выступил в роли преподавателя педагогической психологии. Мною были проведены 3 семинарских занятия по 2 академических часа, в процессе которых я полностью прочувствовал тяжелую преподавательскую деятельность, все трудности, возникающие при работе со студентами, но также и радость от взаимодействия и возможности влияния на обучение будущих клинических психологов.

     Попробовав  себя в роли преподавателя, я в  который раз убедился, что теория и практика должны быть тесно связаны. И не всегда понятный материал в  теории легко проходит на практике. Моя работа со студентами заставила  меня увидеть свои недостатки в общении с данной возрастной группой и не только. Очень часто, в случае, когда я терял контроль над поведением группы, мне хотелось вести себя как авторитетный, строгий учитель, хотя этот стиль общения мне не присущ. В ходе работы находились более действенные приемы. Возбуждение интереса с помощью познавательной информации, подкрепленной примерами из жизни, привлечение внимания неожиданными фактами и подробностями еще раз напомнили мне о том, как важно сделать семинар не только информативным, но и максимально интересным. Сухая информация не будет воспринята ими и скорее всего пройдет мимо ушей, не оставив никакого следа.

     Адаптация в группе, у которой были проведены  все три семинарских занятия, прошла достаточно незаметно для  меня, т.к. никаких затруднений не было испытано, несмотря на небольшую разницу в возрасте.

     В процессе выполнения подготовки, проведения семинарских занятий я не только освоил педагогические навыки, присущие психологу-преподавателю, но и закрепил теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также усовершенствовал профессиональные умения и навыки в построении конструктивного взаимодействия с людьми, в написании практических материалов и проведении учебных занятий.

 

    Заключение 

      В ходе приобщения к профессиональной деятельности клинического психолога путём педагогической деятельности на кафедре (университет) с 07.02.2011 по 31.05.2011 г. произошло изучение педагогического процесса, в который включен психолог-преподаватель.

      Основная  цель педагогической практики - освоение основных механизмов преподавания психологии – была достигнута. Также был отработан теоретический и практический материал, на основе которого и были  изучены необходимые практические навыки, методы психолога-преподавателя.

     Данный  вид практики достаточно точно отразил и помог достичь всех поставленных целей и задач, непосредственно стоящих перед студентом.

 

      Приложение 1

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ

 
 
 
 
 
 
 

Дневник

по  педагогической практике 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 

Проверил: преподаватель  
 
 
 
 
 

 

ОТРАЖЕНИЕ ХОДА ПРАКТИКИ (ХРОНОМЕТРАЖ МЕРОПРИЯТИЙ)  

Дата Вид практической деятельности Содержание  практической деятельности (задания), ход и результаты выполнения поручений
 
11.02.11 
 
 
Исследовательская

Методическая  
 
 
 

       

Вводная лекция по педагогической практике; распределение практикантов по базам прохождения практики и распределение дисциплин.

Место прохождения практики – кафедра;

Преподаваемая дисциплина – педагогическая психология;

Куратор педагогической практики – преподаватель

 
11.02.11
 
Исследовательская

Методическая 

 
Обсуждение  с куратором целей, задач, плана  практики; ознакомление с инструктажем по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной  документации, с этическими основами профессиональной деятельности психолога-преподавателя; ознакомление с государственными стандартами по специальности «Педагогическая психология» и т.п..
 
11.02.11-

22.02.11

 
Исследовательская

Методическая

Аналитическая

 
Подготовительный  этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ», составление плана семинара.
 
22.02.11
 

Проведение  семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ».

Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором.

Самоанализ проведенного занятия.

 
22.02.11-

25.02.11

 
Исследовательская

Методическая

Аналитическая

 
Подготовительный  этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА», составление плана семинара.
 
25.02.11
 

Проведение  семинарского занятия на тему «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА».

Проведение контрольной  работы по пройденным трем темам:

1. «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»;

2. «ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ»;

3. «СОСТАВ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФАЗЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА».

Подведение итогов проведенного занятия совместно с куратором.

Самоанализ  проведенного занятия.

 
25.02.11-

11.03.11

 
Исследовательская

Методическая

Аналитическая

 
Подготовительный  этап, предшествующий проведению занятию, анализ литературы по теме «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», составление плана семинара.
 
11.03.11
 

Проведение  семинарского занятия на тему «ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Подведение итогов проведенного занятия совместно  с куратором.

Самоанализ  проведенного занятия.

 
14.03.11
 
Аналитическая
 
Совместное  анализирование с куратором проведенных  занятий, итоговое подведение итогов практики.
 
14.03.11-

30.05.11

 
Методическая

Аналитическая

 
Составление отчетно-реферативной работы по педагогической практике.
 
30.05.11
 
Проверка  куратором отчетно-реферативной работы по педагогической практике. 

                                              Студент  ____________  

                                                                  подпись

Преподаватель кафедры

общей и клинической  психологии  ____________  

                                                                  подпись

                                                                                           М.П.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2

     Конспекты проведенных занятий

     Занятие №1

Тема: Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения. 

Цели:

  1. проконтролировать степень усвоения темы «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».
  2. сформировать представление о процессе учения и его результатах;
  3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать умение применять знания в жизненной ситуации.
 

Тип занятия: комбинированный урок 

Оборудование:

  • Проектор, компьютер;
  • опорные схемы «процесс учения».
 

Ход занятия:

    1. Организационный момент (5-10мин)

Приветствие, знакомство, проверка готовности к занятию 

    1. Проверка  остаточных знаний (10 мин)

 Устный опрос

  • Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии
  • Педагогическая психология – это наука, которая занимается чем?
  • Это наука (раздел психологии), изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.
  • Назовите и охарактеризуйте предмет, объект, задачи, методы педагогической психологии.
 

3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)

     Мы  продолжаем изучать новый для Вас предмет «Педагогическая психология». Тема сегодняшнего занятия: «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения». Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – изучить и сформировать представление о процессе учения и его результатах. 

4. Изучение нового материала (55 мин)

      Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.

      Усвоение  знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях. Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления. Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы интериоризации и экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно).

      В процессе обучения не только приобретаются знания, но совершенствуются и те умственные операции, при помощи которых учащиеся добывают и применяют знания, происходит формирование приемов умственной деятельности, включающее как овладение операциями, так и возникновение мотивов, потребностей в использовании данных операций как способов деятельности.

Постановка  и достаточно широкое использование  приемов умственной деятельности приводит к формированию у учащихся определенных качеств ума: активности и самостоятельности, продуктивности, гибкости и т.п.

      Устный опрос по следующим вопросам:

    1. Общее понятие о знании и  его составе. 

    2. Свойства, качества и характеристики знаний.

    3. Анализ умений и навыков как  способности осуществлять действия.

    4. Свойства процесса учения: результативность, длительность, напряженность. 

5. Заслушивание докладов и совместное обсуждение (30 мин)

    Темы  докладов:

    1. Основные теории учения в отечественной психологии.
    2. Деятельностный подход к усвоению социального опыта.
    3. Учение как разновидность человеческой деятельности.

6. Итог урока (10 мин)

  • Подводя итоги урока, давайте вспомним ещё раз что такое учение?
  • Какую цель в начале урока ставили?
  • Как вы считаете, достигли ли мы цели?
  • Какие трудности возникали на уроке?

      Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач. 

Задание к следующему семинарскому занятию:

          Вопросы к семинару по теме «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала» :

    1. Природа процесса усвоения 

    2. Подходы к определению усвоения  содержания научных знаний.

    3. Основные характеристики усвоения.

    4. Структурная организация усвоения.

    5. Структурный и функциональный  анализ действий 

    6. Свойства действия 

    7. Этапы процесса усвоения 

    8. Типы ориентировочной основы  действий

    Подготовиться к контрольной работе по темам:

    1. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;

    2. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;

    3. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».

    Подготовить доклад, по желанию, на тему:

    Репродуктивные  и продуктивные варианты осуществления  процессов познания в учении (на примерах). 

Информация о работе Отчет по педагогической практике в вузе