Отчет по педагогической практике в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 18:59, отчет по практике

Краткое описание

Цель педагогической практики – освоение основных механизмов преподавания психологии.
Задачи практики:
• установление взаимодействия с коллективом группы;
• проведение аудиторных занятий по психологии;
• выполнение заданий по заказу психолога образовательного учреждения;
• подготовление и защита отчёта о результатах практики.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Условия, план, виды деятельности практической работы……………5
3. Содержание педагогической практики………………………………10
4. Заключение………………………………………………………………14
5. Приложения……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

отпр на .ру.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Основная  литература:

  1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2004.

Дополнительная  литература:

    1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1989.
    2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1996.
    3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1998.
    4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
    5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
    6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007.
    7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
    8. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1991.
    9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
    10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1999
    11. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. – М., 1997.
    12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1998.
    13. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –М., 1992.
    14. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? – М., 2002.
    15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.Т.2. М., 1981. (Ред.-состав. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).
 
 

     Занятие №2

Тема: Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала. 

Цели:

    1. проконтролировать степень усвоения по трем темам

    а. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;

    б. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;

    в. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».

         2. сформировать представление о процессе усвоения содержания учебного материала;

       3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы, развивать умение применять знания в жизненной ситуации. 

Тип занятия: комбинированный урок 

Ход занятия:

    1. Организационный момент (5-10мин)

Приветствие, проверка готовности к занятию 

    1. Проверка  остаточных знаний (10 мин)

 Устный опрос

  • Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии
  • Учение – это…?

    Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.Назовите и охарактеризуйте предмет, объект, задачи, методы педагогической психологии. 

3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)

     Любое постижение нового материала проходит через путь усвоения информации, а  в частности, усвоения знаний, получаемых на предметах в ВУЗе и ,к примеру, на занятиях по педагогической психологии. Тема сегодняшнего занятия: «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала». Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – сформировать представление о процессе усвоения содержания учебного материала. 

4. Изучение нового  материала (55 мин)

      Усвоение  — основной путь приобретения индивидом  общественно-исторического опыта. В  процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов  и способами действия с ними, нравственными  основаниями поведения и формами  общения с другими людьми. Усвоению подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные, и операциональные. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является усвоение нравственных норм поведения. Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность усвоения — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта усвоения видов деятельности.

      Устный опрос по следующим вопросам:

    1. Природа процесса усвоения 

    2. Подходы к определению усвоения  содержания научных знаний.

    3. Основные характеристики усвоения.

    4. Структурная организация усвоения.

    5. Структурный и функциональный  анализ действий 

    6. Свойства действия 

    7. Этапы процесса усвоения 

    8. Типы ориентировочной основы  действий 

5. Заслушивание доклада и совместное обсуждение (10 мин)

    Тема доклада:

    1. Репродуктивные и продуктивные  варианты осуществления процессов познания в учении (на примерах). 

6. Проведение контрольной работы по пройденным темам (25 мин):

    1. «Предмет, задачи и структура педагогической психологии. история становления и методы педагогической психологии»;

    2. «Общий анализ знаний и умений как результата процесса учения»;

    3. «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала».

Группа разделена  на 2 варианта.

Первый вариант  расписывает следующие вопросы:

  1. предмет и задачи педагогической психологии;
  2. свойства, качества и характеристики знаний;
  3. структурная организация процесса усвоения.

Второй вариант  расписывает следующие вопросы:

  1. основные проблемы и связь педагогической психологии с другими науками;
  2. свойства процесса учения;
  3. этапы процесса усвоения.
 

6. Итог урока (5 мин)

  • Подводя итоги урока, давайте вспомним ещё раз что такое усвоение?
  • Какую цель в начале урока ставили?
  • Как вы считаете, достигли ли мы цели?
  • Какие трудности возникали на уроке?

      Усвоение  — основной путь приобретения индивидом  общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.  

Задание к следующему семинарскому занятию:

          Вопросы к семинару по теме «Общий анализ учебной деятельности»:

    1. Учебная деятельность в системе  других видов деятельности.

    2. Определение учебной деятельности.

    3. Анализ процесса учебной деятельности.

    4. Деятельность учения, ее структурные  моменты 

    а) Субъект учения

    б) Предмет и продукт учения

    5. Виды сотрудничества в учебной  деятельности 

    Подготовиться презентации на тему:

    Основные  аспекты диагностики учебной  деятельности.

Основная  литература:

      1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2004.

Дополнительная  литература:

    1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007.

    2. Ильясов И.И. Структура процесса  учения. – М., 1986.

    3. Крутецкий В.А. Психология обучения  и воспитания школьников. – М., 1998.

    4. Лернер И.Я. Развитие мышления  учащихся в процессе обучения  истории. –М., 1992.

    5. Лийметс Х.Й. Как воспитывает  процесс обучения? – М., 2002.

    6. Хрестоматия по возрастной и  педагогической психологии.Т.2. М., 1981. (Ред.-состав. И.И. Ильясов, В.Я.  Ляудис).

    7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.  
     

     Занятие №3

Тема: Общий анализ учебной деятельности. 

Цели:

    1. проконтролировать степень усвоения информации по пройденной теме «Состав, закономерности фазы усвоения содержания учебного материала»;

         2. сформировать представление об учебной деятельности;

       3. развивать умение выделять главное, формулировать выводы, развивать умение применять знания в жизненной ситуации. 

Оборудование:

  • Проектор, компьютер;
 

Тип занятия: комбинированный урок 

Ход занятия:

    1. Организационный момент (5-10мин)

Приветствие, проверка готовности к занятию, оглашение результатов контрольной работы, объяснение основных ошибок, и лучших ответов. 

    1. Проверка  остаточных знаний (10 мин)

 Устный опрос

  • Вспомните всё, чему вы научились на прошлом занятии
  • Усвоение – это…?

Усвоение  — основной путь приобретения индивидом  общественно-исторического опыта. В  процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов  и способами действия с ними, нравственными  основаниями поведения и формами общения с другими людьми. 

3. Сообщение темы, постановка цели (5 мин)

     Тема  сегодняшнего занятия: «Общий анализ учебной деятельности». Учебная деятельность, это составная часть деятельности студента, которая является основой подготовки специалиста, в частности специалиста по клинической психологии. Исходя из темы семинарского занятия, цель занятия – сформировать представление об учебной деятельности. 

4. Изучение нового  материала (55 мин)

      Учебная деятельность есть прежде всего такая  деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

          Учебная деятельность, как уже  указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл .

          Известно, что знания, умения и  навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность. 

Информация о работе Отчет по педагогической практике в вузе