Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:45, реферат
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.
Введение
1. Структура программы «От рождения до школы»
2.Особенности содержания программы «От рождения до школы»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
1. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 13-16.
3. О «Программе От рождения до школы»»[Текст]/ Г. Новикова//Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С.21-22.
4.
О программе воспитания и
5.
Программа От рождения до
6.
«Программа воспитания и
7. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с. ISBN 5-7695-3712-4
Приложение
Сравнительный анализ содержания обновленных примерных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех»
Название примерной общеобразовательной программы |
Целевые установки или Концептуальные основы программы |
Структура программы |
Приложения, методические материалы к программе |
Краткие выводы |
«Успех» Под редакцией Н.В.Фединой, канд.пед.наук, Москва, «Просвещение», 2009.
«Детство» Изд. 3-е, переработанное, Санкт –Петербург, «Детство Пресс», 2004 г.
«Истоки» /Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с |
Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. За основу взята идея самоценности дошкольного периода детства. Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях - забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни. Основные задачи программы: Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования (блок «Малыш»).Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок «Здоровячок»). Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок «Управление»). Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения (блок «Кадровый потенциал»). Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (блок «Мать и дитя»).Привести в соответствие с требованиями предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (блок «Безопасность и качество»).
Центральными задачами образовательной программы «Детство» и её педтехнологии являются: сохранение уникальности каждого ребёнка; создание благоприятных условий для самовыражения; максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать— Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.
Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. Цель программы: разностороннее
развитие ребенка; формирование у него
универсальных, в том числе творческих,
способностей до уровня, соответствующего
возрастным возможностям и требованиям
современного общества; обеспечение для
всех детей равного старта развития; сохранение
и укрепление их здоровья. |
Программа состоит из двух частей. Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса: «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Возрастные особенности детей», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»). «Планируемые результаты освоения Программы». Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы. В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.
Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст. В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство». В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни). Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».
В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:
К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»). Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада. В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию |
В приложении к программе даны: Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей. Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей. Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4—7 лет. Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду. Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Оценка функционального состояния ЦНС. Примерная циклограмма образовательной деятельности. Методическое обеспечение: Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова
Е.Н. и др./Под научным руководством Асмолова
А.Г. УСПЕХ. Методические
рекомендации. Пособие для воспитателей; Степанова М.А., Березина Н.О., Бурлакова
И.А. и др. УСПЕХ. Мониторинг
достижения детьми планируемых результатов.
Пособие для педагогов (в комплекте с электронным
приложением); Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская
Е.К. УСПЕХ. Мониторинг
достижения детьми планируемых результатов.
Наглядный материал; Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик
Т.И. и др. УСПЕХ. Совместная
деятельность взрослых и детей: основные
формы; Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А., Ермилова
Н.В., Сорокоумова С.Н., Волкова И.В., ЧеджемоваЕ. УСПЕХ. Особенности
психолого-педагогической работы. Пособие
для педагогов; Федина Н.В., Веннецкая О.Е., Вербовская
Е.В. и др.
В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — "Библиотека программы «Детство»". В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З. А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В Приложении к программе «Детство» выпущена книга «Мониторинг в детском саду». К программе составлен и разработан довольно обширный список методической литературы по возрастным группам детей и по образовательным областям программы.
В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", (Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др. Список опубликованных и готовящихся к изданию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему усмотрению с учетом собственного профессионального опыта и возможностей, ориентируясь на цели и заданные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать другие учебно-методические пособия. |
Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников. Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей. И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным.
Программа «Детство» основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесс, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года»,. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. «Слабым» звеном в программе «Детство» является математический раздел. Материал, предлагаемый в нем, порой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Детство» ориентирована на развитие логического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. Поэтому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подготовленности детей, опять включать в занятия в более легкой форме. Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно-образовательный процесс интересным и доступным для ребенка. Она подразумевает творческий подход воспитателя к планированию, выбору средств и приемов для реализации задач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, данному программой, а она должна быть подстроена под детей.
Гуманистическая по направленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. (Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому). В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. |
Название примерной общеобразовательной программы |
Целевые установки или Концептуальные основы программы |
Структура программы |
Приложения, методические материалы к программе |
Краткие выводы |
«От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
|
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребенка и ориентирующая
педагога на его индивидуальные особенности,
что соответствует современной научной « Ведущие цели программы:
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
|
Программа начинается с раздела: Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметно-развивающей образовательной среды). Программа содержит разделы:
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
|
В соответствии с ФГТ каждое дошкольное учреждение самостоятельно составляет перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий. В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» дан обширный перечень пособий, которые могут быть использованы при работе по этой Программе. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
|
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. По результатам мониторинга освоения образовательных областей дети показывают высокие результаты.
|
Экспертиза (см. приказ № 655 пункт 2.4 ФГТ ) |
Успех |
Детство |
Истоки |
От рождения до школы |
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка |
+ |
+ |
+ |
+ |
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) |
+ |
+ |
+ |
+ |
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале) |
+ |
+ |
+ |
+ |
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного воз- раста |
+ |
+ |
+ |
+ |
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей |
+ |
+ |
+ |
+ |
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса |
+ |
+ |
+ |
+ |
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования |
+ |
+ |
+ |
+ |
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Информация о работе Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»