Об особенностях режима рабочего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

В штате большинства предприятий есть хотя бы один водитель автомобиля, в автотранспортных же организациях они составляют основной персонал.
К труду этих работников законодательство предъявляет особые требования, во-первых, потому что транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, а, во-вторых, потому что сама трудовая функция — управление автомобилем — характеризуется определенной спецификой.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В штате большинства  предприятий есть хотя бы один водитель автомобиля, в автотранспортных же организациях они составляют основной персонал. 
К труду этих работников законодательство предъявляет особые требования, во-первых, потому что транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, а, во-вторых, потому что сама трудовая функция — управление автомобилем — характеризуется определенной спецификой. 
В отношении работников транспорта, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, статья 329 (часть вторая) Трудового кодекса РФ предусматривает, что особенности режима их рабочего времени и времени отдыха устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Во исполнение указанной нормы Минтранс России своим приказом от 20.08.2004 № 15 утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, вступило в силу с 21.11.2004. 
Необходимо отметить, что и до принятия вышеназванного нормативного правового акта особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей были установлены аналогичным Положением, утвержденным постановлением еще Минтруда России от 25.06.1999 № 16 (с изм. на 23.10.2001), которое было признано недействующим после регистрации приказа Минтранса России в Минюсте России приказом Минздравсоцразвития от 29.11.2004 № 285. Таким образом, «двоевластие» продолжалось более двух недель, хотя очевидно, что старое Положение уже не отвечало современному трудовому законодательству. 
Новое Положение, собственно, и было призвано привести нормы ранее действовавшего в соответствие требованиям Трудового кодекса РФ.

Общая характеристика изменений в регламентации труда и отдыха водителей автомобилей

Проанализируем  основные положения этого нормативного акта и определим, есть ли нововведения в регламентации труда и отдыха водителей автомобилей. 
Для начала отметим, что изменился заголовок Положения — ранее звучал: «О рабочем времени и времени отдыха», сейчас же в нем присутствуют понятия, которыми оперирует Трудовой кодекс РФ. 
Первое, что бросается в глаза при анализе текста — это во многом идентичность содержания «старого» и «нового» Положений. Так, полностью сохранена структура — те же разделы с теми же заголовками («I. Общие положения», «II. Рабочее время», «III. Время отдыха»); изменилась только нумерация пунктов (за счет их нового внутреннего структурирования, перестановки и введения дополнительных норм). 
В основном лексика нового Положения отвечает Трудовому кодексу РФ: «выборный профсоюзный орган или иной уполномоченный работниками представительный орган» заменены на «представительный орган работников», почти исчез «атавизм» КЗоТ РФ — «(контракт)» (забавным исключением является подпункт «з» пункта 14, который воспроизведен в первозданном виде аналогичного подпункта пункта 12 старого Положения, что удивительно, учитывая, что работа над разработкой нового заняла около двух лет. 
Перейдем к рассмотрению непосредственно норм нового нормативного акта, являющегося обязательным для всех организаций, в которых есть хоть один водитель автомобиля, работающий по трудовому договору.

Фрагмент Положения

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации"

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).  
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

. . .

«Сфера действия»  Положения — та же, что и прежде. 
Нововведением является норма, изложенная в последнем абзаце и представляющая собой обратную отсылку к Трудовому кодексу РФ. Правда стилистика изложения здесь скорее напоминает «риторику» КЗоТ РФ, так как сегодня уместней было бы использование понятия «трудовое законодательство». Однако эта «неактуальность» не искажает ее сути — нормы Положения имеют законченный характер, а все неохваченные в нем вопросы должны разрешаться по общеустановленным правилам в рамках Трудового кодекса РФ.

Фрагмент Положения

. . .

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.  
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.  
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

. . .

Подробная регламентация  порядка установления особенностей режима рабочего времени и времени  отдыха с участием представительного  органа (при его наличии, разумеется), составления графиков работы (сменности) на линии является принципиальным новшеством и отвечает требованиям Трудового кодекса РФ о заблаговременном информировании работников об условиях труда.

Фрагмент Положения

. . .

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

. . .

Последний пункт  первого раздела претерпел значимые изменения. Так, введено условие  о необходимости установления работодателем  задания по времени движения и  стоянки автомобиля на междугородных перевозках с учетом норм Положения: «при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы». Ранее это условие отсутствовало.

Особенности режима рабочего времени водителей

Второй раздел Положения является наиболее значительным, что неудивительно, поскольку в  нем регламентируются вопросы установления рабочего времени водителя и условия  его использования.

Фрагмент Положения

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).  
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.  
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.  
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

. . .

В пункте 8 убран  рекомендательный тон при выборе учетного периода суммированного учета  рабочего времени — если ранее  в Положении была формулировка «как правило, за месяц», то теперь продолжительность учетного периода введена императивно — «один месяц».

Фрагмент Положения

. . .

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.  
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.  
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.  
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.  
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.  
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.  
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

. . .

Из приведенных  пунктов новеллой является норма  пункта 11 — в прежнем Положении она отсутствовала.

Фрагмент Положения

. . .

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.  
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.  
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.  
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.  
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.  
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

. . .

Здесь видоизменена норма, позволяющая с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, разделять их рабочий день на две части: ранее существовавшее ограничение «при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы» трансформировалось в «перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы». 
Также понятие «кратковременный отдых» заменено на «перерыв между двумя частями рабочего дня». Уточнено и место его предоставления: не только в месте дислокации, как раньше, но и «месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей».

Фрагмент Положения

. . .

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.  
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.  
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.  
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

 
 
а)
время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
 

 

. . .

Так же, как и  в предыдущем случае, характеристика «специальный перерыв» заменила существовавшее ранее его название «кратковременный».

Фрагмент Положения

. . .

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

Информация о работе Об особенностях режима рабочего времени