Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:45, реферат
Краткое описание
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.
Оглавление
Введение 1. Структура программы «От рождения до школы» 2.Особенности содержания программы «От рождения до школы» Заключение Список использованной литературы Приложение
Главный критерий отбора программного
материала—его воспитательная ценность,
высокий художественный уровень используемых
произведений культуры (классической
и народной — как отечественной, так и
зарубежной), возможность развития всесторонних
способностей ребенка на каждом этапе
дошкольного детства. Ведущие цели Программы
— создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе,
к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника. Эти цели
реализуются в процессе разнообразных
видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной,
чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное
значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном
благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы
гуманного и доброжелательного отношения
ко всем воспитанникам, что позволяет
растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности
и творчеству;
• максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация
(креативность) воспитательно-образовательного
процесса;
• вариативность использования
образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии
с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
• уважительное отношение к
результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию
детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского
сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические
перегрузки в содержании образования
детей дошкольного возраста, обеспечивая
отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей
и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на
ребенка с первых дней его пребывания
в дошкольном образовательном учреждении.
От педагогического мастерства каждого
воспитателя, его культуры, любви к детям
зависят уровень общего развития, которого
достигнет ребенок, степень прочности
приобретенных им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании
детей, педагоги дошкольных образовательных
учреждений совместно с семьей должны
стремиться сделать счастливым детство
каждого ребенка.
В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный
доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО
„Образование для всех" (ОДВ)». В докладе
ЮНЕСКО большое внимание уделяется образованию,
которое называется прочной основой жизни,
и выдвигается положение о том, что обучение
детей должно начинаться с рождения. Обсуждению
этого вопроса посвящена первая глава
документа—«Обучение начинается с рождения».
Необходимость раннего обучения обосновывается
«Конвенцией о правах ребенка», а также
данными научных выводов о возможностях
развития ребенка раннего возраста. В
докладе говорится: «Опыт ребенка в рамках
воспитания и образования в младшем возрасте
— специальная тема всемирного доклада
по мониторингу образования за 2007 год—
является основой для его последующего
обучения. Прочная основа воспитания и
образования детей младшего возраста,
включая хорошее здоровье, правильное
питание и благоприятствующую ребенку
среду, может помочь обеспечить плавный
переход ребенка в начальную школу, дать
хорошую возможность для завершения базового
образования и помочь ему избежать нищеты
и других не благоприятствующих его развитию
условий. Поэтому не случайно, что первая
цель ОДВ содержит обращенный к правительствам
призыв к расширению и совершенствованию
воспитания и образования детей младшего
возраста (ВОД М) и является инструментом,
гарантирующим права ребенка».
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» нашли
отражение инновационные разработки,
выполненные в рамках совместного пилотного
проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО
«Московское образование: от младенчества
до школы
Содержание психолого педагогической
работы по освоению детьми образовательных
областей «Здоровье», «Физическая культура»,
«Безопасность», «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка» ориентировано на разностороннее
развитие дошкольников с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным
направлениям — физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому и художественно-эстетическому
Задачи психолого-педагогической работы
по формированию физических, интеллектуальных
и личностных качеств детей решаются интегрированно
в ходе освоения всех образовательных
областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области,
с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической
работы представлено по возрастным группам.
Программа охватывает четыре возрастных
периода физического и психического развития
детей: ранний возраст —от рождения до
2 лет (первая и вторая группы раннего возраста),
младший дошкольный возраст —от 2 до 4
лет (первая и вторая младшие группы), средний
дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя
группа), старший дошкольный возраст —
от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная
к школе группы). При этом, в силу возрастной
специфики и особенностей развития малышей
от рождения до 2 лет, разделы для первой
и второй групп раннего возраста структурно
отличаются от разделов для дошкольных
групп.
В разделах по группам раннего возраста
для каждого возраста даются характеристика
возрастных особенностей психического
развития детей, особенности организации
жизни детей, примерный режим дня, определены
задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для
каждого возраста, помимо характеристики
возрастных особенностей психического
развития детей, особенностей организации
жизни детей, примерного режима дня и содержания
психолого-педагогической работы, даются
примерное комплексно-тематическое планирование
и планируемые промежуточные результаты
освоения Программы. При этом решение
программных образовательных задач предусматривается
не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных
моментов — как в совместной деятельности
взрослого и детей, так и в самостоятельной
деятельности дошкольников. Для четкости
изложения в начале раздела по каждой
образовательной области приводится цитата
из ФГТ (Федеральные государственные требования),
обозначающая цели и задачи данной образовательной
области. Планируемые промежуточные результаты
освоения Программы в подготовительной
к школе группе совпадают с итоговыми
результатами освоения Программы, поэтому
они изложены в отдельном разделе, завершающем
содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения
детьми планируемых результатов освоения
Программы» изложены принципы мониторинга
достижения детьми планируемых промежуточных
и итоговых результатов освоения Программы.
Авторы Программы, признавая ценность
семьи как уникального института воспитания
и необходимость развития ответственных
и плодотворных отношений с семьями воспитанников,
выделяют в Программе работу с родителями
в отдельный раздел.
Проблема воспитания и обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательном пространстве отражена
в Программе в разделе «Коррекционная
работа». Обширный перечень необходимых
программ, технологий, методических пособий
поможет педагогам составить на базе программы
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную
программу для своего дошкольного образовательного
и успешно реализовать ее.
Рекомендации по написанию части программы,
формируемой участниками образовательного
процесса Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
в полном объеме без изменений может быть
использована в качестве основной общеобразовательной
программы дошкольного учреждения. Объем
Программы рассчитан на 100% времени, отведенного
на образовательный процесс. Участники
образовательного процесса могут изменить
до 20% общего объема Программы для отражения:
1) видового
разнообразия учреждений, наличия приоритетных
направлений деятельности, в том числе
по обеспечению равных стартовых возможностей
для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий
и процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому
развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями
здоровья);
2) специфики национально-культурных,
демографических, климатических условий,
в которых осуществляется образовательный
процесс Преемственность Следует отметить,
что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»,
являясь современным инновационным продуктом,
опирается на лучшие традиции отечественного
образования и по многим направлениям
сохраняет преемственность по отношению
к наиболее известной программе дошкольного
образования последнего десятилетия —
«Программе воспитания и обучения в детском
саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.
В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря
такой преемственности, большинство пособий
к «Программе воспитания и обучения в
детском саду» могут быть использованы
и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШКОЛЫ».
Организация жизни и воспитания детей
Режим дня Правильный режим дня — это
рациональная продолжительность и разумное
чередование различных видов деятельности
и отдыха детей в течение суток. Основным
принципом правильного построения режима
является его соответствие возрастным
психофизиологическим особенностям детей.
При осуществлении режимных моментов
необходимо учитывать также индивидуальные
особенности ребенка (длительность сна,
вкусовые предпочтения, темп деятельности
и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям
ребенка режим детского сада, тем комфортнее
он себя чувствует, тем лучше его настроение
и выше активность.
Целесообразно выделить постоянное время
в режиме дня для чтения детям. Читать
следует не только художественную литературу,
но и познавательные книги, детские иллюстрированные
энциклопедии, рассказы для детей по истории
и культуре родной страны и зарубежных
стран. При этом не следует превращать
чтение в обязательное занятие — ребенок
по своему желанию может либо слушать,
либо заниматься своими делами. Задача
педагога — сделать процесс чтения увлекательным
и интересным, чтобы все или большинство
детей слушали с удовольствием.
В разделах Программы по возрастам представлены
примерные режимы дня для каждой возрастной
группы. Режим может быть скорректирован
с учетом работы конкретного дошкольного
учреждения (контингента детей, климата
в регионе, наличия бассейна, времени года,
длительности светового дня и т.п.). Предметно-развивающая
образовательная среда Среда является
важным фактором воспитания и развития
ребенка.
Программа предусматривает выделение
микро- и макросреды и их составляющих.
Микросреда —это внутреннее оформление
помещений.
Макросреда—это ближайшее окружение
детского сада (участок, соседствующие
жилые дома и учреждения, ближний сквер,
парк). Оборудование помещений дошкольного
учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим,
эстетически привлекательным и развивающим.
Мебель должна соответствовать росту
и возрасту детей, игрушки — обеспечивать
максимальный для данного возраста развивающий
эффект. Пространство группы следует организовывать
в виде хорошо разграниченных зон («центры»,
«уголки»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее
оборудование и пр.). Все предметы должны
быть доступны детям. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать
образовательный процесс с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии
с тематическим планированием образовательного
процесса. В качестве таких центров развития
могут быть:
• уголок для ролевых игр;
• книжный уголок; •
зона для настольно-печатных
игр;
• выставка (детского рисунка,
детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений
за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• игровой уголок (с игрушками,
строительным материалом);
• уголки для разнообразных
видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной,
изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными
мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового
пространства.
В групповой
комнате необходимо создать условия для
самостоятельной двигательной активности
детей: предусмотреть площадь, свободную
от мебели и игрушек, обеспечить детей
игрушками, побуждающими к двигательной
игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки),
менять игрушки, стимулирующие двигательную
активность, несколько раз в день. Интеграция
образовательных областей Чем младше
ребенок, тем менее дифференцированно
его развитие.
Наиболее эффективно образовательные
задачи решаются в том случае, когда педагог
целенаправленно использует интегративный
подход при организации образовательного
процесса. Поясним принцип интеграции
образовательных областей на примере
физического развития. Согласно принципу
интеграции, физическое развитие детей
осуществляется не только в процессе специфических
физкультурных и спортивных игр, упражнений
и занятий, но и при организации всех видов
детской деятельности через физкультминутки,
дидактические игры с элементами движения,
подвижные игры с элементами развития
речи, математики, конструирования и пр.