Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.

Оглавление

Введение
1. Структура программы «От рождения до школы»
2.Особенности содержания программы «От рождения до школы»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

от рождения дошколы.docx

— 83.25 Кб (Скачать)

       Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

•   формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

•   создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

•   участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

•   активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);

•   проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

 •   игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

 •   привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

•   ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).                  

           Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям:

- социально-личностному,

-познавательно-речевому,

-художественно-эстетическому.

            Формы работы с детьми Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на

: • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

 • самостоятельную  деятельность детей;

 • взаимодействие  с семьями детей по реализации  основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

            Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

          В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

          В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера. В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

        Организованная образовательная деятельность

 • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного  характера;

 • просмотр и обсуждение  мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

 • чтение и обсуждение  программных произведений разных  жанров, чтение, рассматривание и  обсуждение познавательных и  художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

 • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

• оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

• викторины, сочинение загадок;

• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

 • рассматривание  и обсуждение предметных и  сюжетных картинок, иллюстраций  к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных  предметов (деревьев, цветов, предметов  быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

 • слушание и обсуждение  народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с  восприятием музыки;

 • подыгрывание на  музыкальных инструментах, оркестр  детских музыкальных инструментов;

 • пение, совместное  пение, упражнения на развитие  голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

•физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

           Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

 • туристические прогулки;

• физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

 • спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год); • соревнования; • дни здоровья;

 • тематические досуги;

• праздники;

•театрализованные представления;

 • смотры и конкурсы;

 •экскурсии.

            Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

 •познавательно речевое  развитие: создание речевой развивающей  среды; свободные диалоги с детьми  в играх, наблюдениях, при восприятии  картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные  разговоры с детьми; называние  трудовых действий и гигиенических  процедур, поощрение речевой активности  детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

•художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек. Самостоятельная деятельность детей

 • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные  игры и занятия (катание на  санках, лыжах, велосипеде и пр.);

 • социально личностное  развитие: индивидуальные игры, совместные  игры, все виды самостоятельной  деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

• познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

 • художественно эстетическое  развитие: предоставление детям  возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

           Взаимодействие с семьями детей Возможные формы работы с семьей даны в разделе «Работа с родителями». Проектирование воспитательно-образовательного процесса Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

           При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития. В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное.

            Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

           Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возрастной группы в разделах по возрастам.  

Информация о работе Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»