Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:45, реферат
Краткое описание
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.
Оглавление
Введение 1. Структура программы «От рождения до школы» 2.Особенности содержания программы «От рождения до школы» Заключение Список использованной литературы Приложение
Педагогу
следует целенаправленно организовывать
образовательный процесс так, чтобы от
детей требовалась оптимальная двигательная
активность во всех видах детской деятельности
(не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок,
ответ и передача мяча и пр.). Такой подход
не только стимулирует физическое развитие,
но и способствует более успешному решению
остальных образовательных задач. С другой
стороны, в процессе образовательной деятельности
по физическому развитию следует обращать
внимание на одновременное решение задач
других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного
поведения в подвижных и спортивных играх,
при пользовании спортивным инвентарем
(«Безопасность»);
• создание на физкультурных
занятиях педагогических ситуаций и ситуаций
морального выбора, развитие нравственных
качеств, поощрение проявлений смелости,
находчивости, взаимовыручки, выдержки
и пр., побуждение детей к самооценке и
оценке действий и поведения сверстников
(«Социализация»);
• участие детей в расстановке
и уборке физкультурного инвентаря и оборудования
(«Труд»);
• активизация мышления детей
(через самостоятельный выбор игры, оборудования,
пересчет мячей и пр.), специальные упражнения
на ориентировку в пространстве, подвижные
игры и упражнения, закрепляющие знания
об окружающем (имитация движений животных,
труда взрослых), построение конструкций
для подвижных игр и упражнений (из мягких
блоков, спортивного оборудования), просмотр
и обсуждение познавательных книг, фильмов
о спорте, спортсменах, здоровом образе
жизни («Познание»);
• проговаривание действий
и называние упражнений, поощрение речевой
активности детей в процессе двигательной
деятельности, обсуждение пользы закаливания
и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• игры и упражнения под
тексты стихотворений, потешек, считалок;
сюжетные физкультурные занятия на темы
прочитанных сказок, потешек («Чтение
художественной литературы»);
• привлечение внимания
дошкольников к эстетической стороне
внешнего вида детей и воспитателя, оформления
помещения; использование на занятиях
физкультурой Изготовленных детьми элементарных
физкультурных пособий (флажки, картинки,
мишени для метания), рисование мелом разметки
для подвижных игр («Художественное творчество»);
• ритмическая гимнастика,
игры и упражнения под музыку, пение; проведение
спортивных игр и соревнований под музыкальное
сопровождение; развитие артистических
способностей в подвижных играх имитационного
характера («Музыка»).
Аналогично реализуется интегративный
подход при решении образовательных задач
по остальным образовательным направлениям:
- социально-личностному,
-познавательно-речевому,
-художественно-эстетическому.
Формы работы с детьми Воспитательно-образовательный
процесс может быть условно подразделен
на
: • образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) (далее по тексту — «организованная
образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную
деятельность детей;
• взаимодействие
с семьями детей по реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Построение образовательного процесса
должно основываться на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Выбор форм работы
осуществляется педагогом самостоятельно
и зависит от контингента воспитанников,
оснащенности дошкольного учреждения,
культурных и региональных особенностей,
специфики дошкольного учреждения, от
опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного
возраста используются преимущественно
игровые, сюжетные и интегрированные формы
образовательной деятельности. Обучение
происходит опосредованно, в процессе
увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая
и подготовительная к школе группы) выделяется
время для занятий учебно-тренирующего
характера. В практике используются разнообразные
формы работы с детьми.
Организованная
образовательная деятельность
• игры дидактические,
дидактические с элементами движения,
сюжетно-ролевые, подвижные, психологические,
музыкальные, хороводные, театрализованные,
игры-драматизации, игры на прогулке,
подвижные игры имитационного
характера;
• просмотр и обсуждение
мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение
программных произведений разных
жанров, чтение, рассматривание и
обсуждение познавательных и
художественных книг, детских иллюстрированных
энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических,
морального выбора; беседы социально-нравственного
содержания, специальные рассказы воспитателя
детям об интересных фактах и событиях,
о выходе из трудных житейских ситуаций,
ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых,
за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для
игр, познавательно-исследовательской
деятельности; создание макетов, коллекций
и их оформление, изготовление украшений
для группового помещения к праздникам,
сувениров; украшение предметов для личного
пользования;
• оформление выставок работ
народных мастеров, произведений декоративно-прикладного
искусства, книг с иллюстрациями, репродукций
произведений живописи и пр.; тематических
выставок (по временам года, настроению
и др.), выставок детского творчества, уголков
природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация
отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей
в подвижных играх имитационного характера;
• рассматривание
и обсуждение предметных и
сюжетных картинок, иллюстраций
к знакомым сказкам и потешкам,
игрушек, эстетически привлекательных
предметов (деревьев, цветов, предметов
быта и пр.), произведений искусства
(народного, декоративно-прикладного,
изобразительного, книжной графики и пр.),
обсуждение средств выразительности;
• продуктивная деятельность
(рисование, лепка, аппликация, художественный
труд) по замыслу, на темы народных потешек,
по мотивам знакомых стихов и сказок, под
музыку, на тему прочитанного или просмотренного
произведения; рисование иллюстраций
к художественным произведениям; рисование,
лепка сказочных животных; творческие
задания, рисование иллюстраций к прослушанным
музыкальным произведениям;
• слушание и обсуждение
народной, классической, детской музыки,
дидактические игры, связанные с
восприятием музыки;
• подыгрывание на
музыкальных инструментах, оркестр
детских музыкальных инструментов;
• пение, совместное
пение, упражнения на развитие
голосового аппарата, артикуляции,
певческого голоса, беседы по содержанию
песни (ответы на вопросы), драматизация
песен;
• танцы, показ взрослым танцевальных
и плясовых музыкально-ритмических движений,
показ ребенком плясовых движений, совместные
действия детей, совместное составление
плясок под народные мелодии, хороводы;
•физкультурные занятия игровые,
сюжетные, тематические (с одним видом
физических упражнений), комплексные (с
элементами развит речи, математики, конструирования),
контрольно-диагностические, учебно-тренирующего
характера, физкультминутки; игры и упражнения
под тексты стихотворений, потешек, народных
песенок, авторских стихотворений, считалок;
сюжетные физкультурные занятия на тeмы
прочитанных сказок, потешек; ритмическая
гимнастика, игры и упражнения под музыку,
игровые беседы с элементами движений.
Мероприятия групповые, межгрупповые
и общесадовские
• туристические прогулки;
• физкультурные досуги (проводятся
1-2 раза в месяц);
• спортивные праздники
(проводятся 2-3 раза в год); • соревнования;
• дни здоровья;
• тематические досуги;
• праздники;
•театрализованные представления;
• смотры и конкурсы;
•экскурсии.
Образовательная деятельность при проведении
режимных моментов
• физическое развитие: комплексы
закаливающих процедур (оздоровительные
прогулки, мытье рук прохладной водой
перед каждым приемом пищи, полоскание
рта и горла после еды. воздушные ванны,
ходьба босиком по ребристым дорожкам
до и после сна, контрастные ножные ванны),
утренняя гимнастика, упражнения и подвижные
игры во второй половине дня;
• социально личностное развитие:
ситуативные беседы при проведении режимных
моментов, подчеркивание их пользы; развитие
трудовых навыков через поручения и задания,
дежурства, навыки самообслуживания; помощь
взрослым; участие детей в расстановке
и уборке инвентаря и оборудования для
занятий, в построении конструкций для
подвижных игр и упражнений (из мягких
блоков, спортивного оборудования); формирование
навыков безопасного поведения при проведении
режимных моментов;
•познавательно речевое
развитие: создание речевой развивающей
среды; свободные диалоги с детьми
в играх, наблюдениях, при восприятии
картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные
разговоры с детьми; называние
трудовых действий и гигиенических
процедур, поощрение речевой активности
детей; обсуждения (пользы закаливания,
занятий физической культурой, гигиенических
процедур);
•художественно эстетическое
развитие: использование музыки в повседневной
жизни детей, в игре, в досуговой деятельности,
на прогулке, в изобразительной деятельности,
при проведении утренней гимнастики, привлечение
внимания детей к разнообразным звукам
в окружающем мире, к оформлению помещения,
привлекательности оборудования, красоте
и чистоте окружающих помещений, предметов,
игрушек. Самостоятельная деятельность
детей
• физическое развитие:
самостоятельные подвижные игры,
игры на свежем воздухе, спортивные
игры и занятия (катание на
санках, лыжах, велосипеде и пр.);
• социально личностное
развитие: индивидуальные игры, совместные
игры, все виды самостоятельной
деятельности, предполагающие общение
со сверстниками;
• познавательно речевое развитие:
самостоятельное чтение детьми коротких
стихотворений, самостоятельные игры
по мотивам художественных произведений,
самостоятельная работа в уголке книги,
в уголке театра, сюжетно-ролевые игры,
рассматривание книг и картинок; самостоятельное
раскрашивание «умных раскрасок», развивающие
настольно-печатные игры, игры на прогулке,
автодидактические игры (развивающие
пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
• художественно эстетическое
развитие: предоставление детям
возможности самостоятельно рисовать,
лепить, конструировать (преимущественно
во второй половине дня), рассматривать
репродукции картин, иллюстрации, музицировать
(пение, танцы), играть на детских музыкальных
инструментах (бубен, барабан, колокольчик
и пр.), слушать музыку.
Взаимодействие с семьями детей Возможные
формы работы с семьей даны в разделе «Работа
с родителями». Проектирование воспитательно-образовательного
процесса Воспитательно-образовательный
процесс следует строить, учитывая контингент
воспитанников, их индивидуальные и возрастные
особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного
процесса необходимо обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач, при этом следует решать
поставленные цели и задачи, избегая перегрузки
детей, на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному
«минимуму». Построение образовательного
процесса на комплексно-тематическом
принципе с учетом интеграции образовательных
областей дает возможность достичь этой
цели. Построение всего образовательного
процесса вокруг одной центральной темы
дает большие возможности для развития
детей. Темы помогают организовать информацию
оптимальным способом. У дошкольников
появляются многочисленные возможности
для практики, экспериментирования, развития
основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного
процесса позволяет легко вводить региональные
и культурные компоненты, учитывать специфику
дошкольного учреждения. Введение похожих
тем в различных возрастных группах обеспечивает
достижение единства образовательных
целей и преемственности в детском развитии
на протяжении всего дошкольного возраста,
органичное развитие детей в соответствии
с их индивидуальными возможностями. Тематический
подход позволяет оптимально организовать
образовательный процесс для детей с особыми
потребностями. Одной теме следует уделять
не менее одной недели. Оптимальный период—2-3
недели. Тема должна быть отражена в подборе
материалов, находящихся в группе, и уголках
развития. В Программе для каждой возрастной
группы дано комплексно-тематическое
планирование, которое следует рассматривать
как примерное.
Дошкольное образовательное учреждение
для введения регионального и культурного
компонентов, для учета особенностей своего
дошкольного учреждения вправе по своему
усмотрению частично или полностью менять
темы или названия тем, содержание работы,
временной период.
Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая
деятельность. Развитие культурно-досуговой
деятельности детей по интересам позволяет
обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный
и активный), эмоциональное благополучие,
способствует формированию умения занимать
себя. Формы работы и задачи развития культурно-досуговой
деятельности, примерные перечни развлечений
и праздников даны для каждой возрастной
группы в разделах по возрастам.