Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.

Оглавление

Введение
1. Структура программы «От рождения до школы»
2.Особенности содержания программы «От рождения до школы»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

от рождения дошколы.docx

— 83.25 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУСПО «Белебеевский педагогический колледж» РБ

 

 

 

 

 

Зачетная работа

          По дисциплине: Теоретические основы  содержания и организация дошкольного  образования

Тема: Особенности содержания рабочей программы ДОУ                                                                                      «От рождения до школы»

                                      Специальность: 050704

2013-2014 учебный год

 

 

 

                                                                       

                                                                    Выполнила студентка экстерн: Хафизова Н.Ф.

                                                      Преподаватель: Валиахметова Р.М.

                                                     Проверил:_____________

 

 

 

 

Белебей - 2014

 

Содержание

 

     Введение

1. Структура программы  «От рождения до школы»

2.Особенности содержания  программы «От рождения до  школы»

   Заключение

  Список использованной  литературы

  Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование - первое звено общей системы образования.

            Постановлением Правительства Российской  Федерации от 12 сентября 2008 года  было утверждено «Типовое положение  о дошкольном образовательном  учреждении», где прописано, что  дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную  программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение  обеспечивает воспитание, обучение  и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей  в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В нем закрепилось право, что  дошкольное образовательное учреждение  самостоятельно в выборе программы  из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными  органами управления образованием, внесении изменений в них, а  также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии  с требованиями государственного  образовательного стандарта.

            Следует подчеркнуть, что многие  программы были разработаны серьезными  учеными или большими научными  коллективами, которые в течение  многих лет апробировали экспериментальные  программы на практике. Коллективами  дошкольных учреждений в содружестве  с квалифицированными методистами  тоже создавались авторские программы.

             Хотелось бы отметить, что программы  должны предусматривать организацию  детской жизни на занятиях, в  нерегламентированных видах деятельности  и в свободное время, предусмотренное  для ребенка в детском саду  в течение дня. При этом должно  быть заложено оптимальное сочетание  индивидуальной и совместной  деятельности детей в разных  ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и  других видах деятельности). В  настоящее время опубликованы  и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Но в данной работе хотелось бы подробнее рассмотреть «Программу от рождения до школы».

 

 

1.Структура Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

 

 

·        Пояснительная записка.

 

·        Организация жизни и воспитания детей.

 

·        Содержательная часть по возрастным группам.

 

·        Итоговые результаты освоения Программы.

 

·        Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения Программы.

 

·         Работа с родителями.

 

·        Коррекционная работа.

 

·        Рекомендации по составлению перечня пособий.

 

Пояснительная записка

           В пояснительной записке раскрываются:

 

·         Принципы построения и ведущие цели Программы;

 

·         Содержание и структура Программы;

 

·         Рекомендации по написанию части Программы, формируемой

участниками образовательного процесса;

 

Принципы построения Программы:

 

·        Принцип развивающего образования,

 

·        Принцип научной обоснованности и практической применимости,

 

·        Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности,

 

·        Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей,

 

·        Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями детей,

 

·        Основывается на комплексно‐тематическом принципе построения

образовательного процесса,

 

·        Предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной

деятельности дошкольников,

 

·        Предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми.

 

                Ведущие цели Программы

 

·         Создание благоприятных условия для полноценного проживания

           ребенком дошкольного детства,

 

·         Формирование основ базовой культуры личности,

 

·         Всестороннее развитие психических и физических качеств в

          соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

 

·         Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,

 

·         Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    

           Организация жизни и воспитания детей

 

·         Режим дня;

 

·         Предметно‐развивающая образовательная среда;

 

·         Интеграция образовательных областей;

 

·         Формы работы с детьми;

 

·         Проектирование воспитательно‐образовательного процесса;

 

           Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:

 

·         Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);

 

·         Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

 

·         Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

 

·         Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

 

·         Средняя группа (от 4 до 5 лет);

 

·         Старшая группа (от 5 до 6 лет);

 

·         Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

 

              Содержание психолого‐педагогической работы

по образовательным областям

         

          Содержание психолого‐педагогической работы ориентировано на

разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

 

·         Физическое развитие,

 

·        Социально‐личностное развитие,

 

·         Познавательно‐речевое развитие,

 

·         Художественно‐эстетическое развитие.

 

Итоговые результаты освоения Программы.

 

            Планируемые результаты освоения детьми основной

общеобразовательной программы дошкольного образования описывают

интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в

результате освоения Программы.

 

 

 

 

2.Особенности  содержания программы «От рождения  до школы»

 

 

           Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ

№ 655 от 23 ноября 2009 года).

          В программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и

ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности..

        Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения

к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование

духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений

культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

          Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными

особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

 

           Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

* забота о здоровье, эмоциональном  благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка;

* создание в группах  атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

* максимальное использование  разнообразных видов детской  деятельности; их интеграция в целях повышенияэффективности образовательного процесса;

* креативность (творческая  организация) процесса воспитания  и обучения;

* вариативность использования  образовательного материала, позволяющая  развивать творчество в соответствии

с интересами и наклонностями каждого ребенка;

* уважительное отношение  к результатам детского творчества;* обеспечение развития ребенка  в процессе воспитания и обучения;

* координация подходов  к воспитанию детей в условиях  ДОУ и семьи;

* обеспечение участия  семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

* соблюдение преемственности  в работе детского сада и  начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

     

        Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания

возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его

пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого

воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет

ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем

воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны

стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

          

           В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.                                     

            При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).  

Информация о работе Особенности содержания рабочей программы ДОУ «От рождения до школы»