Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики формирования понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Обосновать наиболее эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5
1.1 Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
1.3 Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа кирдянкина юлия.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

Таким образом, выбор методов, форм и средств развития здорового образа жизни не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы развития, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо отметить, что развитие здорового образа жизни является важной стороной в развитии личности младшего школьника.

 

 

 

Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе

2.1 Исследование  представлений учащихся начальных  классов о ЗОЖ

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. На сегодняшний день можно сказать, что у учащихся и их родителей не в полной мере сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Прежде всего, это  объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Именно поэтому школьное обучение и воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени зависит  от разнообразия используемых методов в образовательно-воспитательном  процессе, учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов, личного примера педагога и родителей.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеурочной  деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», беседам, рисованию, играм, проектной деятельности.

Формирование представлений должно сочетаться с отработкой понятийного аппарата. Здесь следует подчеркнуть, что общим недостатком большинства существующих систем обучения детей «здоровому образу жизни» является то, что ребёнок рассматривается исключительно как объект для обучения, как «пустой сосуд», который нужно наполнить «правильными» знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Такой подход, отчасти приемлемый для других областей знания, недостаточен для рассматриваемой нами области знания.

Опираясь на исследования в области нравственной сферы младших школьников, можно предположить, что знания о человеческом организме, его особенностях и возможностях послужат решению не только проблемы физического самосовершенствования, но и нравственного развития личности. Образующиеся у человека представления о собственной соматической организации, складывающаяся у него оценка своих возможностей постоянно участвуют в организации его поведения по отношению к другим людям, влияя как на форму, так и на содержание поступков . 
 
Начиная работу по формированию у младших школьников представлений и понятий о здоровом образе жизни учителю в беседе с детьми и родителями, используя анкетирование и наблюдение, было необходимо:

  • выявить начальный уровень представлений и понятий младших школьников об организме человека и о здоровьесберегающих факторах;
  • установить степень интереса детей к строению своего организма, желания сберечь его здоровым;
  • выявить умение детей выполнять санитарно – гигиенические требования на практике;
  • выявить уровень знаний нравственных норм по теме исследования;
  • определить отношение родителей к проблеме формирования у школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни выступили:

  1. Знания детей о строении тела человека , о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
  2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
  3. Овладение навыками, приемами здорового образа жизни, сформированность  привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
  4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации, получаемой из газет и журналов, радио, телевидения, интернета. 
  5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Показатели критериев дифференцировались на три уровня: высокий, средний, низкий. 
Высокий уровень – ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.  
Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.  
Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Мониторинг знаний о здоровом образе жизни проводили в начале ноября 2013 года в 3-а классе с помощью анкеты ЗОЖ для учащихся 1- 4 классов Приложение №1 .

      Цель анкетирования: определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.

На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о здоровом образе жизни у школьников 3 классов:

65-77 баллов: у ребенка сформирован  высокий уровень представлений  о ценности здоровья и здорового  образа жизни. Ребенок отвечает  на поставленные вопросы уверенно, четко, полно. Называет все части  тела и основные органы, пытается  объединить их в системы. Осознает  ценность здоровья, имеет представление  о системности здорового образа  жизни.

46-64: Средний уровень –  ребенок отвечает на вопросы  не уверено, не полно. Путает названия  частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет  только с помощью подсказки  или наводящего вопроса. Представления  о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья  понимает, но с трудом формулирует, что надо делать чтобы не болеть.

21-45: Низкий уровень –  ребенок называет отдельные части  тела, знания о названиях внутренних  органов расплывчаты. Здоровье определяет  как противоположное состояние  болезни. Не может объяснить, привести  пример заботы человека о своем  здоровье.

Анкетирование показало, что у 30 % детей сформирован высокий и 50 % средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали  20 % школьников.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности здорового образа жизни и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

2.2 Факультативные  занятия по валеологическоему образованию как способ формирования ЗОЖ.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

Валеология – наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения.

Центральным понятием валеологии выступает понятие "здоровый образ жизни". Образ жизни связан практически со всеми видами жизнедеятельности человека и напрямую обуславливает состояние его здоровья. Это активная деятельность людей, целенаправленно формирующаяся в течении всей их жизни.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Говоря о валеологии в школьном образовании, специалисты отмечают, что ее нельзя рассматривать, как сугубо медицинский оздоровительный курс. Рамки валеологии намного шире, а знания, которые получают дети после прослушивания курса в рамках школьной программы, в других подобных предметах не отождествляются с культурой здорового образа жизни и общего укрепления организма. Школьная валеология — это тренировки, использование народных средств, основы закаливания, знания о базовых принципах гигиены, физиологии и анатомии человека, а также о вреде алкоголя, наркотиков и табака. Помимо этого, в школьный курс валеологии входят вопросы духовного здоровья, ибо просто научить ребенка регулярно умываться, чистить зубы, заниматься зарядкой и принимать здоровую пищу, недостаточно. Необходимо с раннего детства привить ему любовь не только к себе, а и ко всему живому на Земле. И при таком подходе одних знаний в этих областях родителей ребенка недостаточно, поэтому только совместная их и школьных педагогов, специализирующихся на чтении курса валеологии, работа приведет к тому, что из школьника вырастит здоровая физически и духовно личность. Говоря о задачах предмета валеологии в контексте школьного образования, можно сформулировать две — приучить с малых лет ребенка быть здоровым душой и телом, а так же применять полученные знания на практике, опираясь на законы природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимо ему самому. Ведь, чем больше человек будет знать и уметь, тем легче ему претворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья, физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровом теле - здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вот почему так важно для постоянного своего совершенствования регулярно заниматься физическими упражнениями, быть физически культурным человеком. Не случайно физическая культура считается важнейшей составляющей общей культуры, от состояния которой зависит человеческий прогресс. Естественно при этом, что чем больше в обществе (государстве) будет разносторонне (в том числе и физически) развитых, культурных людей, тем оно будет богаче и сильнее.

Информация о работе Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста