Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики формирования понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Обосновать наиболее эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5
1.1 Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
1.3 Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа кирдянкина юлия.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

    Здоровый  образ жизни - способ и организация  физической, социальной и духовной  жизнедеятельности людей, обеспечивающих  их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.  
   Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума. 

            Можно выделить наиболее полные  определения «здорового образа  жизни»:  
1. Здоровый образ жизни – это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;  
2. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;  
3. Здоровый образ жизни – социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь 
4. Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций . 

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из основных для реализации в базисном учебном плане выделено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать, в том числе, на спортивно-оздоровительном направлении.

При организации внеурочной деятельности учащихся по спортивно-оздоровительному направлению необходимо понимать различие между  результатами и эффектами этой деятельности. Так результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, а эффект – это последствие результата. Например, в МБОУ «Новлейская средняя общеобразовательная школа» организована внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность по направлению «Спортивные игры». Следовательно, результатом реализации указанного направления внеурочной деятельности будет обучение детей технико-тактическим приемам, правилам тех или иных спортивных игр, а так же участие в соревнованиях по спортивным играм. При этом эффектами реализации данного направления внеурочной деятельности будут: развитие коммуникабельности и умения работать в команде, воспитание морально-волевых качеств, таких как воля к победе, умение работать на пределе своих возможностей во благо общего дела, а так же развитие лидерских качеств, к чему неизбежно приведут успехи на спортивном поприще и т.д.         

В соответствии с извлечениями из Примерной внеурочной программы спортивно-оздоровительной деятельности программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению должна стремиться к выполнению ряда целей:

- способствовать освоению  учащимися основных социальных  норм, необходимых им для полноценного  существования в современном  обществе – в первую очередь  это нормы ведения здорового  образа жизни, нормы сохранения  и поддержания физического, психического  и социального здоровья;

- способствовать развитию  позитивного отношения учащихся  к базовым ценностям современного  российского общества – в первую  очередь таким ценностям как  человек, здоровье, природа труд, семья, Отечество;

- способствовать приобретению  учащимися нового ценностно-окрашенного  социального опыта, на основе  которого они смогли бы в  будущем выстраивать собственное  социальное поведение.         

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности должна быть основана на ряде принципов:         

- принцип природосообразности, который предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а так же формирует у него ответственность за развитие самого себя;         

- принцип возрастосообразности – одна из важнейших конкретизаций природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его дальнейшее личностное развитие;         

- принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность учащихся должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормативами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям;         

- принцип коллективности, трактовка которого применительно  к спортивно-оздоровительной деятельности  предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых  общностях, дают юному человеку  опыт жизни в обществе, опыт  взаимодействия с окружающими, могут  создавать условия для позитивно  направленных самопознания, самоопределения  в здоровом образе жизни, спортивной  самореализации;         

- принцип диалогичности, который предполагает, что духовно-ценностная  ориентация детей и их развитие  осуществляется в процессе такого  взаимодействия педагога и учащихся  в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием, которого является  обмен ценностями здорового образа  жизни и гуманистического понимания  телесности, спорта;         

- принцип патриотической  направленности, предусматривающий  обеспечение субъективной значимости  для учащихся идентификации себя  с Россией, народами России, российской  культурой;         

- принцип проектности, предполагающий последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка на самостоятельное проектное действие, развертывание в логике: замысел – реализация – рефлексия;         

- принцип поддержки самоопределения  воспитанника. Самоопределение в  спортивно-оздоровительной деятельности  – это процесс формирования  человеком осмысленного и ответственного  отношения к собственной телесности. Приобретение учащимися опыта  самоопределения происходит в  совместной со сверстниками и  взрослыми практике спортивных  состязаний, в ходе открытой друг  для друга практики «заботы  о себе».

Основная идея примерной программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся, состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, а уже потом - на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность должна строиться вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.

Анализируя вышеперечисленные цели и принципы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, можно сделать вывод. Стандарты второго поколения в спортивно-оздоровительной внеурочной работе современной школы призваны решать важнейшую социально-психологическую проблему современного школьника, а именно всеми доступными средствами содействовать его полноценной интеграции в социум в целом, посредством вовлечения учащегося в малые группы по интересам, создания для него ситуации успеха, позволяющей начать самостоятельное развитие в определенном направлении деятельности (которым в данном случае может выступить спортивно-оздоровительная деятельность).

 

 

 

1.3. Формы и технологии  формирования ЗОЖ во внеурочной  работе.

Одной из важнейших проблем социальной политики является формирование здорового образа жизни населения. Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Государство и его приоритеты согласно ФГОС нового поколения выделяют несколько критериев, одним из которых является здоровьесбережение.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать могут только здоровые дети.

Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Согласно стандартам нового поколения программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

В своей деятельности, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, следует использовать различные формы и методы работы с учащимися, как во внеурочной деятельности, так и непосредственно в процессе обучения практически на всех учебных  предметах. Прежде всего, эта работа  касается  уроков окружающего мира в первом, втором и третьем классе, когда изучаются темы, связанные со  строением  и функционированием  человеческого организма,  охраной  здоровья и профилактикой вредных привычек. Форму и место проведения данных занятий следует максимально разнообразить – занятия организуются не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, на экскурсии и просто на  природе. Это  традиционные комбинированные уроки, тематические уроки Здоровья, уроки-путешествия, уроки-КВН. Среди методов работы наиболее перспективными считаю  занимательные беседы,  творческое рисование,  дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты и дискуссии. Особое место в данной работе уделяю методу создания индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектов.  В своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни .

Для решения этой задачи при подготовке к внеклассным мероприятиям следует определить цели: формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре; использовать во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности; формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности; систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни .

На мой взгляд, очевидно, что необходимый объем двигательной активности не может быть выполнен только за счет учебной программы. Оптимизация двигательной активности младших школьников в режиме дня может быть достигнута за счет дополнительных организованных занятий физическими упражнениями.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Одним из необходимых условий правильной постановки всей работы по формированию здорового образа жизни детей является целесообразное чередование всех видов деятельности на протяжении всего дня.

Особое значение в формировании здорового образа жизни ребенка придается развитию движений и физической культуры детей как на физкультурных занятиях, так и во внеурочной деятельности.

Основная задача формирования здорового образа жизни в условиях внеурочной деятельности заключается в становлении интересов, мотиваций, что приводит к формированию постоянных потребностей к занятиям физическими упражнениями, закаливании, соблюдение гигиены, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и к выработке нравственных качеств.

Учитывая особенности и сущность формирования здорового образа жизни младшего школьника, следует рассмотреть организацию внеурочной деятельности с учётом формирования здорового образа жизни младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Информация о работе Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста