Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики формирования понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Обосновать наиболее эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5
1.1 Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
1.3 Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа кирдянкина юлия.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

Все – педагоги, родители, врачи -  хотят, чтобы дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто люди растрачивают этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые валеологические занятия по программе «Радуга здоровья» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Занятия по программе «Радуга здоровья» должны стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать

                                                                                                                         Приложение

воспитанию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.

В соответствии с методической темой школы и общешкольным планом социально – воспитательной деятельности составлена программа занятий по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Радуга здоровья» с учащимися, воспитанниками 2- 4 классов.

Цель программы — валеологическое воспитание и формирование у учащихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучшения и укрепления здоровья детей.

Задачи:

Образовательные

1.   Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.

2.  Обучать  навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

3.  Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.

4.  Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.

5.   Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

6.  Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.

Коррекционно - развивающие

1. Развитие у детей  потребности к познанию и совершенствованию  себя и окружающего мира.

2. Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

  1. Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.
  2. Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.
  3. Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.

 

                                                                                                                       Приложение

 

  1. Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно-гигиеничеких умений и навыков.
  2. Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.
  3. Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.
  4. Коррекция основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы детей. 
  5. Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.

Воспитательные

  1. Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.
  2. Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.
  3. Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.
  4. Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.
  5. Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы программы «Радуга здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный  подход.

─ Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

─ Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Приложение

Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогами, родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их по этому пути.

3. Принцип  «Не навреди!».

Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип  гуманизма.

В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип  альтруизма.

Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

6. Принцип  меры.

Для здоровья хорошо то, что в меру.

Необходимо отметить, что работа с детьми, помимо выше упомянутых принципов, базируется на следующих общедидактических и специфических принципах обучения и воспитания младших школьников.

1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формирование, сохранение и укрепление психофизического здоровья.

  1. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления. 
  2. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка. 
  3. Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
  4. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности - игры, обучения, труда, общения.
  5. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  6. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

 

Приложение

  1. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  2. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. 
  3. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его психофизических возможностей, способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков. 
  4. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.  
  5. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения. 
  6. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. 
  7. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением. 
  8. Принцип активности – предполагает в учащихся, воспитанников такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует их возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития. 
  9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка. 
  10. Принцип формирования ответственности у учащихся, воспитанников  за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

 

 

Приложение

Программа «Радуга здоровья» осуществляет воспитательную работу по социально-педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям  и состоит из 7 разделов: 

    • «Я и моё здоровье». Резервы моего здоровья – моё богатство.
    • «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребёнка.
    • «Семья – свет жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.
    • «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
    • «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
    • «Джентльмены и леди». Формирование культуры общения и взаимоотношений между мальчиками и девочками. 
    • «Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих.

Указанные разделы в совокупности определяют понятие ЗОЖ, под которым понимаются такие формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний. ЗОЖ  также определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся, воспитанников. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние  интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

 
Предполагаемый конечный результат

К концу четвёртого класса хотелось бы выявить у выпускников начальной школы признаки валеологической воспитанности в объёме соответствующем их возрастным, психофизическим и индивидуальным особенностям.

К признакам валеологической воспитанности у четвероклассников следует отнести следующие знания и умения, которыми должны овладеть воспитанники в результате занятий по программе «Радуга здоровья», а именно:

Информация о работе Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста