Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики формирования понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Обосновать наиболее эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5
1.1 Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
1.3 Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа кирдянкина юлия.docx

— 80.06 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 1

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5

    1. Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
    2. Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной  деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
    3. Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13

Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16

2.1 Исследования представлений  учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16

2.2 Факультативные занятия  по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

« Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов . Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе , что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. 
 
Огромный ряд отдельных мероприятий : традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, система участкового врача, а также целевая программа «Здорового образа жизни» направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение детей в наших ОУ. 
 
Формирование здорового образа жизни актуальная проблема, сложившаяся в социально-культурной ситуации начала 21 века:  
 
- По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.  
 
-Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний.  
 
-Актуальность продиктована также неэффективностью существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах школы, но и в семье.  
 
- Новые стандарты образования требуют формирования здорового образа у младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность организации внеурочной работы по формированию ЗОЖ.

Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс физического воспитания с помощью факультативных занятий.

Предмет исследования: особенности формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные  характеристики формирования понятий  «здоровье», «здоровый образ жизни».

2. Охарактеризовать возможности  формирования понятий ЗОЖ у  младших школьников.

3. Подобрать методы изучения  формирования знаний о здоровом  образе жизни у младших школьников.

4. Обосновать наиболее  эффективные формы и методы  формирования знаний о здоровом  образе жизни у младших школьников  во внеурочной деятельности.

Методы исследования: теоретические и практические.

 

База исследования: МБОУ «Новлейская средняя общеобразовательная школа»

 

Практическая значимость исследования: материалы по исследованию формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности могут быть использованы в практике учителей начальной школы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе « Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС» определяется понятие «внеурочная работа», анализируются такие понятия, как «внеучебная работа», «внеклассная работа».

Во второй главе « Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе» прослеживается  процесс формирования у учащихся младших классов представлений о здоровом образе жизни .

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

Приложение содержит примерные программы исследовательских бесед и варианты анкет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС

    1. Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС

 

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме  того,  внеурочная  деятельность  в  начальной  школе  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития  личности 

  • спортивно-оздоровительное, 
  • духовно-нравственное, 
  • социальное, 
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное

в  таких  формах как  экскурсии,  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьные  научные  общества,  олимпиады,  соревнования, поисковые  и  научные  исследования,  общественно полезные практики и других.

Формы  организации  внеурочной  деятельности,  как  и  в  целом  образовательного  процесса,  в  рамках  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  определяет  образовательное  учреждение.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и

  коллективных форм  работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную  жизненную позицию

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для

закрепления  и  практического  использования  отдельных  аспектов  содержания программ учебных предметов, курсов.

 Внеклассная работа - различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

Цель и задачи внеклассной работы

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

Внеучебная работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

 

1.2. Формирование  ЗОЖ как основная задача внеурочной  деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению.

Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства. 

      Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических  функций, оптимальной трудоспособности  и социальной активности при  максимальной продолжительности  жизни». 

     Здоровье  представляет состояние полного  физического, духовного и социального  благополучия, а не только отсутствие  заболеваний и дефектов развития.

   Образ жизни - совокупность конкретных форм  жизнедеятельности людей во всех  сферах общественной жизни. 

Информация о работе Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста