Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики формирования понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
4. Обосновать наиболее эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС………………………………………………………………………………5
1.1 Цель, задачи и основные направления внеурочной работы в рамках ФГОС…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование ЗОЖ как основная задача внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению………………………………..8
1.3 Формы и технологии формирования ЗОЖ во внеурочной работе……….13
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия по валеологическому образованию как способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
организации внеурочной работы в рамках
ФГОС……………………………………………………………………
Глава 2. Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе……16
2.1 Исследования представлений учащихся начальных классов о ЗОЖ….…16
2.2 Факультативные занятия
по валеологическому образованию как
способов формирования ЗОЖ……………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
« Здоровье - это ещё не всё, но всё без
здоровья – ничто», - гласит известный
афоризм. Проблема сохранения и развития
здоровья в последнее десятилетие приобрела
статус приоритетного направления. Идея
здоровьесбережения учащихся в образовании
– красная нить национального проекта
«Образование», президентской инициативы
«Наша новая школа», Федеральных государственных
образовательных стандартов . Формирование
здорового образа жизни должно происходить
непрерывно и целенаправленно. Особенно
актуальна эта проблема в начальной школе
, что связано с кардинальными изменениями
в привычном укладе жизни ребёнка, освоением
им новой социальной роли «ученик». Высокий
процент первоклассников приходит в школу
с врожденными, приобретенными заболеваниями.
Стандарт второго поколения обеспечивает
формирование знаний, установок, ориентиров
и норм поведения, обеспечивающих сохранение,
укрепление здоровья, заинтересованного
отношения к своему здоровью, знание негативных
факторов риска здоровья и т.д.
Огромный ряд отдельных мероприятий
: традиционные Дни Здоровья, третий час
физкультуры, система участкового врача,
а также целевая программа «Здорового
образа жизни» направлены на формирование
культуры здоровья, укрепление, сохранение
детей в наших ОУ.
Формирование здорового образа
жизни актуальная проблема, сложившаяся
в социально-культурной ситуации начала
21 века:
- По данным НИИ гигиены и профилактики
заболеваний детей, подростков и молодежи,
около 90 % детей школьного возраста имеют
отклонения физического и психического
здоровья. Резко возросло число детей,
страдающих алкоголизмом, наркоманией,
токсикоманией. Увеличилось число убийств
и самоубийств, совершенных школьниками.
-Увеличение распространенности
среди школьников курения, употребления
алкоголя и наркотиков свидетельствует
о низком уровне гигиенических знаний.
-Актуальность продиктована
также неэффективностью существующих
форм и методов гигиенического воспитания
детей не только в организованных коллективах
школы, но и в семье.
- Новые стандарты образования
требуют формирования здорового образа
у младших школьников в учебно-воспитательном
процессе.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность организации внеурочной работы по формированию ЗОЖ.
Цель работы: исследовать особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания с помощью факультативных занятий.
Предмет исследования: особенности формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные
характеристики формирования
2. Охарактеризовать возможности формирования понятий ЗОЖ у младших школьников.
3. Подобрать методы изучения
формирования знаний о
4. Обосновать наиболее
эффективные формы и методы
формирования знаний о
Методы исследования: теоретические и практические.
База исследования: МБОУ «Новлейская средняя общеобразовательная школа»
Практическая значимость исследования: материалы по исследованию формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности могут быть использованы в практике учителей начальной школы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе « Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС» определяется понятие «внеурочная работа», анализируются такие понятия, как «внеучебная работа», «внеклассная работа».
Во второй главе « Практические пути формирования ЗОЖ во внеурочной работе» прослеживается процесс формирования у учащихся младших классов представлений о здоровом образе жизни .
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Приложение содержит примерные программы исследовательских бесед и варианты анкет.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в рамках ФГОС
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и
коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для
закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Внеклассная работа - различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.
Цель и задачи внеклассной работы
Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.
Внеучебная работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
1.2. Формирование
ЗОЖ как основная задача
Здоровье человека – это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.
Здоровье
- «динамическое состояние (процесс)
сохранения и развития
Здоровье
представляет состояние
Образ жизни
- совокупность конкретных форм
жизнедеятельности людей во
Информация о работе Особенности основ здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста