Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.

Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.

Оглавление

Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55

Файлы: 1 файл

план курсовой - редактор.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

      Выводом четвертой главы может быть то, что изучение и систематизация наработок, многолетнего опыта существования центров по замечанию известного русского религиозного мыслителя проф. протоиерея Василия Зеньковского (1882-1962), должны стать новой моделью соработничества, синергии Церкви, семьи, школы и общества в решении сложнейших задач православной миссии, сохранения духовного здоровья молодого поколения и взрослых.

      Воскресная школа сегодня испытывает большие трудности. Она оказалась поражена всеми болезнями общества: в ней, как в увеличивающем зеркале, отразились и общие социальные проблемы страны, и современные внутрицерковные противоречия и нестроения, и частные трудности конкретных приходов. Требуется концептуальное осмысление этой новой для нашего времени образовательной структуры.

      Христианская  педагогика во всех своих действиях  может опираться только на свободную  волю человека. В сущности, у нас есть одно главное воспитательное средство – диалог. Необходим строго индивидуальный, профессиональный подход к каждому человеку, пришедшему в Воскресную школу. Воцерковление -процесс индивидуальный и если человек еще не готов к нему, школа должна открыть для него двери в виде других занятий, кружков, секций, бесед.

      Перспективой  успешного действия воскресных школ – в развитии и укреплении своей деятельности, разработки четкой структуры и организации, которая нуждается в доработке. Одной из перспективнейших направлений - это духовно-просветительские центры, которые привлекут больший круг детей, их родителей, других взрослый, которые еще не утвердились в вере, но получат эту возможность внутри школы.

      Подводя итог, можно сказать, что воскресная школа-явление уникальное, только она может выполнит задачи, возложенные на нее:  помочь человеку духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, - она должна указать ему подлинный Источник освящения и преображения этой жизни - Спасителя Иисуса Христа - и сделать Его духовно близким Образом. Можно сказать, что основной целью деятельности воскресной школы является формирование произволения ко Спасению у современного человека, живущего в условиях распадающейся семьи. Это должно происходить, именно под сенью храма, при попечении священников. Она несет важнейшую миссию -духовно-нравственное воспитание, чего общеобразовательная школа не выполняет.

      Таким образом, перспектива развития воскресной школы- все больший охват разнообразной  внешкольной деятельности, повышение их профессионального уровня, чтобы школа могла показать результаты свей работы в миру и приобрести статус заведения в который дети и взрослые стремяться. Кроме того, необходимо разработать внедрение воскресной школы в общеобразовательные заведения, и факультативные занятия, что сможет обогатить и ту и другую сторону.

      Воскресная  школа имеет огромный потенциал, огромное поле для деятельности, поэтому  эту структуру необходимо всячески развивать с помощью государства, прихожан, православной общественности. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
    1. Беленчук  Л.Н. История отечественной педагогики. М.: ПСТГУ, 2005.
    2. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. СПб., 2004.
    3. Димитрий (Новосельцев), иером. Воскресная школа Троицкого Собора  

    г. Подольска //АЛЬМАНАХ № 1, май, 2004. 

    1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — СПБ. — М.: Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч.1. М.: ПСТГУ, 2004.
    2. Дьяконов. А.  Типы высших богословских школ в Древней Церкви. //Христианские чтения, т. 239, ч. 2, 1913, с. 500
    3. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. - С. 256.
    4. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова.М., 2001.
    5. Каледа Г., прот., Чернышев С.Н. Экология, Православие и нравственность. //Православие и экология. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. - С. 156
    6. Ключевский В.В. Два воспитания //Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ вв. - М., 1990. - с.396.
    7. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М.,  1994 г.
    8. Куломзина С.С. Преподавание Закона Божия в воскресных школах- Электронный ресурс «Азбука Веры» [http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/pravoslavnaja_pedagogika/prepodavanie_zakona_bozhiya-all.shtml]
    9. Мошкова И.Н. Семья и воскресная школа//Воскресная школа.М.,  2010.
    10. Мошкова И.Н., Перспективы развития воскресной школы 
      (Из опыта работы семейной воскресной школы "Живоносный Источник" в Царицыно)
 
    1. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры и возвращение отпавших, 25 июня 2010 г.- Электронный ресурс «Богослов»      [http://www.bogoslov.ru/text/904609.html].
    2. Павлова А.В. Образование в России: история и традиции. М., 2003.
    3. Пирогов Н. И. Избр. Пед. Соч. М. 1985, с. 76. 
    4. Помяловский Н. Г. Сочинения. — М.: Правда, 1949. — с.318
    5. Сергиев И.И., прот. Полное собрание сочинений. - Т.3. - СПб., 1892.  - с.287.
    6. Сурова Л.В. Какой может быть воскресная школа сегодня, М., 2004.
    7. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Владимирская Епархия. 1996
    8. Феофан, еп. Ук. соч., с.314.
    9. Хомяков А. С. Церковь одна. // Соч. в 2-х тт., т. 2. — М.: 1994, с.17
    10. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М., 2002.

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы