Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.

Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.

Оглавление

Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55

Файлы: 1 файл

план курсовой - редактор.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы.

      Образование в 17 веке сводилось преимущественно к религиозному, все обучение воспитывало. Интересно, что общий порядок обучения на Руси существенно не изменялся на протяжении многих веков. Уже в Московской Руси (ранее 17 века) преподавателями были в основном священно- и церковнослужители; обучение начиналось с Азбуки, содержание которой состояло из молитв, Символа Веры, заповедей и нравственных наставлений; продолжалось изучением Часослова и завершалось на первом этапе глубоким изучением Псалтири - любимой книги наших предков.  После Псалтири изучали Апостол, затем Евангелие, потом другие книги Священного Писания. Таким образом, изучение Библии составляло высшее образование  на Руси.

      Дети  участвовали во многих церковных праздниках. Праздники в детском сознании сливались с определенными временами года: 40 мучеников с выпеченными жаворонками - с закликанием весны, Троица - с летом, цветением природы, летними играми, походами в лес, на речку. Таким образом, мир ребенка органично вливался в окружающий его большой мир (сотварность). Этот мир обладал цельностью, устойчивостью, основательностью, крепкими связями. Ребенок воспитывался в среде обычая и обряда, все здесь было обдумано и испытано, выдержано, размерено и разграничено, каждый шаг разучен, каждый поступок предусмотрен и подсказан Священным Писанием или Отеческим Преданием, расписан по церковному календарю.

      В XVII веке на фоне усиления контактов  с Западом, проникновения европейской  образованности наметилось зарождение новых подходов к осмыслению природы человека, целей и способов его воспитания и образования. Традиционно понимавшийся как Божественное творение, теперь он начинает все более рассматриваться как общественное и природное существо. Пристальное внимание уделяется его разумной познавательной деятельности. Усиливается секуляризация культуры. Намечается поиск смысла человеческого бытия во “внешней”, т.е. нерелигиозной сфере.

      Петр I стремился переориентировать Россию на западный образ жизни и присущие ему культурные ценности, что влекло за собой, в частности, трансформацию педагогической традиции, уходящей своими корнями в средневековую Русь. Однако превратить Россию в западную цивилизацию так и не удалось, она продолжала сохранять самобытность. Православие осталось доминантой духовной жизни, особенно в народном сознании. Элементы западной культуры и образованности, проникая прежде всего в город, стали, главным образом, достоянием представителей привилегированных и имущих сословий. На жизнь же большей части народа по-прежнему сильно влияли заветы "старины глубокой".

      Таким образом, говоря о педагогической традиции России следует иметь в виду следующее. Во-первых, ее становление и развитие определялось влиянием прежде и более  всего православной византийской, а в последние века - западной педагогической культуры. Во-вторых, к началу ХХ века в российской педагогике обозначилось более последовательное стремление, чем на Западе, к целостному подходу к человеку, а также большее внимание к  развитию его нравственной сферы. Но не смотря на различные влияния и заимствования, русская педагогика всегда творчески осмысляла чужой опыт, рассматривая его в свете Православия, и всегда оставалась самобытной и не похожей на других.Движение по созданию воскресных школ конца 50-х - начала 60-х годов XIX века было примечательно не только энтузиазмом учредителей и размахом общественной инициативы, но и глубиной педагогического поиска, проявленного в них. Первые воскресные школы начали конструировать те принципиальные основы, создавать тот особый стиль педагогической деятельности, которые стали отличительными чертами школ взрослых и более позднего времени. Воскресные школы предреформенных лет были новым, оригинальным учебно-воспитательным учреждением; подобного опыта еще не существовало в России. Поэтому их создателям пришлось разрабатывать и принципы построения педагогического процесса, и содержание образовательных программ, и приемы обучения. Специфика педагогической деятельности первых воскресных школ определялась двумя главными факторами. Во - первых, общим духом эпохи, стремлениями и идеалами образованного общества 60-х годов и, во - вторых, особенностями организации школ. Воскресные школы были предназначены для взрослых людей, занятых ежедневным трудом, поэтому преподавание в них велось по воскресным и праздничным дням. Однако при большом желании учащихся занятия могли быть организованны и в будни, по вечерам. Прием новых учеников осуществлялся школой каждое воскресение. Обучаться в ней могли люди всех возрастов (как взрослые, так и дети) и сословий (известны примеры, когда учились даже дети небогатых дворян). Разнообразие состава учащихся (по возрасту, подготовке, жизненному опыту и интересам) обусловило деление их на группы от 2-3 до 15-20 человек. В среднем такие группы состояли из 5-6 человек, а общее число групп обычно достигало в воскресной школе 15- 20. Такое разнообразие состава учащихся побуждало преподавателей к разработке и осуществлению принципа индивидуализации обучения, который реализовывался в гибкости программ. Для каждой конкретной группы учеников была предусмотрена особая программа, которая зависела от их запросов и подготовки. Деление учеников на группы по уровню грамотности впервые было предложено в киевских воскресных школах. Новостроенская воскресная школа, например, делилась на три класса: низший, в который определялись неграмотные; средний - разбирающие буквы; высший - бегло читающие. В дальнейшем воскресные школы разработали варианты деления учеников на группы, но ведущим критерием всегда оставалась грамотность. Краткость учебного времени (30 учебных дней в году) стимулировала интерес преподавателей к использованию наиболее эффективных методов обучения. Большое распространение в воскресных школах получили наглядный метод обучения  и звуковой метод обучения.

      Воскресные  школы ориентировались на такое  преподавание, которое представляло бы свободное общение между преподавателями  и учащимися, не регламентированное узкими формальными рамками. Учащиеся имели право заниматься исключительно  одним предметом либо всеми предметами, преподающимися в школе; посещение уроков с их стороны не являлось обязательным. Отметки и экзамены в школе отсутствовали, окончание курса в ней не сопровождалось выдачей аттестата. Отказ от формализации обучения, гуманизация отношений между учителем и учеником, обращение к ученику, стремление сделать его соучастником образовательного процесса - все эти идеи были новыми для русской педагогики середины XIX века. Воскресные школы возникли на фоне общественного подъема тех лет и легче и быстрее других образовательных учреждений впитали в себя гуманистические идеалы эпохи. Одним из ведущих принципов построения воспитательно - образовательного процесса в воскресных школах стал принцип равенства. Преподаватели воскресных школ ввели новый, нехарактерный для традиционной педагогики того времени стиль общения с учениками. Ко всем ученикам воскресной школы было принято обращаться на "Вы". Обращение "ты" считалось грубым и находилось в воскресной школе под запретом. Поощрения и наказания, как средства стимуляции поведения, были признаны малоэффективными. В случае нарушения дисциплины (что, надо отметить, было в воскресных школах крайне редким и даже почти невозможным явлением) личные замечания не использовались, так как считались оскорбительными. Учитель адресовывал замечания всей группе учеников, полагая, что в таком случае сама группа будет выступать регулятором поведения. Детские шалости (в воскресных школах наряду со взрослыми нередко учились и дети) учителя были склонны рассматривать скорее как проявление активности, присущей ребенку от природы, чем как нарушение субординации между педагогом и учеником.

      В своей деятельности воскресные школы  стремились также осуществить и  принцип гласности. Гласность, как  известно, занимала не последнее место  в иерархии общественных ценностей "шестидесятников". Воскресные школы рассматривались их организаторами как открытые для публики и обсуждения заведения. Любой желающий имел право посетить воскресную школу, высказать свои замечания распорядителю, присутствовать в совете без права голоса. Школами было принято за правило периодически отчитываться на страницах печати о ходе обучения в них.

      Принцип сотрудничества и сотворчества, отказ  от взгляда на ученика как на пассивного участника процесса обучения также  имел своим истоком общественные настроения, представление об активности и деятельности как условии социального прогресса и развития. Преподаватели воскресных школ очень внимательно изучали интересы, запросы, образовательные потребности учеников, реагировали на них расширением учебных программ. Одной из главных тенденций педагогической деятельности воскресных школ являлась гуманизация процесса обучения, в основе которой была установка на ученика как на центр образовательных воздействий. Ученик и организация взаимодействия с ним понимались как цель, а не средство профессиональной самореализации педагогов. Преподаватели воскресных школ принимали за правило "постоянно иметь в виду удовлетворение потребности учащихся знать, а не своей потребности учить". Учителя считали необходимым все свои объяснения строить на соответствии их степени развития понятий учащихся, невнимательность учеников объяснять не их слабостью, а недостатками преподавания, постоянно наблюдать за уровнем развития учеников и подбирать группу и программу, соответствующие их новому уровню.

      Принцип развивающего обучения был признан  одним из ведущих в деятельности воскресных школ. Школы ставили своей  задачей не просто дать своим ученикам известную сумму знаний, а построить  процесс обучения таким образом, чтобы занятия будили мысль учащихся, развивали, расширяли их кругозор. Важным средством, способствующим решению поставленной задачи, преподаватели считали создание особой школьной атмосферы. Ценным признавалось установление личных эмоциональных связей между учителем и учениками, которые помогают снять напряженность в отношениях и способствуют самораскрытию учеников. С этой целью за каждой группой закреплялся один преподаватель, который вел всю классную и внеклассную работу. Преподаватели стремились активизировать мыслительную деятельность учеников, внимательно относились к их вопросам. Совместный поиск ответов на вопросы, порожденные жизнью, преподаватели использовали как средство формирования и развития у учеников интеллектуальных потребностей. Таким образом, общение преподавателя с учениками выполняло активизирующую функцию. Важным средством развития наряду с общением педагоги первых воскресных школ считали книгу. При школах устраивались библиотеки, поощрялось домашнее чтение. Книга, по мнению учителей, развивала, расширяла кругозор, побуждала к самообразованию, способствовала складыванию новых интересов, служила стимулом к продолжению образования. Таким образом, воскресные школы в своей деятельности вплотную подошли к разработке условий и средств педагогики развития, существенно обогатив тем самым традиционную педагогику.

      Программа преподавания в первых воскресных школах обязательно включала Закон Божий, чтение и письмо, арифметику. Неграмотных  обучали прежде всего чтению. Использовалась звуковая методика А. В. Золотова, которая включала три этапа первоначального обучения чтению: знакомство с гласными звуками, чтение слогов, чтение по таблицам А. В. Золотова. Одновременно с чтением по таблицам и по разрезной азбуке ученикам предлагалось также составлять из разрезных букв слова. Учеников, научившихся читать по таблицам, переводили в среднюю группу (группу малограмотных), где в основе обучения было чтение по "Книге для взрослых" А. В. Золотова. Чтение соединяли с пересказом прочитанного. Условием перевода в высшую группу было сформированное умение правильно и плавно читать. Содержание обучения чтению грамотных учеников включало чтение книг гражданской и церковной печати с кратким объяснением прочитанного. Ставились задачи формирования у учеников орфоэпических норм, умения соблюдать интонационную логику, отработки механизма быстрого чтения. Второй этап обучения чтению в данной группе предполагал введение объяснительного чтения, то есть чтения, соединенного с разбором, выяснением понимания, пересказом содержания прочитанного. Обучение арифметике также начинали с группы неграмотных, с которой проходили счет до 100. С малограмотными изучали 4 арифметических действия, обучали счету до миллиона. В группах грамотных отрабатывали навык четырех арифметических действий с целыми числами и дробями, знакомили с использованием счетов. При обучении арифметике учителя воскресных школ применяли методику Груббе, суть которой заключалась в первоначальном обучении счету на предметах. Основное внимание учителя обращали на развитие сообразительности учащихся. При подборе арифметических задач ориентировались на то, чтобы их содержание имело связь с бытом учащихся.

      Обучение  письму начиналось в группах малограмотных  с развития мелкой моторики кисти  и отработки правильных движений. С этой целью ученикам предлагали списывать к себе в тетради буквы, установленные на доске; практиковалось также и письмо с прописей с постепенным переходом на письмо с напечатанного текста. Умение писать буквы и слова на доске и бумаге считалось достаточным условием для перевода ученика в высшую группу. Здесь учеников обучали письму под диктовку и упражняли в изложении на бумаге прочитанного. При этом преследовались две цели: сформировать элементарный навык правописания и умение излагать свои мысли.

      К указанным предметам во всех воскресных школах обязательно добавлялось преподавание Закона Божия, на уроках которого объединялись все группы. В центре преподавания находились обучение главным, наиболее употребительным молитвам, объяснение литургии, православного катехизиса, рассказы из Священной истории, преимущественно из жизни Иисуса Христа. Если занятие в школе совпадало с каким-либо большим христианским праздником, то наставники-законоучители кратко объясняли ученикам значение праздника. Система обучения предусматривала следующую последовательность: в несколько уроков кратко излагалась история Ветхого Завета, затем одновременно с историей Нового Завета преподавали катехизис. Достаточно ознакомив с историей Нового Завета, приступали к объяснению литургии. Объяснение молитв сопровождалось переводом их на русский язык; учеников ориентировали на умение читать молитвы одинаково хорошо как на церковнославянском, так и на русском языках. Следует отметить, что введение в программу обучения Закона Божия преследовало не только реализацию государственного заказа, рассматривавшего следование канонам православной веры как одну из главнейших сторон духовной народной жизни, но и задачу культурного развития в целом. Так, история Церкви рассматривалась в связи с историей Отечества и как неотъемлемая часть истории культуры. Важное значение преподаватели придавали Закону Божию и как средству нравственного самосовершенствования учащихся.

      Указанные предметы преподавания являлись обязательными  и были приняты во всех воскресных школах. Однако эти школы стремились прежде всего развивать учащихся, и поэтому вопреки официальным регламентациям Министерства народного просвещения во многих из них программа обучения была расширена. Так, в харьковских воскресных школах в расписание уроков включались беседы по географии, популярной химии, о полезных животных; по просьбе учащихся в программу преподавания в них были введены французский и немецкий языки; в казанской мужской воскресной школе преподавались иностранные языки, история, география, естественные науки; объяснительное чтение в московских воскресных школах содержало сведения по истории и физике; в самарской воскресной школе сообщались сведения по географии, популярной медицине, а учитель физики демонстрировал ученикам опыты, объяснял устройство телеграфа. Не только губернские, но и уездные воскресные школы вводили расширенную программу обучения. В Елабуге Вятской губернии в воскресной школе преподавались рассказы по истории, географии, сведения по естествоведению [30].

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы