Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
По мнению о. Б.Ничипорова, директора одного из духовных центров, проблемы воскресных школ связаны с целым комплексом ошибок в организации. Православным родителям и педагогам необходимо осознавать, что каждый ребенок находиться под влиянией мирских увлечений-сериалов, журналов, компьютерных игр. Поэтому постоянное критиканство общественного уклада неуместно, необходимо действовать с учетом уже имеющейся ситуации. Нужно, во-первых, построить работу таким образом, чтобы центр имел в городе статус. Для того, чтобы дети сами стремились заниматься здесь и не подвергали насмешкам детей, занимающихся в нем. Мирскому человеку, чтобы уважать православный центр, необходимо знать, что он, к примеру, имеет статус школы ЮНЕСКО, что ездит за границу, выступает на международном уровне. В этом случае будет уважение.
Дети сами хотят заниматься в таком центре. Они сами хотят участвовать в мероприятиях, добиваться профессиональных результатов. И мы их совершенно честно предупреждаем, что для этого им необходимо серьезно трудиться над собой. В том числе и духовно трудиться. Вот тут-то и происходит первая встреча ребенка с понятием духовного, но это случается совсем по-иному. Ребенок понимает, зачем это ему нужно.
Один старец сказал: "Сейчас
такое время, что учить не
нужно. Нужно показывать". Так
вот, не нужна детям эта
Кроме того, не совсем правильным является то, что курс воскресной школы длиться определенное время. По мнению о. Б. Ничипорова, для того чтобы ребенок полюбил Церковь и захотел в ней остаться, у него должен сложиться положительный опыт. Он окончит школу, войдет в жизнь и будет вспоминать о периоде воцерковления с радостью. «Мы начали работать десять лет назад, и никого не выгонишь до сих пор. Нашим девочкам из капеллы по двадцать лет, некоторые из них уже замужем, но никто никуда не уходит. Нельзя же "закончить Церковь"». Современным детям на пути воцерковления приходится преодолевать две вещи. Первое - это очень тяжелое переживание одиночества. Наша жизнь в Церкви дает нам положительный опыт общения на приходе, положительный опыт нашего единства, того, что мы называем соборностью. Но при этом нельзя терять ни одного человечка, мы должны каждого ребенка высвечивать, чувствовать все, что связано с его именем, с уникальностью его личности. А второе, что надо преодолевать, - это уныние. Апостол Павел тоже об этом пишет. Дети, особенно подростки, часто бывают подвержены унынию, пока не войдут в переживание, как мы говорим, личной Пасхи. У ребенка должен быть опыт пасхальной радости. Эту благодать мы должны являть сами педагоги.
По мнению о. Г. Каледы, ситуация, когда занятия проводятся в воскресные дни, младшие дети не посещают литургию – налицо отрицательное влияние собственно "воскресной" школы на воцерковление учащихся и их родителей. Поэтому наиболее удобным временем для младших групп представляется суббота перед всенощным бдением. После занятий устраивается отдых с чаем и детям дается возможность попрыгать и поиграть. После разрядки они идут в храм, стоят там до елеопомазания, после которого младших уводят домой. Вероятно, в сложившихся реальных обстоятельствах такие школы лучше и точнее называть "церковными", а не "воскресными".
Совмещение детей разного возраста и различного уровня религиозно-церковной подготовки порождает ряд педагогических трудностей. Опыт показывает, что дети из верующих семей на занятиях ведут себя хуже, чем стихийно пришедшие с прилегающих дворов и улиц. Первым, как уже говорилось, скучно, а вторые слушают с вниманием и восторгом совершенно новый для них материал. По наблюдениям, в таких смешанных группах дети из верующих, церковных семей оказывают порой отрицательное влияние на своих нецерковных сверстников. Однако в определенных условиях дети из православных семей оказываются прекрасными миссионерами и катехизаторами, говоря от детского сердца детскому сердцу.
К сожалению, отцы-настоятели не всегда достаточно вдумчиво подходят к подбору преподавателей для своих воскресных школ, даже в условиях Москвы. Известны случаи, когда "директорами" таких церковных школ назначались лица с еретическими воззрениями, а преподавателями – малосведущие в светских науках, даже в объеме школьной программы. Такие лица способны только дискредитировать идею воскресных школ и опорочить Церковь в массовом сознании как скопище безграмотных людей.
Насильственное воцерковление приносит обратные результаты и подавляет детей на ранних этапах развития личности. В начальной или средней школе они еще не сопротивляются давлению, но, ведомые родителями и педагогами, послушно следуют, куда им скажут. Но наступает подростковый возраст, просыпается осознание себя как личности, расширяются контакты с окружающим миром, этот мир начинает захватывать подростка и вся церковность куда-то исчезает.
Одной из перспективнейших направлений - переход на более глубокий уровень - духовно-просветительские центры. Которые в свою очередь должны обеспечить повышение качества образования - усовершенствование методики преподавания, содержания преподаваемых предметов.
Положительный опыт получил прот. Борис Ничипоров в своем культурно-образовательном Центре в Конаково. Он пришел к выводу, что наступил момент формирования более открытой миссионерской концепции образования, состоящей в том, что православное образование должно быть не только для православных. В его культурно-образовательном Центре вместе с детьми церковными учатся дети из нецерковных семей. Двери Центра широко открыты для всех и работа по воцерковлению строится на базе всевозможных творческих кружков, детских хоров, студий иконописи, росписи керамики - оттуда никто никого не гонит. Преподаватели рады любому ребенку, который пришел в Центр. Они строят свою работу принципиально иначе, не сужая круг своих воспитанников, не стремясь их оградить, поместить в какую-то элитарную исключительно православную среду. Там стремятся воцерковить детей ненасильственным путем, организуя процесс духовного окормления, наставничества незаметно, по ходу выполнения какой-то творческой деятельности.
Делясь своим богатейшим опытом, о. Борис утверждает, что можно привести к Богу, один раз назвав имя Христа, и можно отвратить от Церкви, постоянно упоминая имя Божие всуе. Должно создать такую обстановку, чтобы не взрослые тащили ребенка в храм, а чтобы он сам туда стремился, потому что полюбил Церковь, потому что ему хорошо с церковными людьми, потому что его родители здесь же вместе с ним, они живут с ним одной жизнью.
Семьи часто либо не полные, либо духовно не полные, т.е. такие, где проблемой воспитания и спасения занимается только один из родителей. Эта неполнота может быть восполнена только с помощью особой среды, в которой ребенок получит то, что он недополучил в семье. Отцы заняты на работе, они вынуждены кормить семью в нынешних непростых условиях. Значит, воскресная школа должна компенсировать нехватку мужского воспитания, необходимо обучение мужскому ремеслу, какие-то виды мужских занятий, например, спортивные секции, кружок электротехники, радиоклуб, чтобы помочь мальчику удовлетворить свои интересы, творчески раскрыться, найти свое место в жизни. Но то же самое относится и к девочкам, у которых много сложностей с мамами. Мамы, к примеру, не успевают научить их рукоделию и навыкам домашнего труда. Надо помочь детям организовать досуг, который обычно родители не в состоянии разумно заполнить. Это может быть и вышивка, и вязание, ткачество гобеленов и другие виды женского ремесла.
Главным звеном деятельности воскресной школы должно быть преподавание духовных дисциплин, но, расширяя спектр направлений практической работы, создается необходимая среда.
Те
ребята, которые сами тянутся к
Церкви или воспитываются в
И.Н. Мошкова, директор воскресной школы при храме иконы Божией Матери "Живоносный источник" рассказывает о работе школы «На первом году обучения дети изучают Закон Божий, церковнославянский язык, литургику, иконоведение; на втором году вводится история русской святости, священники беседуют со вновь пришедшими ребятами и родителями. Главное духовное звено остается, но мы предлагаем его для тех, кто по-настоящему хочет заниматься. Тем ребятам, которые еще не готовы к систематическому изучению духовных дисциплин, мы даем возможность прийти и позаниматься в кружках. Все руководители этих кружков и творческих студий - верующие люди. Дети могут рисовать, лепить из пластилина, вязать, вышивать, петь, заниматься электротехникой, у нас есть консультации по математике, физике и английскому языку для отстающих детей. Может быть, появятся занятия по физкультуре, укрепляющие здоровье детей, потому что многие из них больны. Для тех, кто готов включиться в практическую жизнь нашей школы, мы тоже запретов не ставим. Во всех мероприятиях, которые устраивает воскресная школа, могут участвовать все желающие, как воцерковленные, так и невоцерковленные. Наша ключевая цель - создать такую культурную среду, которая содействовала бы построению некоей программы семейной жизни и которая могла бы привести ко спасению всю семью».
Таким образом, перспектива воскресных школ привлечение и больший охват детей и взрослых из внецерковной среды.
В перспективе воскресной школы - катехизаторская работа в общеобразовательной школе с духовными беседами, с преподаванием Закона Божия. Если школа пока не готова к сотрудничеству в плане катехизаторской деятельности, попытаться показать там какой-то фрагмент праздника, результат работы студий, пригласить и учителей, и учеников в гости.
Развитие воскресной школы невозможно без пастырской деятельности священников, без вдумчивой работы педагогов. Преподаватели должны обладать талантом внимательного, чуткого отношения к детям. Главное воспитательное средство - диалог, то есть внимание ко всему, что происходит в людях и в мире. Задача педагога и заключается в том, чтобы для каждой возрастной группы организовать свое грамотное действие диалога.
Разрозненные семьи, избалованные достатком дети. Детский и взрослый эгоизм. Потребительское отношение к вере, к Церкви, к воскресной школе. Многие родители обращаются с просьбой о помощи, т.к. не могут найти взаимопонимания со своим 5-6-летним ребенком. Мир ребенка становится далеким от мира родителя. Если еще в детском возрасте ребенок, отвечая на просьбы родителей, идет в воскресную школу, то "наступает подростковый возраст, просыпается осознание себя как личности, расширяются контакты с окружающим миром, этот мир начинает захватывать подростка и вся церковность куда-то исчезает" (И.Н. Мошкова, канд. психологических наук, директор воскресной школы). В воскресную школу часто приводят детей, для которых родители не являются авторитетом.
В заключение хочется сказать об отношении педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Хорошо помнить, что любой человек - образ Божий. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе и помнить, что "...без Меня не можете делать ничего". (Ин. 15, 5). Если педагог сам стремится к обожению, сам становится домом Духа Святаго, то сила Божия чрез него поведет за Собой и детей. Душа педагога станет примером для детских душ. И. Киреевский говорил, что в христианстве истина не доказуется, а показуется.
Выводом первой главы является то, что целями работы воскресной школы являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее к таинствам, научение хранить в себе благодать и стремиться к истинному свету — ко Христу, то есть воцерковление.
Из второй
главы сделан вывод, что история
воскресных школ отражает историю России.
В разные периоды большую роль
играл энтузиазм священников, семинаристов,
мирян, которые были обеспокоены православным
образованием народа. В настоящее время
происходит умножение числа воскресных
школ как для детей так и для взрослых.
Каждый, даже совсем новый храм считает
организацию школы задачей первостепенной
важности.
Выводом третьей главы является то, что в течении истории православного образования всегда воспитание сопутствовало обучению, даже предшествовало ему. Исторически Церковь всегда стремится не бороться с культурой, традициями, бытом того народа, который принял христианство, а наоборот — старается ее преобразить: то лучшее, что в ней было, освятить, восполнить, поднять до самых больших высот. Дореволюционная практика духовно-просветительских центров, храмов и монастырей сейчас возрождается, разумеется, с теми поправками на эпоху, которые мы должны неизбежно делать. Это доказывает на примере такой духовный центр как «Живоносный Источник» в Царицыно.