Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Таким образом, в основу педагогического процесса организаторы первых воскресных школ поставили не просто обучение грамоте и сообщение известной суммы знаний, но и развитие мысли учеников и формирование у них четкой направленности к самообразованию. Такая установка сохранилась на протяжении всей истории воскресных школ и определяла практику работы в них.
Христоцентричность и экклезиоцентричность остаются двумя важнейшими принципами воспитания. Отсюда следует, что иерархически наиболее значимым видом воспитания будет религиозно-нравственное воспитание, подводящее ребенка к двум основным центрам - Христу и Церкви, и через это более всего способствующее образованию души. "Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчиненное... Пусть считается главным - изучение веры, пусть лучшее время назначается на дела благочестия... надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество... годное только на время настоящей жизни".
Неслучайно первым по значимости предметом считался Закон Божий. По словам св. прав. Иоанна Кронштадтского, Закон Божий "всегда поставляется на первом плане... как ограда, как основание для учащихся, и для всех наук". "Как любить Бога всякому должно всем сердцем... так и Закон Божий также надо любить всем сердцем... любить Бога и усердно заниматься Законом Божиим - одно и то же...". При этом Закон Божий - не просто первый среди прочих школьных "предметов", но - важнейший, жизненно важный. Но чтобы он стал таковым для учеников, педагогу самому нужно жить теми истинами, о которых он говорит.
Так, школа славянского чтения и церковного пения становилась школой духовной культуры, где ребенок получал истинное образование.
Современное нам положение воскресной школы является непростым. Прежде всего, необходимо вычленить специфическую функцию, которую выполняет воскресная школа, являющаяся начальной ступенью религиозного образования. При этом следует учитывать, что значительная часть учащихся воскресной школы еще стоит на перепутье, еще только стремится обрести православную веру, надеясь, что педагоги воскресной школы им в этом помогут. Учащийся приносит в своем сознании опыт мирской повседневной жизни, протекающей в семье, причем в нынешних условиях нередко уже разрушенной или находящейся на грани разрушения. Проблемы, конфликты, противоречия, обиды и разочарования, - вот тот фон, на котором предстоит строить преподавание духовных дисциплин. На уроках Закона Божия и Катехизиса учащийся постепенно знакомится с особенностями церковной жизни в христианской общине, вхождение в которую требует усвоения принципиально иных взаимоотношений: терпения, смирения, кротости, веры, надежды и любви. Проповедь о Спасении, воспринятая сначала только умом, должна еще быть разумно осмыслена и обогащена личными религиозно-мистическими переживаниями, а также практическим опытом христианского делания по преобразованию своей семейной жизни. Таким образом, воскресная школа имеет свои специфические цели и задачи, выполняя функцию своеобразного "переходного мостика", связывающего мирскую и церковную жизнь. Этот переход не может совершиться одним скачком и требует определенных усилий и времени. С одной стороны, воскресная школа должна помочь человеку духовно осмыслить имеющийся опыт жизни в миру, с другой стороны, - она должна указать ему подлинный Источник освящения и преображения этой жизни - Спасителя Христа - и сделать Его духовно близким и желанным Образом. Можно сказать, что основной целью деятельности воскресной школы является формирование произволения ко Спасению у современного человека, живущего в условиях распадающейся семьи.
Отношения между церковью и миром, опосредованные деятельностью воскресной школы, должны соответствовать евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя, который не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово - обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими соображениями, понимаешь, что в основу создания воскресной школы, воспитывающей подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которую нужно раскрыть на примерах, понятных современному человеку. Таким образом, произойдет необходимое углубление понятия "воцерковление" и переход к его подлинному смыслу, основанному на принятии Креста Господня.
Сказанное выше показывает, что организация воскресной школы предполагает создание специальной духовно-культурной среды, т.е. атмосферы, воспитывающей понимание и жажду христианского подвига. Желаемая духовная среда формируется соответствующей ориентацией проповедей священников и проведением преподавателями тематических занятий. Для того, чтобы уроки по духовным дисциплинам открывали глубинный смысл воцерковления, у преподавателей воскресной школы должен быть личный духовный опыт преодоления различных жизненных трудностей и испытаний. По выражению русского православного философа И.А. Ильина, "Христа надо не проповедовать, а исповедовать".
Понимая, что ученики воскресной школы, прежде всего, нуждаются в духовном осмыслении и христианском устроении условий жизни в семье, целесообразно принимать для обучения в воскресной школе не только детей, но и их родителей. Преподавание духовных дисциплин родителям должно содержать не только раскрытие догматов Православной Церкви, Заповедей Божиих и духовных законов мироздания, но и примеры проявления божественных истин в практической жизни людей. Особенное внимание следует уделять случаям из повседневной жизни, касающимся семейных отношений и воспитания детей. В таком случае родители имеют возможность открыть для себя могучий духовный потенциал православной семьи и радостное ощущение духовной сопричастности членов семьи друг другу.
Но для того, чтобы людям открылась возможность получить практический опыт семейной жизни, построенной на христианских началах, воскресная школа должна помочь им организовать новые виды общения и взаимодействия друг с другом. Поэтому при воскресной школе должна развернуться не только духовно-просветительская, но и духовно-практическая деятельность по ряду направлений, фактически соединяющая людей и восстанавливающая их прежде разрушенные взаимоотношения. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены те, которые позволяют воссоздать совместную молитву и литургическое общение, общий досуг семьи (кружки и творческие студии), общее переживание праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, общее домашнее чтение, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров, совместный труд и пр. Существенным фактором регуляции и нормализации семейных отношений может стать помощь православного психолога-консультанта, осуществляющего доступный благотворительный прием.
В
целом, структуру учебно-
Благодаря семейной направленности деятельности воскресной школы "Живоносный Источник" в Царицыно численность учащихся в ней (детей и взрослых) за четыре года работы достигла 450 человек. В школе работают более 40 педагогов, среди которых 15 человек - руководители кружков и творческих студий, которые имеют возможность посещать не только дети, но и их родители. Ежемесячно учащиеся воскресной школы имеют возможность совершать 2-3 семейных экскурсионно-паломнических поездки по монастырям Москвы и святым местам Подмосковья. В течение года воскресная школа организует 5 общешкольных праздников, среди которых большой популярностью пользуется семейный праздник "Отчий Дом".
Духовные дисциплины преподают в воскресной школе опытные педагоги, большинство из которых имеют духовное образование, полученное в Свято-Тихоновском Богословском институте или на катехизаторских курсах Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. В течение учебного года 6-7 раз все ученики воскресной школы посещают богослужения и совместно участвуют в церковных Таинствах. (И.Н. Мошкова)
До 1917 г. монастыри были именно духовными центрами, вокруг которых строилась и культура, и государственность. То же самое можно сказать и о храмах — не случайно в России была распространена практика деятельности церковно-приходских школ, безусловно охватывавших и досуговый компонент. Исторически Церковь всегда стремится не бороться с культурой, традициями, бытом того народа, который принял христианство, а наоборот — старается ее преобразить: то лучшее, что в ней было, освятить, восполнить, поднять до самых больших высот. Дореволюционная практика духовно-просветительских центров, храмов и монастырей сейчас возрождается, разумеется, с теми поправками на эпоху, которые мы должны неизбежно делать.
Согласно правовому Положению о Церковно-приходской воскресной школе для епархии города Москвы, воскресная школа является составной и неотъемлемой частью прихода, монастыря, подворья монастыря данной Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), призванная организовывать православное духовное просвещение и содействовать воцерковлению детей и взрослых.
Школа должна действовать при каждом приходе Епархии, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих храм, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская.
Конкретные задачи воскресной школы: формирование православных представлений о Боге, мире и человеке; воспитание благоговейного отношения к святыне; формирование навыка регулярного чтения Священного Писания, изучение Евангелия и его святоотеческих толкований; разъяснение Символа веры; разъяснение и помощь в усвоении догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции; изучение церковной истории, в т. ч. истории Русской Православной Церкви; разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам; разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам; обучение молитве церковной и домашней; воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха и добродетели; разъяснение нравственных ценностей и их приложения к современной жизни; воспитание любви к своей Родине, изучение ее истории; воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных; приобщение к церковному искусству, формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры; формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению.
Подготовка к открытию Школы начинается с момента регистрации прихода. Ответственность за подготовку к открытию Школы возлагается на настоятеля прихода и Приходской совет.
Решение об учреждении Школы принимается на Приходском собрании. Протокол Приходского собрания об учреждении Школы утверждается Архиереем.
Школы при монастырях и на подворьях монастырей организуются по благословению Архиерея и в соответствии с Уставом монастыря.
После
получения благословения
По содержанию и формам деятельности выделяются 5 типов воскресных школ:
1. Церковно-приходская школа. В ней присутствует обязательное преподавание вероучительных и церковных дисциплин как основных предметов. Кружковые занятия могут проводиться в зависимости от наличия педагогических кадров, от состава учащихся, от района города.
2. Церковно-приходская школа-центр. В ней широко представлены вероучительные дисциплины и кружковые занятия.
3. Православно-
4. Социально-
5. Церковно-приходская школа смешанного типа. Деятельность такой школы включает в себя различные элементы вышеозначенных типов школ.
Преподавать вероучительные предметы в Школе имеют право приходские священники, диаконы и другие члены прихода, а также, по благословению настоятеля прихода, миряне, получившие богословское образование в богословских институтах, прошедшие обучение на епархиальных богословско-педагогических и других катехизаторских курсах.
Мирянин,
не имеющий богословского
Прием в Школу ведется на основании заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых).
Родители (и лица их заменяющие), не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы. Внешний облик учащих и учащихся должен соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.
Каждый преподаватель школы должен представлять свои учебные планы, программы и перечень пособий в соответствующий епархиальный отдел, в ведении которого находятся воскресные школы, или руководствоваться имеющимися в Отделе учебно-методическими материалами.