Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Школа самостоятельна в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.
Важным направлением в деятельности школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; создание семейных, детских, молодежных летних лагерей.
Финансирование Школы находится в ведении Приходского собрания и Приходского Совета. Денежные и имущественные средства Школы формируются из средств прихода и добровольных благотворительных пожертвований
Организацию современной воскресной школы рассмотрим на примере Воскресной школы Троицкого Собора г. Подольска.
Преподавательский корпус Подольской школы насчитывает 18 человек, из них семеро - в священном сане. Трое из священнослужителей имеют среднее богословское образование, Ректор воскресной школы протоиерей Александр Ганаба - высшее. Преподаватели из мирян имеют высшее музыкальное, искусствоведческое и педагогическое образование. Количество учеников школы и семилетний срок обучения говорят о необходимости чёткой организации и неослабевающего контроля над педагогическим процессом. С этой целью из года в год складывалась система управления школой, которая на сегодняшний день имеет следующую структуру.
Управление школой целиком сосредоточено в руках Ректора школы. Четверо ближайших помощников отвечают каждый за свой участок. Так, в компетенцию Проректора по воспитательной работе входит подготовка материалов для педагогических совещаний, непосредственные контакты с классными руководителями, с родительским комитетом, паломническим и воспитательским отделами. Завуч школы составляет учебное расписание и расписания экзаменов, следит за ведением классного журнала, посещаемостью учащихся и своевременным выставлением оценок. Проректор по общим вопросам следит за своевременным проведением тех или иных мероприятий, включая внеклассные. Два школьных воспитателя наблюдают за дисциплиной учеников, прививая им правила поведения христианина. Председатель родительского комитета, в случае необходимости, может связаться с родителями учащегося и выяснить необходимые вопросы. В обязанности методиста школы входит составление учебных программ и контроль за их реализацией в каждом классе. Учебные программы составляют преподаватели-предметники, которые, руководствуясь уже имеющимися наработками, добавляют необходимые элементы и совершенствуют свои учебные программы под контролем методиста.
Школьной программой является разработка по Закону Божьему для подготовительной группы (составитель - О.В.Ганаба). Отличительной особенностью данной программы является подробное описание урока, указание необходимых аллегорий и сравнений, при помощи которых ребёнку становятся доступными темы догматического характера. Темы о Церкви, о молитве, о таинствах не должны быть скучными, их нужно разнообразить творческим, игровым элементом. Одновременно с этим урок не должен восприниматься как сценическое действо, - понятия "учитель", "ученик", "задание" должны быть ощутимы на протяжении 30 минут, отведённых под урок Закона Божьего в подготовительной группе. В достижении гармоничной комбинации этих элементов и проявляется совершенство преподавательского искусства.
В начале учебного года за каждым классом закрепляется классный руководитель, в обязанности которого входит совокупность вопросов, связанных с личной, общественной, церковно-литургической и прочими сторонами жизни класса в целом и каждого ученика в отдельности. В общей сложности за учебный год проходит около шести педагогических совещаний, посвящённых готовности школы к приёму детей нового набора, проведению выпускного дня, организации праздников и прочих текущих вопросов.
Учебный год в школе начинается собеседованием, которое проводится приёмной комиссией на основании заполненной анкеты. С этого момента ребёнок и родители активно вовлекаются в жизнь воскресной школы, включающую в себя участие в богослужении, пение в церковном хоре, участие в праздниках, чаепитиях и уборке помещений. Совместная молитва и труд, общение со сверстниками, и, конечно, изучение Священного Писания и прочих религиозных дисциплин делают жизнь школы интересной, насыщенной и многогранной. Церковные предметы, которые входят в обязательную учебную программу школы, довольно разнообразны. С подготовительной группы по 3 класс дети изучают Закон Божий и пение. Помимо того, в 3 классе дети знакомятся с Житиями святых (агиография). Начиная с 4 класса, Закон Божий сменяется изучением экзегетических дисциплин, добавляются литургика и церковно-славянский язык. В 5 классе вводятся уроки Ветхого Завета и церковного искусства. Учащиеся седьмого класса изучают Историю Церкви, Катехизис, Ветхий и Новый Завет. В целях выработки у учащихся навыков осмысленного чтения богослужебных текстов в школе проводится практикум по церковно-славянскому языку. Для этого в воскресный день преподаватель назначает несколько человек на каждый день последующей недели для чтения молитв за вечерним богослужением. Также традиционно по четвергам за вечерним богослужением поёт детский хор. Всё это позволяет максимально насытить школьную жизнь богослужебным элементом, реально задействовать учащихся в системе православного богослужения и через это сформировать у них отношение к церковной службе как неотъемлемой мистической части жизни христианина. Организация паломничеств к святым местам также входит в обязательные мероприятия педагогического процесса.
Воспитание детей напрямую связано с внутрисемейными отношениями, традициями и представлениями. Поэтому, в целях формирования в семье теологического мировоззрения, для родителей учеников воскресной школы организован лекторий "Основы Православия", призванный познакомить родителей с вопросами православного вероучения применительно к психологии взрослого человека.
Что касается других приходов Подольского округа, то за время своего существования школа Троицкого Собора оказалась способной поделиться опытом с прилегающими приходами Подольского округа, и взяла на себя посильные труды по подготовке кадров религиозно-воспитательного профиля для окружных приходских общин. Для этого на базе воскресной школы были созданы годичные курсы катехизаторов, по окончании которых выпускники курса направляются на приходы для организации церковно-приходских школ по местам. В число обязательных приёмных документов входит рекомендация настоятеля прихода. Это позволяет избежать попадания в группу случайных, невоцерковлённых людей. По окончании курса выпускник распределяется для организации приходской школы там, откуда был рекомендован, и на месте осуществляет налаживание педагогического процесса в приходе, используя знания, полученные им во время курсового обучения. В программу трёхчасового учебного дня (суббота) входят лекторий "Основы Православия", "Педагогическая психология" и профилирующий предмет "Организация церковно-приходской школы".
В настоящее время и в столице, и во многих провинциальных городах нашей страны действуют приходские воскресные и православные общеобразовательные школы, призванные к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С этой же целью с 2002 года в светских общеобразовательных учебных заведениях официально разрешено преподавание Основ православной культуры, а с 2009 г. фактически речь идет уже о полномасштабном национальном проекте в области духовно-нравственного воспитания. Мумриков Олег, священник ???????????
О.Олег Мумриков считает, что более эффективной формой организации духовно-нравственного воспитания являются духовно-просветительские центры, в которые перерастают воскресные школы.
Важнейшими преимуществами духовно-просветительских центров, в отличие от традиционных современных приходских воскресных школ, являются следующие аспекты:
Рассмотрим опыт работы Духовно-просветительского центра Донского храма г. Мытищи, директором которого по благословению настоятеля храма являюсь уже несколько лет.
Структура Центра представлена следующим образом:
Регулярно принимая гостей, Центр всегда открыт для сотрудничества со школами, вузами, творческими студиями, детскими домами и ветеранскими организациями района и других регионов. Руководители кружков, студий и секций готовят воспитанников к выступлениям на мероприятиях различного уровня, а также к участию в выставках и конкурсных программах.
Аналогичные, по-своему уникальные (история организации, концепции развития, специфика местных условий, социальная среда, направленность интересов и т.п.) духовно-просветительские центры есть во многих благочиниях Московской епархии, а также в региональных епархиях Русской Православной Церкви. Изучение и систематизация наработок, многолетнего опыта существования центров по замечанию известного русского религиозного мыслителя проф. протоиерея Василия Зеньковского (1882-1962), должны стать новой моделью соработничества, синергии Церкви, семьи, школы и общества в решении сложнейших задач православной миссии, сохранения духовного здоровья молодого поколения и взрослых.
По мнению Суровой, воскресная школа сегодня испытывает большие трудности. Она оказалась поражена всеми болезнями общества: в ней, как в увеличивающем зеркале, отразились и общие социальные проблемы страны, и современные внутрицерковные противоречия и нестроения, и частные трудности конкретных приходов. Требуется концептуальное осмысление этой новой для нашего времени образовательной структуры. Пока же мы пребываем в эмпирическом пространстве частностей и личных мнений.
Конечно, может, только это потребует некоторого изменения привычной модели церковноприходского образования. При широкой воспитательной программе мы не сможем обойтись только предметным обучением, которое сейчас повсеместно возрождается. Анализ учебных планов многих воскресных школ показал, что они действительно в большинстве своем включают в себя начальные богословские дисциплины: введение в Священное Писание, катехизис, основы догматики, литургики и пр. То есть с самого начала мы предлагаем человеку изучать жизнь Церкви, влечем его сразу в самую глубь, к ее центру. С точки зрения христианской антропологии это, по меньшей мере, неоправданная поспешность. "К введению во храм человек должен быть подготовлен подвигом, - читаем мы у кн. Е. Трубецкого, - он не может войти в храм таким, каков он есть, для самодовлеющей плоти в храме нет места".
В начале церковного пути каждому полезно было бы с точки зрения Евангельского Откровения осмыслить свою личную жизнь. Тут Церковь может как бы выйти навстречу человеку и показать ему его путь в свете своей святости. Это совершенно необходимый этап в обращении - взглянуть на себя со стороны, понять, в чем мы отходим от Христа и Его заповедей, это и рождает желание измениться.