Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Особенности
организации учебно-
План:
Воскресные школы являются сейчас очагами, где возрождается христианская педагогика. В первое десятилетие восстановления разрушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви.
Воскресная школа призвана
Школа неотделима от исторической ситуации, в которой находится, от жизни своих современников, от влияния "духа времени". В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и вдохновляя православную молодежь на служение Богу и Церкви.
Сегодня знать основы православной веры хотят все больше людей. Помимо верующих, это также некрещеные, утратившие веру и большое число новоначальных христиан и их детей. Лучше всего получить эти знания в воскресной школе.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы, ее историю и перспективу развития.
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
В ходе данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить значение и особенности воскресной школы
2. Рассмотреть историю развития и становления воскресных школ
3. Проанализировать развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы
4. Определить особенности организации современной воскресной школы, ее трудности и перспективы развития.
Структура работы. Исследование состоит
из введения, четырех глав, заключения
и списка литературы.
Как известно, воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации населения. Они имеются практически во всех епархиях, но пока в большинстве из них в явно недостаточных количествах. Обычно воскресные школы организуются при храмах, приходах и православных братствах, курируются настоятелями приходов, епархиальным священноначалием и соответствующим отделом Патриархии хотя бы номинально. Православной может считаться только та воскресная школа, которая имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви.
Задачи православных воскресных школ – просвещение и научение Закону Божию детей прихожан или членов православного братства, создаваемых обычно при приходах. Школы могут создаваться совместно несколькими приходами. Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единоверцев, молитвенно связанных с определенным храмом, духовно окормляемых священниками во главе с настоятелями прихода. Учащиеся таких школ посещают богослужения своего храма, в меру своих возможностей деятельно участвуют в нем, а также занимаются уборкой храма и его территории при подготовке к церковным праздникам и несут те или иные временные или постоянные послушания в приходе с учетом своего возраста и возможностей. [8]
Воскресная школа действует в рамках православной педагогики, поэтому она реализует 3 направления ее деятельности: воспитание (духовно-нравственное), обучение (православно-ориентированное) и развитие.
Педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Итак, воспитание неразрывно связано с Церковью, ибо в ее таинствах человек получает благодать Святого Духа, которая питает его душу. Питать душу могут и другие силы, и тогда в ней станут произрастать: корысть, прагматизм, самоутверждение, гордость - качества неприемлемые для христианина, как не приемлемы и системы образования, стремящиеся воспитать подобные качества в детях.
Православно обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, которые помогут человеку понять устроение Божьего мира, его законы, животный мир.
Развитие человеческих способностей также крайне необходимо, потому что талант , который имеется у каждого человека, должен иметь применение. Развитие начало пути к выбору профессии, которая впоследствии будет служить на благо обществу.
Таким образом, православное обучение, воспитание и развитие являются слагаемыми образования.
Слово "образование" произошло слова - образ. Бог создал нас по Своему образу. “Существо человека, верховная его сила, которою он отличается от всех земных животных, которою он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божия; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойства Бога, Который, начертав всемогущею десницею. Своей подобие на человеке, пребывает превыше всякого подобия и сравнения” (святитель Игнатий Брянчанинов). Святые отцы учат о том, как важно для человека понять свое достоинство. В результате грехопадения человек утратил гармонию между душою и телом и вместо закона ума в нем воцарился закон похоти. Но Бог и здесь не оставил свое творение, спасая его через Сына. При крещении восстанавливается падшая природа, очищается образ, человек рождается в жизнь вечную водою и духом. “Красота подобия восстанавливается Духом… Она развивается, усовершается исполнением евангельских заповедей. Образец этой красоты, полнота этой красоты — Богочеловек, Господь наш Иисус Христос”. (святитель Игнатий Брянчанинов). Святоотеческое наследие призывает человека не исказить себя, не превращаться в подобие бессловесных. Поэтому с христианской точки зрения в основе образования лежит уподобление Богу, где подобие - наши душевные качества, их исцеление от греха, приобретение святости.
Образование всегда значит движение от несовершенного к совершенному. В словах свт. Афанасия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” содержатся основы и цели образования. Митрополит Амфилохий (Радович) делал выводы о том, что образование – возрождение и обновление образа Божия в человеке, его раскрытие и развитие. Изучение наук без знания основной науки - науки о спасении, не пойдет на пользу человеку, если не имеет он понятия об истинном добре, о нравственности и чистоте. Христианская педагогика призвана помочь детям найти в себе и укрепить волю к обожению, которое есть цель христианской жизни.
В итоге, целями работы воскресной школы являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее к таинствам, научение хранить в себе благодать и стремиться к истинному свету — ко Христу, то есть воцерковление.
Задача воскресных школ не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям. А это требует личностного, хотя и строгого православного подхода к преподаванию от каждого учащего; Уроки в церковной школе должны быть радостью творчества для одних и радостью познания для других. Поэтому и опасна унифицированная казенная программа, хотя и уровень теоретических знаний ученики должны иметь высокий.
В воскресной школе детям должно быть интересно, приятно, уютно. А это, прежде всего, зависит от преподавателей. Не все священники умеют говорить живо и интересно, с учетом детской психологии, и не все образованные православные миряне могут живо, эмоционально говорить с детьми. Поэтому очень внимательно следует подходить к подбору педагогов и воспитателей воскресных школ.
Согласно Б.Ничипорову: "Единственным эффектом и положительным плодом наших трудов могло бы стать детское: "У отца Павла интересно!", – или просто: "В школе здорово!" Любые информационные курсы библейской истории, любые варианты знакомства с "Суперкнигой" не могут приостановить нравственную деградацию детей общества в целом".
Согласно о. Г.Каледе, так как воскресные школы – это школы воспитания благоговения и христианской нравственности, школы радости, то, в них не следует ставить отметки.
В воскресной школе уделяется внимание рукоделию: девочки занимаются вышиванием, шитьем покровцев, богослужебного облачения и так далее. Для мальчиков бывают кружки столярный, плотнический, резьбы по дереву и камню, кузнечный, учитывая конкретные условия того или иного прихода и храма. При многих церковных школах создаются детские хоры.
Воскресная школа должна служить входом в церковную, приходскую жизнь.
Главное значение школы в том, что она должна быть связана с жизнью Церкви и в то же время открыта, восприимчива к окружающей среде, к миру. Школа — как бы «прихожая» в квартире, открытая для входящих и вводящая их в главные комнаты.
Уроки Закона Божия должны давать те понятия, те сведения и мысли, которые нужны ребенку для наиболее полной христианской жизни на его уровне развития. Это основной принцип составления программы по Закону Божию.
Содержание преподавания
Таким образом перед школой стоят такие задачи:
Первая - это подвести человека к осмыслению онтологических понятий: Бог, мироздание, жизнь. Здесь Церковь должна будет вступить в открытый диалог с человеком, дабы помочь ему обрести целостное мировоззрение, скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, показать за видимым мира невидимое Божественное.
Вторая
задача - познакомить человека с
наукой о человеке, чтобы он мог
понять, каково его назначение в
жизни, его истинное призвание. Не забудем,
что каждому предстоит строить свой внутренний
мир, учиться жить, то есть возрождать
и созидать себя по образу и подобию Божию.
На этом этапе христианская Церковь может
не только просвещать истинным знанием,
но реально вовлекать в христианскую жизнь,
учить делам добра и милосердия. Но не
забудем, что к добру мало призывать, его
нужно показать, самому дать пример исполнения
заповеди Божией.
И третья задача - это подготовка человека
к таинственной молитвенной жизни, к осмыслению
личного духовного опыта, то есть опыта
общения с Богом. Только это может стать
прочной основой настоящей церковной
жизни. сурова