Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.

Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.

Оглавление

Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55

Файлы: 1 файл

план курсовой - редактор.doc

— 307.00 Кб (Скачать)
 

Особенности организации учебно-воспитательного  процесса воскресной школы: история и  перспективы 
 
 

План: 
 
 

Введение.

       Воскресные  школы являются сейчас  очагами, где возрождается христианская педагогика. В первое десятилетие восстановления разрушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви.

         Воскресная школа призвана стать  для каждого ребенка живым  примером исполнения заповеди  Христовой: «По тому узнают  все, что вы мои ученики,  если будете иметь любовь между  собою» (Ин. 13,35). Если воскресная  школа станет сплоченной детской общиной - комфортным пространством общения с православными сверстниками и взрослыми, то в трудное для ребенка время это поможет ему остаться в Церкви. 

      Школа неотделима от исторической ситуации, в которой находится, от жизни своих современников, от  влияния "духа времени". В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и вдохновляя православную молодежь на служение Богу и Церкви.

      Сегодня знать основы православной веры хотят  все больше людей. Помимо верующих, это также некрещеные, утратившие веру и большое число новоначальных христиан и их детей. Лучше всего получить эти знания в воскресной школе.

      Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы, ее историю и перспективу развития.

      Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и  определение перспектив  развития.

    Объект  исследования –  становление и развитие воскресной школы.

    Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.

       В ходе данной работы были поставлены и решены следующие задачи:

       1. Изучить значение и особенности воскресной школы

       2. Рассмотреть историю развития и становления воскресных школ

       3. Проанализировать развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы

       4. Определить особенности организации современной воскресной школы, ее трудности  и перспективы развития.

         Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение и особенности воскресной школы

  

  Как известно, воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации населения. Они имеются практически во всех епархиях, но пока в большинстве из них в явно недостаточных количествах. Обычно воскресные школы организуются при храмах, приходах и православных братствах, курируются настоятелями приходов, епархиальным священноначалием и соответствующим отделом Патриархии хотя бы номинально.  Православной может считаться только та воскресная школа, которая имеет духовным руководителем священника и связана со структурами Православной Церкви.      

       Задачи православных воскресных школ – просвещение и научение Закону Божию детей прихожан или членов православного братства, создаваемых обычно при приходах. Школы могут создаваться совместно несколькими приходами. Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единоверцев, молитвенно связанных с определенным храмом, духовно окормляемых священниками во главе с настоятелями прихода. Учащиеся таких школ посещают богослужения своего храма, в меру своих возможностей деятельно участвуют в нем, а также занимаются уборкой храма и его территории при подготовке к церковным праздникам и несут те или иные временные или постоянные послушания в приходе с учетом своего возраста и возможностей. [8]

      Воскресная  школа действует в рамках православной педагогики, поэтому она реализует 3 направления ее деятельности: воспитание (духовно-нравственное), обучение (православно-ориентированное) и развитие.

      Педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Итак, воспитание неразрывно связано с Церковью, ибо в ее таинствах человек получает благодать Святого Духа, которая питает его душу. Питать душу могут и другие силы, и тогда в ней станут произрастать: корысть, прагматизм, самоутверждение, гордость - качества неприемлемые для христианина, как не приемлемы и системы образования, стремящиеся воспитать подобные качества в детях.

      Православно обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под  руководством учителя овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, которые помогут человеку понять устроение Божьего мира, его законы, животный мир.

      Развитие  человеческих способностей также крайне необходимо, потому что талант , который  имеется у каждого человека, должен иметь применение. Развитие начало пути к выбору профессии, которая впоследствии будет служить на благо обществу.

      Таким образом, православное обучение, воспитание и развитие являются слагаемыми образования.

      Слово "образование" произошло слова - образ. Бог создал нас по Своему образу. “Существо человека, верховная его сила, которою он отличается от всех земных животных, которою он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божия; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойства Бога, Который, начертав всемогущею десницею. Своей подобие на человеке, пребывает превыше всякого подобия и сравнения” (святитель Игнатий Брянчанинов). Святые отцы учат о том, как важно для человека понять свое достоинство. В результате грехопадения человек утратил гармонию между душою и телом и вместо закона ума в нем воцарился закон похоти. Но Бог и здесь не оставил свое творение, спасая его через Сына. При крещении восстанавливается падшая природа, очищается образ, человек рождается в жизнь вечную водою и духом. “Красота подобия восстанавливается Духом… Она развивается, усовершается исполнением евангельских заповедей. Образец этой красоты, полнота этой красоты — Богочеловек, Господь наш Иисус Христос”. (святитель Игнатий Брянчанинов). Святоотеческое наследие призывает человека не исказить себя, не превращаться в подобие бессловесных. Поэтому с христианской точки зрения в основе образования лежит уподобление Богу, где подобие - наши душевные качества, их исцеление от греха, приобретение святости.

      Образование всегда значит движение от несовершенного к совершенному. В словах свт. Афанасия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” содержатся основы и цели образования. Митрополит Амфилохий (Радович) делал выводы о том, что образование – возрождение и обновление образа Божия в человеке, его раскрытие и развитие. Изучение наук без знания основной науки - науки о спасении, не пойдет на пользу человеку, если не имеет он понятия об истинном добре, о нравственности и чистоте. Христианская педагогика призвана помочь детям найти в себе и укрепить волю к обожению, которое есть цель христианской жизни.   

      В итоге, целями работы воскресной школы являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее к таинствам, научение хранить в себе благодать и стремиться к истинному свету — ко Христу, то есть воцерковление.

       Задача воскресных школ не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям. А это требует личностного, хотя и строгого православного подхода к преподаванию от каждого учащего;  Уроки в церковной школе должны быть радостью творчества для одних и радостью познания для других. Поэтому и опасна унифицированная казенная программа, хотя и уровень теоретических знаний ученики должны иметь высокий.      

      В воскресной школе детям должно быть интересно, приятно, уютно. А это, прежде всего, зависит от преподавателей. Не все священники умеют говорить живо и интересно, с учетом детской психологии, и не все образованные православные миряне могут живо, эмоционально говорить с детьми. Поэтому очень внимательно следует подходить к подбору педагогов и воспитателей воскресных школ.     

      Согласно Б.Ничипорову: "Единственным эффектом и положительным плодом наших трудов могло бы стать детское: "У отца Павла интересно!", – или просто: "В школе здорово!" Любые информационные курсы библейской истории, любые варианты знакомства с "Суперкнигой" не могут приостановить нравственную деградацию детей общества в целом".      

      Согласно о. Г.Каледе, так как воскресные школы – это школы воспитания благоговения и христианской нравственности, школы радости, то, в них не следует ставить отметки.     

      В воскресной школе уделяется внимание рукоделию: девочки занимаются вышиванием, шитьем покровцев, богослужебного облачения и так далее. Для мальчиков бывают кружки столярный, плотнический, резьбы по дереву и камню, кузнечный, учитывая конкретные условия того или иного прихода и храма. При многих церковных школах создаются детские хоры. 

      Воскресная школа должна служить входом в церковную, приходскую жизнь. 

      Главное значение школы в том, что она должна быть связана с жизнью Церкви и в то же время открыта, восприимчива к окружающей среде, к миру. Школа — как бы «прихожая» в квартире, открытая для входящих и вводящая их в главные комнаты.  

         Уроки Закона Божия должны давать те понятия, те сведения и мысли, которые нужны ребенку для наиболее полной христианской жизни на его уровне развития. Это основной принцип составления программы по Закону Божию.

        Содержание преподавания должно  быть пищей, соответствующей уровню  развития ребенка, должно быть тем окормлением, которое ему нужно для духовного развития. Содержание программы Закона Божия не должно быть логическим разделением на части школьного предмета, а сообщением знаний, которые нужны ребенку в данный момент для его духовного развития. Родители хотят, чтобы дети наши усвоили известные знания. Усвоить — значит «сделать своим». «Сделать своим» — это творческий акт, который должен совершить сам ученик. На каждом уроке преподаватель должен стараться вызвать этот акт творческого усвоения. 

      Таким образом перед школой стоят такие  задачи:     

      Первая - это подвести человека к осмыслению онтологических понятий: Бог, мироздание, жизнь. Здесь Церковь должна будет  вступить в открытый диалог с человеком, дабы помочь ему обрести целостное мировоззрение, скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, показать за видимым мира невидимое Божественное.       

      Вторая  задача - познакомить человека с  наукой о человеке, чтобы он мог  понять, каково его назначение в  жизни, его истинное призвание. Не забудем, что каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить, то есть возрождать и созидать себя по образу и подобию Божию. На этом этапе христианская Церковь может не только просвещать истинным знанием, но реально вовлекать в христианскую жизнь, учить делам добра и милосердия. Но не забудем, что к добру мало призывать, его нужно показать, самому дать пример исполнения заповеди Божией.  
     И третья задача - это подготовка человека к таинственной молитвенной жизни, к осмыслению личного духовного опыта, то есть опыта общения с Богом. Только это может стать прочной основой настоящей церковной жизни. сурова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы