Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.

Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.

Оглавление

Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55

Файлы: 1 файл

план курсовой - редактор.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

2.История развития и становления воскресных школ

      Из  истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают  в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и  взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Они учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными  организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей  рабочих и назвали свои занятия  «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно.  Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября  1859 г. по инициативе кружка студентов,  с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ,  всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

      Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие  и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых  школах — «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах  в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и coвершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.

      Частные Воскресные школы были узаконены  циркуляром  Министерства  внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим  их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать  казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры.  Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении»   и создана особая комиссия. 

      В 1864 г. Воскресные школы были разрешены  вновь. Они в числе других учебных  заведений упоминались в положении  «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам.

      К сожалению, отрицательных впечатлений от преподавания Закона Божьего литература того времени сохранила намного больше, чем положительных. На фоне других дисциплин этот предмет выделялся часто как самый сухой, зубрильный, безрадостный. И как отличаются эти горькие впечатления от радужных детских впечатлений, связанных с церковными праздниками.

      Воскресные  школы открылись при большинстве  Духовных Семинариях, в них преподавали  студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы  данного типа были преобразованы  и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах  которых говорилось о Воскресных школах. Они открывались с разрешения епархиального архиерея и состояли в ведомстве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено существование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возникли противоречия. Министерство народного просвещения претендовало на управление всеми школами, опираясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разрешать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была признана полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

      Светские  частные школы начали повсеместно  открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созданы первые программы преподавания в Воскресной школе, литературно-педагогические труды «Что читать народу» и «Книга взрослых».  Среди наиболее известных светских Воскресных школ -  2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (открыты в 1883), которые посещали более 700 учеников. С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (открыта в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не считая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде появились первые народные вечерне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в выборе программ обучения. В результате многие  Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались антиправительственными силами для революционной пропаганды.

      Церковные Воскресные школы первоначально  представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать  от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную  историю, литературу, географию, законоведение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ специальные программы, учебники, пособия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открывались с разрешения епархиального училищного совета. Программа обучения была составлена в объеме курса одноклассных церковноприходских школ по учебникам и руководствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены рукодельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и заводах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертвований. Их посещали и дети и взрослые, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек.

      В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохранялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной  Церкви (384 учащихся).

      После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других. Система церковных Воскресных школ прекратила существование.

      Воскресные  школы сохранились среди русских эмигрантов. Во Франции  в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал комитет, объединявший 65 Воскресных школ. Основной целью обучения было сохранение духовных связей с Россией.

      Возникновение и повсеместное распространение  воскресных школ в России было вызвано  самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

      Важнейшая проблема, которая издавна назревала  в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин, которая  иногда была безжизненна. Частично эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

      В начале XX века  в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование, главным образом детей.

      Бурный  рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь  отстраивающиеся российские храмы  и монастыри начали повсеместно  создавать воскресные школы, с постепенным  ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.

      В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного  образования воскресные школы сыграли  важную роль катализаторов духовного  подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии  протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории были заполнены детьми. Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.

      Воскресные  школы создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода, так и мирянин.

      Архиерейский  Собор Русской Православной Церкви 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», которое вменяет в обязанность каждому приходу обеспечивать религиозное  образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При благочинии на базе успешно действующих Воскресных Школ или других учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято положение «О церковноприходской воскресной школе для епархии города Москвы» (указом Святейшего Патриарха № 3786 от 7 июля 1999), в котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности Воскресной школы, существует епархиальная комиссия по церковному просвещению и деятельности Воскресной школы.  В 90-х гг. открытие приходских Воскресных школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на духовенство. В начале 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям воскресной школы занимался протоирей Глеб Каледа, проводивший соответствующие учебные семинары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил «Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах».  В 1992г. Отдел религиозного  образования и катехизации издал сборник программ для воскресных школ «Закон и Заповеди Божий» (М., 1992; впоследствии вышли в свет еще несколько сборников программ), в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Проблемы воскресных школ», на котором главное внимание было уделено путям решения кадрового вопроса. В настоящее время Воскресные школы— наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности Русской Православной Церкви. В 1994 г. существовало более 1200 Воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс. детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди учащихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало около 5 тыс. Воскресных школ. (Православная энциклопедия)

      В 2005 г. Согласно отчету по воскресным школам в Москве круг воскресных школ в  нашем городе расширяется. За последние  два года в Москве открылось более 30 школ. 10 школ начали работать только в 2003 году. Это очень обнадеживающий факт. Молодая школа имеет возможность опереться на уже имеющийся в Епархии опыт и вместе с тем сразу строить свои планы и формировать содержание учебного процесса с учетом современных условий и потребностей детей.

      Интересно и то, что некоторые пока еще  строящиеся храмы, тем не менее уже  имеют воскресные школы. Например, в  Андреевском благочинии в трех строящихся храмах, из которых два находятся  на самой начальной стадии, уже  активно функционируют воскресные школы, имеют большой приток детей. Заметно, что возрастает в школах доля участия взрослых. Во многих школах есть специальные группы для взрослых. В ряде школ это определяет концепцию школы как семейной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы: история и перспективы