Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Из
истории возникновения
Занятия
в Воскресных школах были бесплатными,
преподаватели трудились
Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.
В
1864 г. Воскресные школы были разрешены
вновь. Они в числе других учебных
заведений упоминались в
К сожалению, отрицательных впечатлений от преподавания Закона Божьего литература того времени сохранила намного больше, чем положительных. На фоне других дисциплин этот предмет выделялся часто как самый сухой, зубрильный, безрадостный. И как отличаются эти горькие впечатления от радужных детских впечатлений, связанных с церковными праздниками.
Воскресные
школы открылись при
Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созданы первые программы преподавания в Воскресной школе, литературно-педагогические труды «Что читать народу» и «Книга взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (открыты в 1883), которые посещали более 700 учеников. С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (открыта в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не считая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде появились первые народные вечерне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в выборе программ обучения. В результате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались антиправительственными силами для революционной пропаганды.
Церковные
Воскресные школы первоначально
представляли собой народные чтения
религиозно-нравственного
В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохранялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).
После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ получили развитие в школах ликвидации неграмотности (с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других. Система церковных Воскресных школ прекратила существование.
Воскресные школы сохранились среди русских эмигрантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал комитет, объединявший 65 Воскресных школ. Основной целью обучения было сохранение духовных связей с Россией.
Возникновение
и повсеместное распространение
воскресных школ в России было вызвано
самой жизненной
Важнейшая
проблема, которая издавна назревала
в образовательной системе, была
связана с методикой
В начале XX века в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование, главным образом детей.
Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.
В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории были заполнены детьми. Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.
Воскресные школы создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руководителем могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода, так и мирянин.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», которое вменяет в обязанность каждому приходу обеспечивать религиозное образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При благочинии на базе успешно действующих Воскресных Школ или других учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято положение «О церковноприходской воскресной школе для епархии города Москвы» (указом Святейшего Патриарха № 3786 от 7 июля 1999), в котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности Воскресной школы, существует епархиальная комиссия по церковному просвещению и деятельности Воскресной школы. В 90-х гг. открытие приходских Воскресных школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на духовенство. В начале 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям воскресной школы занимался протоирей Глеб Каледа, проводивший соответствующие учебные семинары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил «Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах». В 1992г. Отдел религиозного образования и катехизации издал сборник программ для воскресных школ «Закон и Заповеди Божий» (М., 1992; впоследствии вышли в свет еще несколько сборников программ), в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Проблемы воскресных школ», на котором главное внимание было уделено путям решения кадрового вопроса. В настоящее время Воскресные школы— наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности Русской Православной Церкви. В 1994 г. существовало более 1200 Воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс. детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди учащихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало около 5 тыс. Воскресных школ. (Православная энциклопедия)
В 2005 г. Согласно отчету по воскресным школам в Москве круг воскресных школ в нашем городе расширяется. За последние два года в Москве открылось более 30 школ. 10 школ начали работать только в 2003 году. Это очень обнадеживающий факт. Молодая школа имеет возможность опереться на уже имеющийся в Епархии опыт и вместе с тем сразу строить свои планы и формировать содержание учебного процесса с учетом современных условий и потребностей детей.
Интересно
и то, что некоторые пока еще
строящиеся храмы, тем не менее уже
имеют воскресные школы. Например, в
Андреевском благочинии в трех строящихся
храмах, из которых два находятся
на самой начальной стадии, уже
активно функционируют воскресные
школы, имеют большой приток детей. Заметно,
что возрастает в школах доля участия
взрослых. Во многих школах есть специальные
группы для взрослых. В ряде школ это определяет
концепцию школы как семейной.