Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса воскресной школы в ее историческом становлении и определение перспектив развития.
Объект исследования – становление и развитие воскресной школы.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс воскресной школы.
Введение. 3
1. Значение и особенности воскресной школы. 3
2.История развития и становления воскресных школ. 9
3.Развитие учебно-воспитательного процесса в истории становления воскресной школы. 16
4.Особенности организации современной воскресной школы. 31
4.1. Современное положение воскресных школ. 31
4.2. Трудности и проблемы. 39
4.3. Перспективы развития воскресной школы. 48
Заключение. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 55
Мы должны помнить, что путь ко Христу, истинное воцерковление, каждый начинает именно на своем месте, и это не случайно, а промыслительно. И только уже в процессе церковной жизни, то есть доверительного длительного диалога человека и Бога, Церковь может начать звать свое чадо вглубь себя, открывать множественные пути Премудрости. Как правило, на этом этапе и сам человек начинает стремиться к более точному знанию Священного Писания, догматики, церковной истории, литургики. Но теперь это становится важным не само по себе, - теперь правильно преподанные церковные науки реально могут служить духовной жизни человека, укреплять его, поддерживать в минуты испытаний.
Христианская педагогика во всех своих действиях может опираться только на свободную волю человека. В сущности, у нас есть одно главное воспитательное средство - диалог, но диалог, понимаемый не как разговор двоих, а как внимание ко всему, что происходит в людях и в мире. Задача педагога и заключается в том, чтобы для каждой возрастной группы организовать свое грамотное действие диалога.
Комплекс проблем воскресных школ характеризуется тем, что знания, преподаваемые в школе, очень быстро утрачивались детьми, и процесс воцерковления, на необходимость которого учителя постоянно указывали детям, происходил трудно и поверхностно. Зачастую в подростковом возрасте дети вовсе теряли интерес к посещению и школы, и храма.
Согласно опыту воскресной школы «Живоносный Источник», неоправданное отождествление функций педагога, воспитателя и функций священника, пастыря. Священник наделен властью от Бога проповедовать Евангелие, толковать Заповеди Божии, призывая ко Спасению. Задачей же педагогов является не столько призыв ко Спасению, сколько формирование духовного произволения, т.е. желания спастись. Для этого, в свою очередь, необходимо раскрыть перед учащимися существо православной веры таким образом, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием.
Когда же необходимость Спасения просто декларируется или звучит как призыв, тогда воцерковление искусственно форсируется и совершается поверхностно. Это прививает учащимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опасный для православной веры церковный магизм, либо - ощущение необходимости исполнять обязательный религиозный долг. Очевидно, что в том и другом случае подрываются основы личной свободы человека, поэтому в подростковом возрасте многие юноши и девушки начинают открыто противостоять такого рода призывам и требованиям.
Вторая существенная ошибка, допускаемая в ходе катехизации, состоит в том, что педагоги нередко невольно искажают евангельский дух преподаваемых духовных дисциплин. Утверждение Спасителя о том, что мир во зле лежит вследствие человеческих грехов, нередко преподносится учащимся так, что это приводит их не к выводу о необходимости преображения себя и окружающего мира, а к пугливому и малодушному желанию укрыться от проблем этого мира в Церкви. В связи с этим само Спасение трактуется как необходимость бежать и прятаться за стенами храма от искушений и соблазнов, а не как необходимость духовного подвига по преодолению своей немощи с помощью Божией, через деятельную христианскую любовь по отношению к ближним. В связи с этим становится очевидным, что нельзя строить деятельность воскресной школы таким образом, чтобы она напоминала некую духовную оранжерею, помогающую лишь защитить и укрыть учащихся от злого окружающего мира. Школа должна воспитывать и укреплять в человеке веру в благой промысел Божий и готовность исполнить святой долг воина Христова, утверждающего мир, добро и любовь всюду, куда бы ни направил его Господь.
Одна из основных проблем школ – отсев детей старшего школьного возраста, подростков, вяло текущая жизнь школы связаны с наполнением учебного процесса и с позицией школы в обществе – своем округе, районе. И здесь мы переходим уже к проблемам содержательной деятельности школ. А эти проблемы прежде всего приведут нас к вопросу о целях и задачах воскресных школ. Об этом очень хорошо, продуманно отвечают многие школы. А именно: они призваны способствовать формированию православного мировоззрения, воспитанию нового поколения в духе Православия, призваны научить детей мыслить и жить по христиански, любить Родину и т.п. Поэтому многие школы избирают позицию изоляции, некоей законсервированности внутри себя. Их дети получают необходимые знания для осознанного восприятия богословских истин, они знают молитвы, церковные песнопения. С другими учебными заведениями и учреждениями мирской жизни они не контактируют. И таких школ довольно много. Причины могут быть разные, начиная от малой заселенности центральных районов Москвы и кончая принципиальной позицией настоятелей, убежденных в том, что их школа сама по себе самодостаточна и никаких потребностей в социальных контактах не имеет. Контакты школе не нужны.
Отрыв духовного образования детей от естественных условий их воспитания и развития в семье, а также желанием абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки в семьях на современном этапе жизни страны. Желание "воспарить" над реальными насущными проблемами семьи, показать идеализированную картинку человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни детей в семье, превращает православие в "мечту о прекрасном", лишает учеников трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни. В результате подобной позиции преподаватели не укрепляют, а, напротив, невольно ослабляют духовные силы своих учеников, формируя неоправданные ожидания, что жизнь в семье может измениться сама собой. Более того, рисуя радужную картинку жизни верующего человека, не совпадающую с суровой реальностью, педагоги душевно располагают к себе детей, которым в семьях живется особенно трудно. Иллюзия возможности заменить собой маму и папу несчастного ребенка может просуществовать недолго, но она оказывается чрезвычайно вредной и для родителей, и для ребенка, и для самого педагога. Семейный уклад жизни является очень стойким и прочным психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому наивное предположение о быстром преодолении негативных стереотипов сознания вряд ли оправдано. Педагоги не должны насильно вторгаться в жизнь семьи через сознание детей, их задача - деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы, духовно просвещая и подсказывая полезные педагогические приемы.
Руководители воскресной школы понимают, что ребенок не может быть оторван от окружающей его жизни, что ему придется через несколько лет где-то учиться, работать, выбирать профессию, преуспевать в ней и при этом быть верующим, воцерковленным и глубоко нравственным человеком. Видимо, именно такие люди нужны нашему обществу. Общеобразовательная школа на данный момент не только не может решить такую задачу, но и находится к ней в прямой оппозиции. Ее может в какой-то мере решить воскресная школа через введение предметов, актуальных для современной творческой деятельности, научной или художественной. В одной из школ это компьютерный класс, который привлек к себе 120 человек (храм вмц. Ирины, Богоявленское благочиние); в другой – военно-спортивные кружки, привлекающие мальчиков и юношей, 80 человек (храм св. Николая в Подкопаях, Богоявленское благочиние); в третьих – математические классы, классы иностранных языков. Перспективы для будущей деятельности учащихся воскресных школ таят художественно-творческие классы – лепки, резьбы по дереву, шитья, бисероплетения, вышивания, традиционных русских ремесел (например, ткачество в школе ик. Владимирской в Виноградове Троицкого благочиния). Есть школы, активно привлекающие детей к музыкально-творческой деятельности – фольклору, игре на народных инструментах, народному пению, церковному хоровому пению и т.п. В других школах направлено внимание на краеведение, историко-гуманитарную деятельность (напр., храм Знамения за Петровскими воротами Сретенского благочиния) и т.д. Есть школы с целенаправленным обучением церковно-прикладной деятельности – иконописи, реставрации, золотошвейному делу и т.п. Очень привлекает детей в воскресные школы паломническая жизнь, начиная от экскурсий и кончая так называемым “богомольем”, т.е. пешими походами в тот или иной отдаленный храм или монастырь с остановками в пути, ночевками в других воскресных школах или действующих храмах. Православный человек должен быть не вне окружающей его жизни, а внутри нее, сохраняя при этом твердость полученных с детства нравственных установок и правил веры.
Четвертый
источник проблем воскресных школ связан
с недооценкой опасности
Другая
проблема заключается в том, что с большинством
родителей почти отсутствует живое общение,
их почти никогда не видно ни в храме, ни
на школьных мероприятиях, а отношение
родителей к школе и к Церкви, конечно,
сказывается и на отношений детей. Иногда
дети даже из воцерковленных семей не
хотят креститься, молиться перед едой,
перед уроком. Значит, дома их к этому никто
не приучил, это не стало для них потребностью.
Конечно, не все отличаются высоким уровнем
духовности, это понятно, но ведь учитель
в воскресной школе не может за один-два
часа в неделю сделать то, что не сделали
родители за несколько лет.
Перед детьми и их родителями постоянно
встает выбор - куда пойти: в храм или на
прогулку, на воскресную школу или на какой-то
кружок. И выбор делается не в пользу храма
и воскр. школы. Это считается как бы необязательным.
Тривиальной проблемой является отсутствие помещений. Эта проблема остается актуальной и в случае существования школы при храме: нет собственных помещений для занятий едва ли не у большей половины школ. Занятия проходят в храме, в трапезной, в подсобных помещениях и т.п. Тем не менее, как мы могли убедиться, это не является препятствием для занятий и для развития воскресной школы.
Нельзя унифицировать, типизировать содержание и формы обучения в воскресных школах, свести их к одной схеме. Но все же какая-то общая установка должна быть и она заключается, с нашей точки зрения, в преодолении замкнутости, изоляции воскресных школ, к привлечению современных творческих специальностей. По нашему представлению, воспитать ребенка православным, нравственным человеком, стремящимся к духовной жизни можно на любом предмете. И чем интереснее для ребенка вид деятельности, тем органичнее воспримет он основы веры и благочестия. Известны примеры, когда воскресная школа буквально оживала, наполнялась детьми с каждым месяцем все больше и больше после того, как в нее вводился интересный для детей и молодежи вид деятельности, например, авиамоделирование для мальчиков. Можно заметить, как буквально на глазах возрастает в воскресных школах интерес к военно-патриотической теме, и, соответственно, всем военно-спортивным кружкам. В 2002 году, наверное, редкой школой, в которой было введено военно-спортивное направление работы, была школа при храме святителя Николая в Подкопаях (Богоявленское благочиние). Сейчас школ со спортивными секциями насчитывается несколько десятков, также как и школ с военно-патриотическими кружками. Здесь русский рукопашный бой, морское дело, кик-боксинг, основы самообороны, плавание, начальная военная подготовка, военное дело, кулачный бой, конный спорт, футбол. Видимо, это тенденция времени, которую не столько понимают, сколько чувствуют дети.
Вопрос содержания обучения в воскресной школе тесно связан с вопросом педагогических кадров. Это должен быть в идеале верующий православный человек и одновременно авторитетный, умный, владеющий своей областью деятельности специалист. Их, естественно, немного. Среди прихожан есть люди интересных специальностей. Их можно привлечь к преподаванию в воскресной школе. Другой резерв – выпускники (или даже студенты старших курсов) православных учебных заведений. Там много факультетов, которые могли бы увлечь детей воскресных школ. Конечно, встает вопрос о достойной оплате их труда, и здесь можно было бы объединить усилия нескольких приходов и обеспечить межшкольные занятия по отдельным предметам.
Отсюда вытекает еще одна, весьма важная проблема – контакт воскресных школ между собой. Есть буквально единицы примеров контактов воскресных школ. В одном случае они объединяются одним настоятелем, и в совершенно исключительных случаях – творческим содружеством.
Некоторые школы буквально вопиют об отсутствии контактов, взаимодействий, обмена опытом, мнениями, педагогами. Сотрудничество плодотворно отражается и на настроении педагогов, и на творческом подъеме детей. Через сплочение воскресных школ можно в какой-то мере решать и вопросы педагогических кадров.
Кроме того, иногда педагогу приходится самому обеспечивать себя учебно-иллюстративным материалом, самому обдумывать методы преподавания, изыскивать учебные пособия. Связь воскресных школ на уровне благочиния могла бы быть очень полезной всем – и детям, и педагогам, и руководителям школ. Благочиние – это уже большая церковная структура, которая способна преодолеть замкнутость школ, вовлечь в творческое взаимодействие. Директора школ благочиния должны знать друг друга, встречаться, обсуждать текущие актуальные вопросы, и соответственно, совместно пользоваться педагогическими кадрами.
Также трудностью воскресной школы может стать занятия не применимые в жизни или применимые на должном уровне. Для детей, и особенно подростков исключительно важно социальная значимость их занятий, то есть признание другими. Православное образование просто обязано строиться на такой деятельности, которая позволяет воспитанникам ощущать нужность и важность своих занятий даже в среде людей неверующих. Таким образо, если это хор, он должен быть в состоянии показать результаты своих трудов на конкурсе.
Иногда руководители воскресных школ боятся ввести в свой тесный педагогический круг невоцерковленных педагогов, а в результате школа теряет профессионалов, способных организовать по-настоящему глубокую предметную деятельность, и, детские коллективы, которые уже занимаются с этими педагогами.