История воскресных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является исследование процесса создания воскресных школ.
Цель работы предопределяет постановку и решение следующих задач:
1) изучение истории воскресных школ;
2) рассмотрение возникновения воскресных школ в России;
3) анализ современных воскресных школ.

Файлы: 1 файл

Реферат основы православной культуры.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Введение

Воскресные  школы - бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

 Размышляя  на тему православных воскресных  школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально  воскресные школы были основаны как  учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует  различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Данная тема актуальна и значима , потому что  касается огромной части населения, а именно людей, верующих. Воскресные школы вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.

Целью данного  реферата является исследование процесса создания воскресных школ.

Цель работы предопределяет постановку и решение  следующих задач:

1) изучение истории воскресных школ;

2)  рассмотрение возникновения воскресных школ в России;

3)       анализ современных воскресных  школ.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История воскресных школ

1.1 Воскресные школы в Великобритании

Основателем первых воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать. Пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали характерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались. По окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь . К неуспевающим применялись телесные наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах.

Рейкс первым применил систему, при которой старшие  ученики, получившие название наставников , занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг).

В Шотландии  обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество воскресных школ продолжало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Король одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патронессой воскресных школ. Вскоре, практика показала, что школы, где преподаватели - волонтеры , более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным.

Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа».

         В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (методистом) и С. Фоксом (квакером) была организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. воскресные школы для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических институтов.

Таким образом , первые шаги в создании воскресных церковных школ сделал Роберт Рейкс.

 

 

 

 

 

1.2 Воскресные школы в странах Европы

 Наибольшее  развитие в Европе приобрели конфессиональные воскресные школы религиозных меньшинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане свободных церквей открывали воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис.

Первая воскресная школа была организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула. В 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспозицию, посвященную воскресным школам, на Всемирной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему воскресных школ, которую смогли использовать свободные церкви . В Норвегии воскресные школы появились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в.

В Нидерландах, Швейцарии  и Франции, а позднее и в Германии воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мира появление воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организаций.

Таким образом, рост количества воскресных школ свидетельствует об укреплении их роли и значения в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Воскресные школы в Северной Америке

 Первые сведения  о детских воскресных школах относятся к XVII в. , но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери.

 В Северной  Америке воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных конфессий. Кроме того, если в Англии движение воскресных школ начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых отдаленных территорий воскресные школы охватили все население.

В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Филадельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри. основали Общество воскресной школы в 1790 г. Через год воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808).  В Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфийский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ . Его члены, представители различных христианских деноминаций ,вели активную пропагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников. Штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ , работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы.

В 1832 г. в Филадельфии состоялся 1-й национальный съезд работников воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. учеников воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от свободной территории и Канады. В этот период число учеников воскресных школ достигло 6 млн, а количество школ превысило 69 тыс. На съезде в сотрудничестве с Союзом британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного использования .Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры . Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения избранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в школах любой конфессии. В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ .В 1907г. название конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ; в 1947г.— на Всемирный совет христианского образования .

Таким образом ,основной задачей совета, объединившего национальные советы многих стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Возникновение воскресных школ в  России

2.1  Воскресные  школы в XIX - нач. XX в

Из истории  возникновения воскресных школ в  России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение.

 В середине XIX в. в  России распространились различные  формы воскресного обучения детей  и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций.

 В апреле 1859 г. в Санкт-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек .В будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова. Вскоре подобные школы открылись в Могилеве , Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани.

Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели  трудились безвозмездно. Ученики обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах — «черчению и основным познаниям в ремеслах».

Частные воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в Санкт-Петербурге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. 8 января 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. последовали повеления о закрытии всех воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами . Обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские воскресные школы, предоставляли свободу в выборе программ обучения. В результате многие воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались антиправительственными силами для революционной пропаганды. После Октябрьской революции 1917 г. система церковных воскресных школ прекратила существование.

Таким образом , воскресные школы сохранились только среди русских эмигрантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, основной целью которых было сохранение духовных связей с Россией.

 

2.2  Воскресные школы кон. XX - нач. XXI в

В начале XX века в России началось возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование, главным образом детей.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи.

Архиерейский  Собор Русской Православной Церкви 1994 г. принял определение «О задачах  Церкви в области религиозного образования», которое вменяет в обязанность  каждому приходу обеспечивать религиозное  образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При благочинии на базе успешно действующих воскресных школ или других учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято положение «О церковноприходской воскресной школе для епархии города Москвы» ,в котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности воскресной школы.

 В 90-х гг. открытие приходских воскресных школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на духовенство, представители которого в большинстве своем не имели специальных педагогических знаний. В начале 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям воскресной школы занимался протоирей Глеб Каледа, проводивший соответствующие учебные семинары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил «Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах». В 1992г. Отдел религиозного образования и катехизации издал сборник программ для воскресных школ «Закон и Заповеди Божий» , в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Проблемы воскресных школ», на котором главное внимание было уделено путям решения кадрового вопроса. В настоящее время воскресные школы— наиболее массовое явление в сфере образовательной деятельности Русской Православной Церкви.

Информация о работе История воскресных школ