История воскресных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является исследование процесса создания воскресных школ.
Цель работы предопределяет постановку и решение следующих задач:
1) изучение истории воскресных школ;
2) рассмотрение возникновения воскресных школ в России;
3) анализ современных воскресных школ.

Файлы: 1 файл

Реферат основы православной культуры.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в 1994 г. существовало более 1200 воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс. детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди учащихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало около 5 тыс. воскресных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современные воскресные школы

Основная программа  обучения в современных воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык. Занятия могут проводиться не только по воскресеньям, но и в другие дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» готовят иконописцев. На базе воскресной школы существуют также спортивные и военно-патриотические организации. В школе помимо основных предметов преподаются военная история России, строевая подготовка, автомобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совместно с родителями.

Существуют  воскресные школы для дошкольного, школьного возраста, для взрослых, семейные, смешанные. Программа семейного обучения успешно реализуется, например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Существуют воскресные школы в местах лишения свободы. В России действуют также воскресные школы представителей других христианских конфессий и других религий.

Главное концептуальное положение, на которое ориентируются в храме Святителя Николая Чудотворца ,таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители "проживают" день встречи вместе, как одна большая семья. Духовно значимым ориентиром выступает здесь традиция совершения в Древней Церкви, так называемых Агап-братских трапез, которые еще назывались "вечери любви".

Итак, воскресный день начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий  по богословским дисциплинам. Изучаются  предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, нравственное богословие и др.

Основная задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему  опытное сердечное знание Бога, что  достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу". Вспомним слова ректора Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного университета протоиерея В. Воробьева: "Как зажигаются сердца верой? Сердце от сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось до революции". Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении.

Занятия в школе  завершаются чаепитием, во время  которого, как и полагается в одной  большой семье, происходит общая  беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д.  

Таким образом, главной сутью воскресных школ является то, что все люди тут - одна православная семья, которая стремиться, в меру собственных сил, быть объединенной одной верой и любовью к Богу и ближним.

 

Заключение

         Основателем первых воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811),который приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей.

Растет количество  воскресных  школ, созданных по системе Рейкса в Европе и в Северной Америке, что свидетельствует об укреплении их роли и значения в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения.

Из истории  возникновения воскресных школ в России известно,  что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в.  История воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности.

В начале XX века в России началось возрождение воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и образование, главным образом детей.

 Для современных  школ главное то, что все люди - одна православная семья, которая стремиться, в меру собственных сил, быть объединенной одной верой и любовью к Богу и ближним.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Вульфсон Б.  Л. Религия, церковь и образование  / Б. Л. Вульфсон / / Педагогика. - 2007. - N 4. - С. 3-8

2. Гликман И.  З. Религия и образование / И. З. Гликман / / Высшее образование сегодня. - 2004. - N2. - С. 50-56

3. Гусейнов А. А. Этика : учебник для вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян . - М. : Гардарики , 2008. - 470 с.

4. Доусон К. Г. Религия и культура / К. Г. Доусон, пер. с англ., авт. вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурин . - СПб. : Алетейя , 2001. - 281 с. - (Миф, религия, культура)

 


Информация о работе История воскресных школ