Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.
- Ребята,
как герой оказался в
(цитирование текста)
Пересказ эпизода.
- А почему, ребята, Витя так поступил?
- Чтобы не показаться жадным, а также, чтобы левонтьевские дети не думали, что он боится бабушку.
- Ребята,
обратите внимание на то, сколько
глаголов употребляет автор
- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
Ответы учащихся.
- Обратите
внимание на то, что автор снова
здесь использует значимые
Какие это глаголы? Глаголы действия. То есть они непоседливы, торопливы, всегда в движении, бегают, не сидят на месте.
- Как
после этого развлекались
- Они были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро о нем забыли, т.к. нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила…нечистая сила»
- Развлечения их были добрые и хорошие?
- Нет.
- Как
левонтьевские ребята и
- Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал»: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!». Рассказчик понимает, что ему поступок не сойдет с рук, понимает, что виноват.
- Как мы с вами видим, автор вновь в своем рассказе употребляет прием антитезы.
- Герои противопоставлены через действия: « тихо плелся за левонтьевскими ребятами» - « они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».
- Почему герой решил обмануть бабушку?
- Во-первых, «бес» Сашка научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день! К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.
- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?
- Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Поэтому его мучит совесть. Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»
- Как меняется герой в ходе своих размышлений?
- Он вспоминает о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя, но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, герой решает: «Не буду так делать!»
- А сейчас, ребята, мы с вами обратим внимание на пейзаж. Что такое пейзаж?
- Найдите
описание рыбалки, описание
- Как
меняется взгляд героя на
- Сначала он просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов. Постепенно его взгляд поднимается вверх, вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит совесть.
- Какова
роль пейзажной зарисовки,
- Описание природы, окружающей среды, мир природы, красота и гармония летнего дня играют роль контраста с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».
- А какова
развязка истории? Развязка
- Каковы ощущения Вити?
Выразительное
чтение.
- «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее».
- Ребята,
мальчик чувствует, что всему
миру явен его позор, что
каждому встречному бабушка
- И вот здесь, ребята, действие достигает своего напряжения, близится кульминация. А что такое кульминация?
- Наибольшее напряжение в повествовании, после которого наступает развязка.
- Зачитайте тот момент, после которого напряжение спадает. (цитирование)
- «Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из моих глаз». Дед сказал: «Попроси прощения».
- Ребята, обратите внимание на то, какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу на стр.114.
- Прощение бабушки.
- А вашим Д/З было нарисовать рисунок к любому эпизоду рассказа. Покажите рисунки и прокомментируйте их.
Показ рисунков учащихся. Их комментарий.
- Ребята, а бабушка купила пряник внуку?
- Да!
- А почему, ведь он ее обманул?
- Потому что редко бывала в городе, а только там продавались такие пряники. Понимала, что не обошлось без совета Саньки. Витя был сиротой, она хотела его порадовать. Верила, что такое больше никогда не повторится. Очень любила внука и прощала ему все.
- Ребята, бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание. Поэтому автор и пишет через несколько лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
- Помните, в начале урока я сказала, что пряник для Вити был и игрушкой, и лакомством. Когда мы дочитали рассказ, к этому перечню можно добавить еще и слово «символ».
- Символом чего теперь можно назвать этот пряник?
- Символом добра, прощения, любви, понимания и др.
- О чем же, по-вашему, этот рассказ, ребята?
- О детстве, о судьбе мальчика Вити.
- Да, ребята,
этот рассказ о детстве –
чудной поре познания мира, первых
столкновений с жизнью, временем, когда
ты бывал невозможно счастлив и
безнадежно одинок. Есть такое выражение: « Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, поэтому и помнится!
- Напишите
мини-сочинение о бабушках и дедушках,
о близких вам людях. Прочитать биографию
Валентина Григорьевича Распутина.
Конспект урока по литературе студентки – практикантки
Николаевой
И.А. школа № 9
9 «г» класс (17.10.2007 г.)
Тема урока: Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
Цель урока: закрепить полученные знания о жизни и деятельности Н.М.Карамзина; проанализировать текст повести «Бедная Лиза»; доказать, что повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма; объяснить смысл названия повести.
Задачи:
Воспитательная: воспитать нравственные качества личности (уважение, доброта, терпимость и др.); воспитать гуманность у учащихся; обогащение духовного мира учащихся; воспитать положительные черты личности ребенка;
Развивающая: развить логическое мышление; развить устную и письменную речь учащихся; научить приемам ведения диалога; развить навыки выразительного и комментированного чтения; научить умению выслушивать мнение собеседника; научить умению отстаивать свою точку зрения; научить умению вести дискуссию;
Образовательная: анализ повести «Бедная Лиза»; характеристика образов; выявление черт сентиментализма в повести.
Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение; комментированное чтение; беседа по вопросам.
Оборудование урока: портрет Н.М.Карамзина, учебник «Литература. 9 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.
План урока:
Тип
урока: комбинированный урок
Отрывки
из хода урока:
- Сегодня мы продолжаем изучение творчества Н.М. Карамзина. Но для начала мы должны вспомнить о каком литературном направлении мы говорили на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы говорили о сентиментализме.
- Дайте, пожалуйста, понятие данному направлению.
- Сентиментализм – это литературное направление, где на смену культа разума, рационализма приходит
культ чувства, чувственности.
- Где
и когда зародился
- Сентиментализм зародился в Англии в 30-е годы 18 века.
- Как
мы знаем, сентиментализм как
литературное направление
- Он делится на следующие течения: английский, французский, немецкий, русский сентиментализм.
- Перечислите, пожалуйста, представителей европейского сентиментализма.
- Ричардсон, Стерн, Грей, Руссо и другие.
- Перечислите, пожалуйста, основные особенности сентиментализма.
Скажите, пожалуйста, когда в России появился сентиментализм?
- В России сентиментализм появился в 60-70-е годы 18 века.
- Назовите
представителей русского
Информация о работе Особенности изучения эпических произведений