Особенности изучения эпических произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.

Файлы: 1 файл

особенности изучения эпических произведений.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

- Ребята, как герой оказался в зависимости  у Сашки. Найдите в тексте.

(цитирование  текста)

Пересказ  эпизода.

- А почему, ребята, Витя так поступил?

- Чтобы не показаться жадным, а также, чтобы левонтьевские дети не думали, что он боится бабушку.

- Ребята, обратите внимание на то, сколько  глаголов употребляет автор при  описании детей Левонтия: смотрите, они хватают (лук), сколько могут  урвать, дерутся, бегут.

- Как  противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?

Ответы  учащихся.

- Обратите  внимание на то, что автор снова  здесь использует значимые глаголы:  «рассердился», «бросил», «жрут». «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «кинулся»,  «бьются». «катаются», «раздавили».

Какие это глаголы? Глаголы действия. То есть они непоседливы, торопливы, всегда в движении, бегают, не сидят на месте.

- Как  после этого развлекались ребята?

- Они были жестокими:  растерзали рыбину  «за некрасивый  вид», «пуляли камнями  в пролетающих  птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро о нем забыли, т.к. нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила…нечистая сила»

- Развлечения  их были добрые и хорошие?

- Нет.

- Как  левонтьевские ребята и рассказчик  относятся к своим поступкам? 

- Левонтьевским все  нипочем: Санька  «заржал»: «Нам-то  ништяк! Ха-ха! А тебе-то  хо-хо!». Рассказчик  понимает, что ему  поступок не сойдет  с рук, понимает, что виноват. 

- Как  мы с вами видим, автор вновь  в своем рассказе употребляет прием антитезы.

- Герои противопоставлены  через действия: «  тихо плелся за  левонтьевскими ребятами»  - « они бежали  впереди меня гурьбой  и гнали по дороге  ковшик без ручки».

- Почему  герой решил обмануть бабушку?

- Во-первых, «бес»  Сашка научил, как  обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день! К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.

- Только  ли страх перед бабушкой мучит  героя?

- Мальчику нелегко  дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Поэтому его мучит совесть. Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»

- Как  меняется герой в ходе своих размышлений?

- Он вспоминает  о бабушке, и  о матери, и о  дедушке, жалеет  себя, но когда  Санька опять начинает  учить его, как  обмануть бабушку,  герой решает: «Не  буду так делать!»

- А сейчас, ребята, мы с вами обратим внимание  на пейзаж. Что такое пейзаж?

- Найдите  описание рыбалки, описание летнего  дня: «День был ясный, летний».  Давайте прочитаем этот эпизод  выразительно.

- Как  меняется взгляд героя на окружающую  природу?

- Сначала он просто  наслаждается теплом, запахами трав, цветов. Постепенно его взгляд поднимается вверх, вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит совесть.

- Какова  роль пейзажной зарисовки, ребята?

- Описание природы, окружающей среды, мир природы, красота и гармония летнего дня играют роль контраста с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».

- А какова  развязка истории? Развязка растянута,  да? Все никак не разрешится внутренний конфликт героя с самим с собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке.

- Каковы  ощущения Вити?

Выразительное чтение. 

- «Тут я провалился  сквозь землю вместе  с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее».

- Ребята, мальчик чувствует, что всему  миру явен его позор, что  каждому встречному бабушка рассказала  об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.

- И вот  здесь, ребята, действие достигает  своего напряжения, близится кульминация.  А что такое кульминация?

- Наибольшее напряжение  в повествовании,  после которого  наступает развязка.

- Зачитайте  тот момент, после которого напряжение  спадает. (цитирование)

- «Дед погладил  меня по голове, и так долго  копившиеся слезы  хлынули безудержно  из моих глаз».  Дед сказал: «Попроси  прощения».

- Ребята, обратите внимание на то, какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу на стр.114.

- Прощение бабушки.

- А вашим  Д/З было нарисовать рисунок к любому эпизоду рассказа. Покажите рисунки и прокомментируйте их.

Показ рисунков учащихся. Их комментарий.

- Ребята, а бабушка купила пряник внуку?

- Да!

- А почему, ведь он ее обманул?

- Потому что редко  бывала в городе, а только там  продавались такие  пряники. Понимала, что не обошлось  без совета Саньки. Витя был сиротой,  она хотела его  порадовать. Верила, что такое больше  никогда не повторится. Очень любила внука и прощала ему все.

- Ребята, бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение  сделали то, чего не сделало  бы самое жестокое наказание.  Поэтому автор и пишет через  несколько лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

- Помните,  в начале урока я сказала,  что пряник для Вити был  и игрушкой, и лакомством. Когда  мы дочитали рассказ, к этому  перечню можно добавить еще  и слово «символ».

- Символом  чего теперь можно назвать этот пряник?

- Символом добра,  прощения, любви,  понимания и др.

- О чем  же, по-вашему, этот рассказ, ребята?

- О детстве, о  судьбе мальчика  Вити.

- Да, ребята, этот рассказ о детстве –  чудной поре познания мира, первых  столкновений с жизнью, временем, когда ты бывал невозможно счастлив и  

безнадежно  одинок. Есть такое выражение: « Все  мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в  становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, поэтому и помнится!

- Напишите мини-сочинение о бабушках и дедушках, о близких вам людях. Прочитать биографию Валентина Григорьевича Распутина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  урока по литературе студентки –  практикантки

Николаевой  И.А.      школа № 9     9 «г» класс  (17.10.2007 г.) 

     Тема  урока: Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Жизнь простых людей. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

     Цель  урока: закрепить полученные знания о жизни и деятельности Н.М.Карамзина; проанализировать текст повести «Бедная Лиза»; доказать, что повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма; объяснить смысл названия повести.

     Задачи:

     Воспитательная: воспитать нравственные качества личности (уважение, доброта, терпимость и др.); воспитать гуманность у учащихся; обогащение духовного мира учащихся; воспитать положительные черты личности ребенка;

     Развивающая: развить логическое мышление; развить устную и письменную речь учащихся; научить приемам ведения диалога; развить навыки выразительного и комментированного чтения; научить умению выслушивать мнение собеседника; научить умению отстаивать свою точку зрения; научить умению вести дискуссию;

     Образовательная: анализ повести «Бедная Лиза»; характеристика образов; выявление черт сентиментализма в повести.

     Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение; комментированное чтение; беседа по вопросам.

     Оборудование  урока: портрет Н.М.Карамзина, учебник «Литература. 9 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.

     План  урока:

  1. Орг. момент – 3 мин.
  2. Повторение (ответы на вопросы по пройденному материалу (сентиментализм, биография и творчество Н.М.Карамзина)) – 7 мин.
  3. Слово учителя – 4 мин.
  4. Беседа по вопросам, выразительное и комментированное чтение (работа по тексту) – 14 мин.
  5. Слово учителя – 2 мин.
  6. Выявление черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза»  - 5 мин.
  7. Подведение итогов – 6 мин.
  8. Выставление оценок – 2 мин.
  9. Постановка Д/З – 2 мин.
 

     Тип урока: комбинированный урок 
 
 
 

     Отрывки из хода урока: 

- Сегодня мы продолжаем изучение творчества Н.М. Карамзина. Но для начала мы должны вспомнить о каком литературном направлении мы говорили на прошлом уроке?

- На прошлом уроке  мы говорили о  сентиментализме.

- Дайте,  пожалуйста, понятие данному направлению.

- Сентиментализм –  это литературное  направление, где  на смену культа разума, рационализма приходит

культ чувства, чувственности.

- Где  и когда зародился сентиментализм?

- Сентиментализм зародился  в Англии в 30-е  годы 18 века.

- Как  мы знаем, сентиментализм как  литературное направление имеет  свои течения. Перечислите их.

- Он делится на  следующие течения:  английский, французский,  немецкий, русский  сентиментализм.

- Перечислите, пожалуйста, представителей европейского сентиментализма.

- Ричардсон, Стерн,  Грей, Руссо и другие.

- Перечислите,  пожалуйста, основные особенности сентиментализма.

  1. Изображение природы
  2. Внимание к внутреннему миру человека (психологизм)
  3. Важнейшая тема сентименталистов – тема смерти
  4. Культ чувства
  5. Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
  6. Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий
  7. Игнорирование окружающей среды, обстоятельствам придается второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально прекрасны
  8. Основные жанры: элегия, психологическая драма, повесть, психологический роман, дневник, путешествие, путевые заметки и др.

Скажите, пожалуйста, когда в России появился сентиментализм?

- В России сентиментализм  появился в 60-70-е  годы 18 века.

- Назовите  представителей русского классицизма.

Информация о работе Особенности изучения эпических произведений