Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.
- Муравьев, Карамзин, Капнист, Львов, молодой Жуковский, Дмитриев и другие.
- Мы
на прошлом уроке сказали, что
ярким представителем
-
«История Государства
Российского», «Марфа
– Посадница», «Наталья,
боярская дочь», «Бедная
Лиза» и другие.
- Какой журнал издавал Н.М.Карамзин?
- «Московский журнал», который выходил 2 года. В нем он печатал свои произведения.
- Какое
произведение Н.М.Карамзина
- Результатом его путешествия по странам Европы стали «Письма русского путешественника», где он описывает жизнь заграницей.
- Итак,
сегодня мы приступаем к
«Бедная Лиза» - …образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной душе».
Е.Осетров
- Как вы думаете, о чем говорит эта фраза?
- Этот эпиграф говорит о том, что это произведение сентиментализма, так как в нем показаны чувства героини, ее внутренний мир. Писателя не интересуют внешние события, ему интересен душевный мир героев.
- О сюжете
повести исследователи говорят,
- В повести говориться о любви простой крестьянки к горожанину, говориться о трагической судьбе героини.
- Как
вы думаете, почему эта
- Успех повести был вызван тем, что публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.
- Как вы думаете, в чем смелость, новизна позиции автора?
- Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека. Это было новым для русской литературы.
- Стала
крылатой фраза Н.М.Карамзина,
что «и крестьянки любить
- Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.
- Итак, обратимся непосредственно к тексту. Скажите, пожалуйста, от какого лица ведется повествование?
- Повествование ведется от лица рассказчика.
- Как
можно охарактеризовать
- Рассказчик – сентиментальный повествователь.
- Докажите свою мысль словами из текста.
- «Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» (Учебник, стр. 63)
- Скажите,
пожалуйста, с чего начинается
повествование в повести «
- Повествование в повести начинается с описания природы.
- Подтвердите
свою мысль отрывком из
- «Но всего приятнее для меня то место, …» (стр. 62-63)
- Кто такая Лиза?
- Лиза – крестьянка.
- Как она воспитывалась?
- Лиза воспитывалась в бедной, но любящей семье.
- Какие взаимоотношения царили в доме?
- Чувствительные, добрые, любящие.
- Подтвердите свою точку зрения примерами из текста повести.
- «В этой хижине, лет за тридцать…» (стр.64)
- Сколько лет Лизе, когда мы знакомимся с ней в первый раз?
- Когда мы знакомимся с Лизой в первый раз ей 15 лет.
- Чем занималась главная героиня?
- Она собирала цветы, ягоды, продавала их в Москве, ткала холсты, вязала чулки и др.
- Как Лиза познакомилась с Эрастом?
- Лиза познакомилась с Эрастом в Москве, когда она пришла продавать собранные ею ландыши.
- Кто
такой Эраст? Какого его
- «Довольно богатый дворянин…» (стр.66)
- Что в первую очередь привлекло Эраста в Лизе?
- Новизна впечатлений.
- Мы
познакомились с описаниями
- Лиза – милая, робкая, застенчивая, трудолюбивая, верная, отзывчивая, добрая, красивая, доверчивая.
- Докажите эти определения ее поступками.
Приводятся примеры.
- Как вы думаете, герои похожи или различны?
Выслушивается мнение учащихся.
- Как
постепенно развивались
- Они очень часто встречались, были свидания, поцелуи.
- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
- Лиза действительно была влюблена в Эраста, а он лишь воспользовался ее чувствами.
- Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
- После того, как он добился ее, когда ее чистота была разрушена.
- Прочитайте
сцену падения Лизы.
- «Ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения…» (стр. 70)
- Как вы думаете, почему свидания Эраста и Лизы прекратились?
- Все желания Эраста исполнились, пропала новизна
- Скажите, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах Лиза в последний раз увидела Эраста? Как он отнесся к ней?
- Лиза увидела Эраста в последний раз, когда пошла в Москву купить для матери розовой воды; Эраст ехал в красивой карете и сообщил Лизе, что он женился, чтобы поправить свое материальное положение.
- Чем отплатил Эраст Лизе за ее любовь?
- Он попытался ей всучить деньги. Оплатил ей за ее любовь унижением и оскорблением.
- Опишите
чувства героини, когда Эраст
выставил ее на улицу.
- «Лиза очутилась на улице…» (стр. 74)
- Как
характеризует Лизу ее
- Поступок Эраста привел Лизу к самоубийству, которое характеризует героиню как слабого человека.
- О каких двух близких людях думает героиня перед смертью?
- Лиза думает перед смертью о двух самых близких ей людях, о тех, кого она больше всего любила: о матери, для которой смерть дочери была равносильна собственной смерти; об Эрасте, который «не мог утешиться и почитал себя убийцей».
- Как сложилась дальнейшая судьба героя? Можно сказать, что он наказан за свой поступок?
- «Эраст был до конца жизни своей несчастлив…» (стр.75)
- Как
характеризуют Эраста его
- С одной стороны – он ветреный, легкомысленный человек; а с другой – он все-таки любил Лизу. Просто существо мужчины таково: он быстро пресыщается любовью. Он – жертва своих страстей, его нельзя назвать эгоистом, так как именно он рассказал историю о бедной Лизе рассказчику, и его до конца дней мучило чувство собственной вины.
- Скажите, пожалуйста, как можно охарактеризовать эпитет «бедная» по отношению к Лизе?
-
По социальному
уровню Лиза не
богата, она крестьянка;
судьба Лизы несчастна;
Лиза не смогла
справиться со
своим порывом,
и по этому утопилась.
Но автор все-таки
больший акцент делает
не на социальное происхождение
героини, а на то, что
она требующая сожаления,
сочувствия героиня
Н.М.Карамзина.
- Ребята, мы сказали, что повесть имела большой успех среди публики. Однако многие обвинили автора в безнравственности, появились даже анонимные эпиграммы:
Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:
Влюбиться в сорванца и утопиться в луже.
или
Здесь в воду бросилась эрастова невеста, -
Топитесь девушки, в пруду довольно места.
- Мы сказали, что повесть «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма. Какие черты этого направления вы увидели в повести?
- Итак, скажите, пожалуйста, что вы сегодня узнали на уроке?
- Сегодня на уроке мы узнали, что повесть Н.М.Карамзина относится к сентиментализму. Здесь на первом плане мир чувств. Происходит столкновение двух миров: сельского и городского, и это приводит к трагедии. Оба героя несчастливы, так как не могут быть вместе и др.
- Конспект
биографии А.Н.Радищева. Чтение «Путешествия
из Петербурга в Москву» (главы: «Пешки»,
«Любани», «Едрова») (Внеклассное чтение).
МИНИСТЕРСТВО ОЬРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА
РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Николаева Ирина Андреевна
___________
подпись
Проверил
старш. преподаватель И.Н. Веревкина
___________
подпись
ЕЛАБУГА
2007
Информация о работе Особенности изучения эпических произведений