Особенности изучения эпических произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.

Файлы: 1 файл

особенности изучения эпических произведений.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

- Муравьев, Карамзин, Капнист, Львов, молодой Жуковский, Дмитриев и другие.

- Мы  на прошлом уроке сказали, что  ярким представителем сентиментализма  в России является Н.М.Карамзин. Скажите, пожалуйста, какие произведения  он написал?

- «История Государства  Российского», «Марфа  – Посадница», «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза» и другие. 

- Какой  журнал издавал Н.М.Карамзин?

- «Московский журнал»,  который выходил  2 года. В нем он  печатал свои произведения.

- Какое  произведение Н.М.Карамзина стало  результатом его путешествия по странам Европы: Германии, Англии, Франции, Швейцарии и др.?

- Результатом его  путешествия по  странам Европы  стали «Письма  русского путешественника», где он описывает  жизнь заграницей.

- Итак, сегодня мы приступаем к изучению  прочитанной вами повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

«Бедная Лиза» - …образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной душе».

Е.Осетров

- Как  вы думаете, о чем говорит  эта фраза?

- Этот эпиграф говорит о том, что это произведение сентиментализма, так как в нем показаны чувства героини, ее внутренний мир. Писателя не интересуют внешние события, ему интересен душевный мир героев.

- О сюжете  повести исследователи говорят,  что он не был ни новым, ни сложным. Скажите, пожалуйста, какие события лежат в основе повести?

- В повести говориться  о любви простой  крестьянки к горожанину, говориться о трагической  судьбе героини.

- Как  вы думаете, почему эта повесть,  написанная в 1792 году, имела небывалый успех, что нашла в ней публика?

- Успех повести  был вызван тем,  что публика сострадала  простым людям,  сочувствовала жертвам  страстей.

- Как  вы думаете, в чем смелость, новизна позиции автора?

- Внимание автора  сосредоточено на  раскрытии внутреннего  мира человека. Это было новым для русской литературы.

- Стала  крылатой фраза Н.М.Карамзина,  что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся  эти знаменитые слова?

- Речь идет не  о Лизе, а о ее  матери. Прочитав  повесть, мы понимаем, что это можно  сказать и о Лизе.

- Итак, обратимся непосредственно к  тексту. Скажите, пожалуйста, от какого  лица ведется повествование?

- Повествование ведется  от лица рассказчика.

- Как  можно охарактеризовать рассказчика?

- Рассказчик –  сентиментальный  повествователь.

- Докажите свою мысль словами из текста.

- «Я люблю те  предметы, которые  трогают мое сердце  и заставляют меня  проливать слезы  нежной скорби!»  (Учебник, стр. 63)

- Скажите,  пожалуйста, с чего начинается  повествование в повести «Бедная  Лиза»? 

- Повествование в повести начинается с описания природы.

- Подтвердите  свою мысль отрывком из художественного  произведения.

- «Но всего приятнее  для меня то  место, …» (стр. 62-63)

- Кто  такая Лиза?

- Лиза – крестьянка.

- Как  она воспитывалась?

- Лиза воспитывалась в бедной, но любящей семье.

- Какие  взаимоотношения царили в доме?

- Чувствительные, добрые, любящие.

- Подтвердите  свою точку зрения примерами  из текста повести.

- «В этой хижине, лет за тридцать…» (стр.64)

- Сколько  лет Лизе, когда мы знакомимся  с ней в первый раз?

- Когда мы знакомимся  с Лизой в первый  раз ей 15 лет.

- Чем  занималась главная героиня?

- Она собирала цветы,  ягоды, продавала  их в Москве, ткала  холсты, вязала чулки  и др.

- Как  Лиза познакомилась с Эрастом?

- Лиза познакомилась  с Эрастом в Москве, когда она пришла продавать собранные ею ландыши.

- Кто  такой Эраст? Какого его социальное  положение, каков характер? Зачитайте  из текста.

- «Довольно богатый  дворянин…» (стр.66)

- Что  в первую очередь привлекло  Эраста в Лизе?

- Новизна впечатлений.

- Мы  познакомились с описаниями двух  главных героев. Опишите, пожалуйста, героиню. По-вашему, какая она?

- Лиза – милая,  робкая, застенчивая,  трудолюбивая, верная, отзывчивая, добрая, красивая, доверчивая.

- Докажите  эти определения ее поступками.

Приводятся примеры.

- Как  вы думаете, герои похожи или  различны?

Выслушивается мнение учащихся.

- Как  постепенно развивались отношения  между Эрастом и Лизой?

- Они очень часто  встречались, были  свидания, поцелуи.

- Чем  было вспыхнувшее чувство для  Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

- Лиза действительно  была влюблена  в Эраста, а он  лишь воспользовался  ее чувствами.

- Когда  и почему отношение Эраста  к Лизе резко переменилось?

- После того, как  он добился ее, когда ее чистота  была разрушена.

- Прочитайте  сцену падения Лизы. 
 

- «Ни одной звездочки  не сияло на  небе – никакой  луч не мог осветить  заблуждения…» (стр. 70)

- Как  вы думаете, почему свидания  Эраста и Лизы прекратились?

- Все желания Эраста исполнились, пропала новизна

- Скажите, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах Лиза в последний раз увидела Эраста? Как он отнесся к ней?

- Лиза увидела Эраста  в последний раз,  когда пошла в  Москву купить  для матери розовой  воды; Эраст ехал  в красивой карете  и сообщил Лизе, что он женился, чтобы поправить свое материальное положение.

- Чем  отплатил Эраст Лизе за ее  любовь?

- Он попытался ей  всучить деньги. Оплатил  ей за ее любовь  унижением и оскорблением.

- Опишите  чувства героини, когда Эраст  выставил ее на улицу. Зачитайте  эпизод.

- «Лиза очутилась  на улице…» (стр. 74)

- Как  характеризует Лизу ее самоубийство?

- Поступок Эраста  привел Лизу к  самоубийству, которое  характеризует героиню  как слабого человека.

- О каких  двух близких людях думает  героиня перед смертью?

- Лиза думает перед смертью о двух самых близких ей людях, о тех, кого она больше всего любила: о матери, для которой смерть дочери была равносильна собственной смерти; об Эрасте, который «не мог утешиться и почитал себя убийцей».

- Как  сложилась дальнейшая судьба  героя? Можно сказать, что он наказан за свой поступок?

- «Эраст был до  конца жизни своей  несчастлив…» (стр.75)

- Как  характеризуют Эраста его поступки? Как вы думаете Эраст злодей  или жертва обстоятельств?

- С одной стороны  – он ветреный, легкомысленный человек;  а с другой – он все-таки любил Лизу. Просто существо мужчины таково: он быстро пресыщается любовью. Он – жертва своих страстей, его нельзя назвать эгоистом, так как именно он рассказал историю о бедной Лизе рассказчику, и его до конца дней мучило чувство собственной вины.

- Скажите,  пожалуйста, как можно охарактеризовать  эпитет «бедная» по отношению  к Лизе?

- По социальному  уровню Лиза не  богата, она крестьянка; судьба Лизы несчастна;  Лиза не смогла  справиться со  своим порывом,  и по этому утопилась.  Но автор все-таки больший акцент делает не на социальное происхождение героини, а на то, что она требующая сожаления, сочувствия героиня Н.М.Карамзина. 
 
 

- Ребята, мы сказали, что повесть имела  большой успех среди публики.  Однако многие обвинили автора в безнравственности, появились даже анонимные эпиграммы:

Ну можно  ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже.

или

Здесь в воду бросилась эрастова невеста, -

Топитесь  девушки, в пруду довольно места.

- Мы  сказали, что повесть «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма. Какие черты этого направления вы увидели в повести?

  1. Раскрывается внутренний мир героини (психологизм) (он раскрывается через описание природы, через внутренний монолог, через рассуждения рассказчика, через описания взаимоотношений между героями).
  2. Культ чувства
  3. Культ природы
  4. Тема смерти
  5. Внимание уделено чувствам простого человека, близкого к природе
  6. Жанр: психологическая повесть.

- Итак, скажите, пожалуйста, что вы сегодня  узнали на уроке?

- Сегодня на уроке мы узнали, что повесть Н.М.Карамзина относится к сентиментализму. Здесь на первом плане мир чувств. Происходит столкновение двух миров: сельского и городского, и это приводит к трагедии. Оба героя несчастливы, так как не могут быть вместе и др.

- Конспект биографии А.Н.Радищева. Чтение «Путешествия из Петербурга в Москву» (главы: «Пешки», «Любани», «Едрова») (Внеклассное чтение). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОЬРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЕЛАБУЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 
 
 
 

   
 

                                                           Выполнила студентка 312 группы

                                                  Николаева Ирина Андреевна

___________

подпись 

                 Проверил

старш. преподаватель  И.Н. Веревкина 

___________

подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕЛАБУГА

2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности изучения эпических произведений