Особенности изучения эпических произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявить особенности изучения эпического произведения в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* выявить сходные и отличительные особенности изучения эпических произведений в средних и старших классах;
* познакомиться с методической литературой по анализу эпического произведения;
* дать характеристику методам и приемам анализа эпического произведения;
* выяснить специфику методики изучения эпических произведений в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
§ 1.1. Анализ образа-персонажа как путь изучения эпического произведения…………………………………………………………...…4
§ 1.2. Компоненты образной системы эпического произведения…………………………………………………………….10
§ 1.3. Работа над эпизодом как основа анализа эпического произведения…………………………………………………...………..16
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
§ 2.1. Общие задачи работы над эпическим произведением ..…….....20
§ 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом……………………………………………………23
§ 2.3. Методы и приемы анализа эпического произведения…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….35.

Файлы: 1 файл

особенности изучения эпических произведений.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     § 2.2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работы над эпизодом 

     К эпическому произведению крупной формы  предисловие в виде лекции учителя  выглядит следующим образом: сначала  сообщается история создания, затем  говорится о событиях, отраженных в романе, о том, против чего и за что выступил писатель и как повлияло его произведение на общественную жизнь страны. Предположим, что надо подготовить класс к изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». В ходе лекции на вступительном занятии мы начнем с характеристики общественной жизни России накануне 60-х годов, расскажем о разногласиях и борьбе революционных демократов с либералами, расколе «Современника», идейной позиции Тургенева и о его романе как о художественном отражении существеннейших противоречий эпохи. Безусловно, без этих знаний учащимся не понять роман в его основе. Учитель должен заинтересовать учащихся произведением. С помощью лекции в ходе работы над эпическим произведением можно добиться высоких результатов, особенно если использовать этот метод на вступительных занятиях по изучению эпических произведений. Но это не значит, что метод лекции следует использовать только на первых уроках по изучению того или иного произведения. Метод лекции уникален, и им можно пользоваться на любых этапах изучения эпического произведения.

     Вернемся  к «повестям Белкина» и отметим  следующий этап работы над прозой Пушкина. Второй этап работы строится на основе повторения «Дубровского» и «Капитанской дочки». Учащимся предлагается самостоятельно на знакомом по VIII классу тексту повести «Капитанская дочка» решить вопрос: «Как помогает композиция повести раскрытию характеров и авторского замысла?»

     Знакомство  с прозой Пушкина включает краткий  обзор учителем содержания повести  «Пиковая дама». В этой части урока  класс заслушивает выступления  учащихся, прочитавших повесть и  получивших индивидуальные задания по темам: «Причины поступков Германна» и «Роль фантастических элементов в повести».

     Поведение Германна ученики объясняют влиянием среды («поведение Германна мотивируется тем, что он живет в обществе, в  котором главное – деньги»; «Германн видит, что лишь те имеют власть, у кого есть капитал, и он решается на все, даже на убийство. Пушкин винит во всем общество»). Психологическая мотивировка поведения героя ускользает от учащихся при попытке дать самостоятельный анализ повести. Раскрывая вопрос о причинах конфликта между героем и средой, школьники подчеркивают различие между Германном и теми, кто имел деньги. 

     Значение  фантастических элементов ученики  понимают следующим образом: «Фантастические  элементы Пушкин вводит для того, чтобы  более ярко показать одолевшую Германа страсть к деньгам. Деньги, деньги, деньги. Все подчинено им». Пушкин дает отрицательную нравственную оценку герою, хотя прямо нигде не высказывает, но жажда денег становится той причиной, которая приводит Германа к трагическому концу.

     Девятиклассники осознают особенности повествовательной  манеры Пушкина при кратком знакомстве с «Повестями Белкина», «Пиковой дамой», а также в ходе повторения «Дубровского»  и «Капитанской дочки». Это стремительное  развитие действия, краткость сюжета, краткость построения предложений, особое значение глагольных конструкций

     Углубление  восприятия прозы Пушкина даже в  сжатом обзорном варианте (при грамотном  подборе методов и приемов  анализа) создает основу для всей последующей работы над эпическими произведениями в старших классах (произведений М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева и др.).

     Следует подчеркнуть, что в жанровом отношении  эпические произведения, изучаемые  в IX классе, достаточно сложны для восприятия учащихся: роман в стихах А.С.Пушкина, социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова, состоящий из пяти повестей, расположенных не в соответствии с хронологией событий; поэма в прозе Н.В.Гоголя.

     В работе десятиклассников над эпическими произведениями расширяется представление  о взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя, об индивидуальном стиле писателя. При изучении романа - эпопей Толстого «Война и мир» уделяется внимание формированию умений стилистического анализа эпизодов.

     Работа  над большим по объему эпическим  произведением требует внимания к самому процессу организации повторного чтения в ходе анализа. Большую помощь в этом отношении могут оказать карточки с заданиями по тексту, предлагаемые в самом начале работы  над романом – эпопеей – для общих, групповых и индивидуальных заданий. Успех занятий по данному роману в значительной степени определяется тем, как было организовано предварительное чтение, контроль преподавателя за выполнением заданий перед началом изучения романа. В практике преподавания сложилась хорошая традиция: проверять знание текста романа до его изучения. Считается целесообразным на первом уроке дать учащимся ряд знаний, рассчитанных на самостоятельность их мышления, а также необходимость углубить и организовать первые впечатления от чтения романа. В соответствии с этим даются письменные проверочные  работы по I тому:

  1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?
 
     
  1. В чем видит  автор подлинный героизм (на батарее  Тушина)?
  2. Почему раненному князю Андрею Наполеон кажется маленьким, ничтожным человеком (князь Андрей на поле Аустерлица)? и др.

     Следуя  поставленной выше задаче, сосредотачиваем  внимание на углубленном анализе  эпизодов первого тома.

     В системе занятий по изучению «Войны и мира» особое значение приобретают  такие качества анализа, как концептуальность и целостность. Реализуются они в идейно-стилистическом анализе эпизодов, в определении «взаимоотношения» частей романа, и соотнесении идейного содержания и авторской позиции с мировоззрением Толстого. Учитель расскажет учащимся, что Толстой, работавший над романом с 1863, в течение семи лет, упорно искал художественную форму для воплощения своего замысла.

     Взяв  за основу «мысль народную», Л.Толстой  нашел новую художественную форму  романа – эпопеи, рамки которого дали ему возможность раскрыть героический подвиг народа войне 1812 г. «Мысль семейная» в романе не существует отдельно от «мысли народной».

     Под таким углом зрения учитель проводит концептуальный анализ «опорных»  эпизодов I тома, формируя представление о проблематике романа. Учащимся дается определенный круг проблем: судьба народа, вопрос о путях развития русского общества и о судьбах лучших представителей дворянского класса, проблема подлинного начала в человеке, вопрос о назначении женщины, проблемы воспитания, осуждение бонапартизма, ценность естественного начала в противовес светскому.

     Работа  над отрывками из произведения нужно  обращать внимание на определенные моменты, которые раскроются в коллективной беседе под 

руководством  учителя. При анализе произведений большого объема для того, чтобы проверить знания учеников, нужно использовать индивидуальные карточки с заданиями. Их использование дает возможность проверить готовность учащихся, а также возможность реализовать индивидуальный подход к ученику, углубить работу читателя на уроках изучения особенно большого по объему произведения.

       Работая над эпизодом неудавшегося  бегства Наташи с Анатолем  Курагиным, учащиеся отмечают  узость интересов Анатоля и Долохова. В основе их дружбы лежали совместные мелкие интересы, отсутствие высоких идеалов и прочных нравственных устоев.  Учащиеся вспоминают другую сцену, связанную по закону контраста с  рассмотренной, — разговор князя Андрея и Пьера на пароме во время поездки из Богучарова в Лысые Горы. Они видят иной мир, иные отношения, постоянное горение и поиск смысла жизни, следование гражданским идеалам и высоким нравственным критериям.  

    Мысли Толстого об истинной  дружбе и любви, об истинной  естественной красоте Наташи  и внешней светской красоте Элен как красоте бездуховной важны для понимания толстовской концепции человеческой личности.

       Не менее важен другой аспект  — изображение человека в постоянном  движении, в обновлении. В романе  немало сцен, раскрывающих эту  сторону мировосприятия автора. Учащиеся используют их в ответах. После разговора князя Андрея с Пьером «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Встреча Пьера с Каратаевым возвращает ему ощущение красоты мира. Не случайно «чувство радости, свободы, жизни», охватившее Пьера после освобождения из плена, сопряжено с новыми жизненными открытиями, с новым отношением к народу. «Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне — все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы,  невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайно могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа»

           С интересом относятся учащиеся  к необходимости определить идейно-композиционное  значение сцены встречи Пьера  и Наташи Эта работа показала  возросший уровень их художественной культуры, способность к теоретическому осмыслению и восприятию  прочитанного. Возвращение Наташи к жизни с особой художественной силой  раскрыто Толстым в тончайших движениях ее души, в деталях поведения.

           Учащиеся читают строки из  заключительной XX главы IV тома: «Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. Неожиданное для нее самой — сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения». Толстой не случайно заканчивает этой сценой IV том. Это раскрывает одну из основных граней его мировоззрения: веру в силу жизни, в счастье, в то могущественное и нетленное, что было в разрушенной Москве, в страданиях народа, в душе его героев.

        На уроках по роману постепенно  накапливались представления учащихся  о  понятии «роман-эпопея» и  о творческой индивидуальности Толстого.  Обобщения-выводы учащихся под руководством преподавателя оформляются в  коллективно составленном плане.

           Идейно-художественные особенности  романа-эпопеи:

           1.Масштабность эпического изображения русской жизни начала XIX века.

           2.Обращение к народу как к источнику всех ценностей.

           3.Изображение истоков подлинного героизма русского народа.  

           4.Духовные искания личности на фоне исторических и общественных событий.

           5.Исследование Толстым «диалектики души» — величайшее достижение русской   реалистической литературы.

           6.Гневный протест против жестокости войны, жизнеутверждающий пафос романа-эпопеи.

           7.Приоритет нравственного начала в толстовской концепции человеческой личности.

           Особое место в работе по  теме «Книга Толстого — учебник  жизни» отводится мыслям Толстого  о жестокости войны. Героическая  и антивоенная тема постоянно  переплетается в сценах романа. Краткий анализ эпизода гибели  Пети Ростова вызывает глубокое  эмоциональное переживание учащихся. Охваченный высоким гражданским патриотическим порывом, он гибнет в первом же бою партизанского отряда: «Денисов...  подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе  запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я люблю  что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», — вспомнилось ему».

           Толстой писал о недавней для  его времени истории — и  вместе с тем ставил вопросы  современности: вопросы войны  и мира, вопрос о путях развития  русского общества. Учитель совместно с учениками приходит к выводу, что концовка событийной линии романа неслучайна: обещание Николеньки Болконского, который в своем сознании давно поставил на противоположные полюса Пьера Безухова и Николая Ростова — сделать то, чем бы был доволен даже его отец.

     Подводя с учащимися итоги по теме «Историко-философские  воззрения Толстого», используем текст  эпилога. Через семь лет после 12-го года «взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега». Однако Толстой видит глубинное бурление этого моря, он подчеркивает историческую обусловленность действий Александра I,  Наполеона, любой личности в истории. Один Кутузов показан человеком, понявшим стремления народа в войне, единого в желаниях с желаниями солдат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности изучения эпических произведений